Стилистический анализ произведения А.П. Боголюбова "Бой русского брига с двумя турецкими кораблями" из фонда Государственного художественного музея Алтайского края

курсовая работа

Заключение

Характерной чертой батальных картин Боголюбова является их исключительная историческая правдивость. По картинам Боголюбова можно изучать историю всех морских сражений нашего русского флота и реально представить обстановку, особенности, детали каждого из этих боёв. Моряк по профессии, Боголюбов до тонкости знает корабль, его оснастку, тактические свойства, а также всю обстановку морской жизни. Поэтому на картинах Боголюбова не случается парусов и мачт не на своём месте. Каждый корабль на его картинах в состоянии выдержать самую строгую критику специалиста. Эти картины навсегда останутся драгоценными документами о героическом прошлом русского народа и его флота. Это огромный вклад художника-патриота Боголюбова в сокровищницу русского искусства.

Данную картину отличает обострённое чувство формы и фактуры предметов, тонкой градацией близлежащих оттенков цвета, свободой и многообразием живописных приемов при сохранении строгого, реалистически точного рисунка. Кстати, последнее со всей наглядностью выявляет исследование произведений Боголюбова в инфракрасном свете. Лежащий в основе работ художника четкий рисунок является существенным признаком, дающим возможность отличить подлинные произведения мастера.

Исключительно высоки профессиональные качества картины. В этом произведении художник и достиг редкого, но всегда желанного в искусстве единства глубокого художественного замысла с соответствующим мастерством исполнения. В композиции нет ничего лишнего, все пластические и колористические средства направлены к одной цели - выражению замысла художника донести до зрителя впечатление, навеянное великими победами русского флота и девственной, почти незаметной, природой побережья моря. И это удается художнику. Своеобразное настроение картины он формирует необычным сочетанием воспроизведенной объективной реальности, живой действительности боя с привнесенными элементами спокойствия и умиротворения.

Конечно, Боголюбова нельзя ставить в один ряд с теми русскими пейзажистами, искусство которых безраздельно связано с русскими темами и демократической основой идейного искусства. Но если сравнить его пейзажи с картинами художников академического направления, прогрессивные черты боголюбовского творчества станут, неоспоримы при всём его нескрываемом расхождении с идейной программой передвижников. Отчётливо выступают в его художественной и общественной деятельности и искренний интерес к русской реалистической школе, и столь же искренняя готовность содействовать её утверждению и совершенствованию. Что же касается долгой жизни Боголюбова вдали от России, то и здесь весь её сложившийся стиль непрестанного дружественного общения смог стать источником связи русской и западноевропейской культуры в лучшем понимании этого слова.

Список использованных источников и литературы

Источники:

Бой русского фрегата с турецкими кораблями. 1857

Холст, масло. 119Ч190,5

Справа внизу подпись: «Алесњі Боголюбовъ 1857».

Приобретена в 1987 у А. М. Семеновой, Москва.

Инвентарный Ж-1426.

Каталог юбилейной выставки А. П. Боголюбова: К 150-летию со дня рождения. Саратов, 1974.

Литература:

1. Андроникова М. И. Боголюбов (1824-1896). М., 1962.

2. Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура. - М.: Эллис Лак, 1997. - 736 .с

3. Александр Бенуа размышляет… М., 1968, с. 341.

4. Виннер А. В. Как работать над пейзажем масляными красками. - М.: Профиздат, 1971.

5. Гончарик Н. П. и др. Путеводитель по Государственному художественному музею Алтайского края: К 45-летию со дня появления. Барнаул, 2002.

6. Голубева О. Л. Основы композиции. - М., 2004. - 119 с.

7. Даниэль С. М. Искусство видеть. Л., 1990.

8. Ильина Т. В. Введение в искусствознание: Учеб. Пособ. Для студентов вузов. - 206 с.: ил. - М.: АСТ: Астрель, 2003.

9. Кандинский В. Точка и линия на плоскости, 2002

10. Карр-Гамм С. Словарь символов в искусстве. - 335 с.: ил. - М.: АСТ: Астрель, 2003.

11. Керлот Х. Э. Словарь символов. М.: REFL-book, 1994, с. 608.

12. Ковалевский П. К. Годичная выставка в Академии художеств. - «Отечественные записки», 1869, № 10, с. 305.

13. Кашекова И. Развитие пейзажа в живописи, 2004

14. Кожевников Г. И. Алексей Петрович Боголюбов. 1824-1896. - Массовая библиотека «Искусство», М. - Л., 1949.

15. Кожевников Г. И. Алексей Петрович Боголюбов. 1824-1896 // Русское искусство: Очерки о жизни и творчестве художников. Вторая половина XIX века. М., 1962. Ч. 1.

16. Макарова Н. К. Пейзаж в русской живописи. От классицизма до символизма. - М., 1999

17. Мальцева, Ф. С. Мастера русского пейзажа. Вторая половина XIX века. - 175 с.: ил. - М., 2001.

18. Маринисты (энциклопедия живописи). - 352 с.: ил. - М.: Ольма-Пресс, 2001.

19. Мочалов Л. В. Пространство мира и пространство картины. М., 1983.

20. Полевой В. М. Популярная художественная энциклопедия. - 613 с.: ил. - М.: Советская энциклопедия, 1986.

21. Пилярский В. Морские батальные картины Алексея Петровича Боголюбова // Искусство. 1953. № 4.

22. Огарева Н.В. О "Записках моряка-художника"//Волга. 1996. № 2-3. С. 6.

23. Раушенбах В. Пространственное построение в живописи. М., 1980.

24. Шорохов Е. В. Композиция. - М.: Просвещение, 1986. - 207 с.: ил.

25. Энциклопедия пейзажа. - М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2002. - 351 с.: ил.

26. B. G. P. Diccionario universal de la mitologia. Barcelona, 1835.

Делись добром ;)