Заключение
Характерной чертой батальных картин Боголюбова является их исключительная историческая правдивость. По картинам Боголюбова можно изучать историю всех морских сражений нашего русского флота и реально представить обстановку, особенности, детали каждого из этих боёв. Моряк по профессии, Боголюбов до тонкости знает корабль, его оснастку, тактические свойства, а также всю обстановку морской жизни. Поэтому на картинах Боголюбова не случается парусов и мачт не на своём месте. Каждый корабль на его картинах в состоянии выдержать самую строгую критику специалиста. Эти картины навсегда останутся драгоценными документами о героическом прошлом русского народа и его флота. Это огромный вклад художника-патриота Боголюбова в сокровищницу русского искусства.
Данную картину отличает обострённое чувство формы и фактуры предметов, тонкой градацией близлежащих оттенков цвета, свободой и многообразием живописных приемов при сохранении строгого, реалистически точного рисунка. Кстати, последнее со всей наглядностью выявляет исследование произведений Боголюбова в инфракрасном свете. Лежащий в основе работ художника четкий рисунок является существенным признаком, дающим возможность отличить подлинные произведения мастера.
Исключительно высоки профессиональные качества картины. В этом произведении художник и достиг редкого, но всегда желанного в искусстве единства глубокого художественного замысла с соответствующим мастерством исполнения. В композиции нет ничего лишнего, все пластические и колористические средства направлены к одной цели - выражению замысла художника донести до зрителя впечатление, навеянное великими победами русского флота и девственной, почти незаметной, природой побережья моря. И это удается художнику. Своеобразное настроение картины он формирует необычным сочетанием воспроизведенной объективной реальности, живой действительности боя с привнесенными элементами спокойствия и умиротворения.
Конечно, Боголюбова нельзя ставить в один ряд с теми русскими пейзажистами, искусство которых безраздельно связано с русскими темами и демократической основой идейного искусства. Но если сравнить его пейзажи с картинами художников академического направления, прогрессивные черты боголюбовского творчества станут, неоспоримы при всём его нескрываемом расхождении с идейной программой передвижников. Отчётливо выступают в его художественной и общественной деятельности и искренний интерес к русской реалистической школе, и столь же искренняя готовность содействовать её утверждению и совершенствованию. Что же касается долгой жизни Боголюбова вдали от России, то и здесь весь её сложившийся стиль непрестанного дружественного общения смог стать источником связи русской и западноевропейской культуры в лучшем понимании этого слова.
Список использованных источников и литературы
Источники:
Бой русского фрегата с турецкими кораблями. 1857
Холст, масло. 119Ч190,5
Справа внизу подпись: «Алесњі Боголюбовъ 1857».
Приобретена в 1987 у А. М. Семеновой, Москва.
Инвентарный Ж-1426.
Каталог юбилейной выставки А. П. Боголюбова: К 150-летию со дня рождения. Саратов, 1974.
Литература:
1. Андроникова М. И. Боголюбов (1824-1896). М., 1962.
2. Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура. - М.: Эллис Лак, 1997. - 736 .с
3. Александр Бенуа размышляет… М., 1968, с. 341.
4. Виннер А. В. Как работать над пейзажем масляными красками. - М.: Профиздат, 1971.
5. Гончарик Н. П. и др. Путеводитель по Государственному художественному музею Алтайского края: К 45-летию со дня появления. Барнаул, 2002.
6. Голубева О. Л. Основы композиции. - М., 2004. - 119 с.
7. Даниэль С. М. Искусство видеть. Л., 1990.
8. Ильина Т. В. Введение в искусствознание: Учеб. Пособ. Для студентов вузов. - 206 с.: ил. - М.: АСТ: Астрель, 2003.
9. Кандинский В. Точка и линия на плоскости, 2002
10. Карр-Гамм С. Словарь символов в искусстве. - 335 с.: ил. - М.: АСТ: Астрель, 2003.
11. Керлот Х. Э. Словарь символов. М.: REFL-book, 1994, с. 608.
12. Ковалевский П. К. Годичная выставка в Академии художеств. - «Отечественные записки», 1869, № 10, с. 305.
13. Кашекова И. Развитие пейзажа в живописи, 2004
14. Кожевников Г. И. Алексей Петрович Боголюбов. 1824-1896. - Массовая библиотека «Искусство», М. - Л., 1949.
15. Кожевников Г. И. Алексей Петрович Боголюбов. 1824-1896 // Русское искусство: Очерки о жизни и творчестве художников. Вторая половина XIX века. М., 1962. Ч. 1.
16. Макарова Н. К. Пейзаж в русской живописи. От классицизма до символизма. - М., 1999
17. Мальцева, Ф. С. Мастера русского пейзажа. Вторая половина XIX века. - 175 с.: ил. - М., 2001.
18. Маринисты (энциклопедия живописи). - 352 с.: ил. - М.: Ольма-Пресс, 2001.
19. Мочалов Л. В. Пространство мира и пространство картины. М., 1983.
20. Полевой В. М. Популярная художественная энциклопедия. - 613 с.: ил. - М.: Советская энциклопедия, 1986.
21. Пилярский В. Морские батальные картины Алексея Петровича Боголюбова // Искусство. 1953. № 4.
22. Огарева Н.В. О "Записках моряка-художника"//Волга. 1996. № 2-3. С. 6.
23. Раушенбах В. Пространственное построение в живописи. М., 1980.
24. Шорохов Е. В. Композиция. - М.: Просвещение, 1986. - 207 с.: ил.
25. Энциклопедия пейзажа. - М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2002. - 351 с.: ил.
26. B. G. P. Diccionario universal de la mitologia. Barcelona, 1835.