2.3 Анализ образного и живописного жанра
Образ художественный -- категория эстетики, средство и форма освоения жизни искусством; способ бытия художественного произведения.
В прошлом году эту картину реставрировали, но сделали это очень плохо, т.к. видны необычайно белые пятна, есть 2 трещины, которые грозят увеличиться в размерах, и мы потеряем великое произведение А. П. Боголюбова, если работники музея и реставраторы не смогут помочь вовремя.
Идейный замысел произведений живописи конкретизируется в теме и сюжете и воплощается с помощью композиции, рисунка и цвета (колорита). [22] Общий живописный тон позволяет изобразить предметы в единстве с окружающей средой, валеры образуют тончайшие градации тона. На непосредственном изучении натуры основано воспроизведение естественного освещения и воздушной среды (пленэр). Выразительность живописи определяется и характером мазка, обработкой красочной поверхности (фактура). Передача объема и пространства связана с линейной и воздушной перспективой, светотеневой моделировкой, использованием тональных градаций и пространственных качеств теплых и холодных цветов. Живопись может быть однослойной (алла прима) и многослойной, имеющей подмалевок и лессировки.
Фактура - (от лат. factura -- обработка) в изобразительном искусстве характер поверхности произведения. Фактура - это одно из свойств предметного мира, наряду с формой и цветом помогающее ориентироваться в окружающей действительности, а также одно из средств выражения художественного образа произведения. Фактура - это характер поверхности предмета, определяющийся свойствами материала, из которого он состоит, и способом его обработки.
Характер поверхности, или фактуру, человек воспринимает обычно зрительно - как она отражает или поглощает свет, а также осязательно - проводя рукой по предмету. Однажды соприкоснувшись с фактурой или каким-либо материалом, человек надолго сохраняет ощущение от его поверхности и легко воскрешает это ощущение. Ассоциации, навеянные той или иной фактурой, могут в течение длительного времени оставаться в памяти. Так, материальное (фактура) рождает духовное, а духовное, в свою очередь, хранит память о материальном.
Фактура имеет физическую характеристику, а также обладает эстетической выразительностью. К физическим свойствам фактуры относятся гладкость, шероховатость, колючесть, скользкость, бугристость, пушистость, мягкость. Во многих случаях это зависит от технологии обработки материалов.
Фактуру вне конкретного материала и формы представить просто невозможно. Соответствие формы и фактуры, их единство - одна из важнейших проблем, которую необходимо решить художнику. Алексею Петровичу Боголюбову удалось в данной работе объединить эти два фактора.
Фактура - это такое средство выражения художественного образа, влияние которого сказывается при непосредственном восприятии произведения. Только тогда ощущается вся значимость фактуры в формировании и раскрытии образа. Поэтому произведения искусства, которые люди видят не в оригинале, не могут произвести на них должного впечатления и передать всё то, что волновало автора.
Серьезное внимание уделяет Боголюбов фактурному решению произведений, умело, сочетая подмалевок с применением лессировки и корпусных красок, разнообразя мазки, которые наносятся различными кистями. Моделировка формы становится у него предельно точной и уверенной.
Данную картину отличает обострённое чувство формы и фактуры предметов, тонкой градацией близлежащих оттенков цвета, свободой и многообразием живописных приемов при сохранении строгого, реалистически точного рисунка. Кстати, последнее со всей наглядностью выявляет исследование произведений Боголюбова в инфракрасном свете. Лежащий в основе работ художника четкий рисунок является существенным признаком, дающим возможность отличить подлинные произведения мастера.
Колорит - (итал. colorito, от лат. color -- цвет), система цветовых сочетаний в произведениях изобразительного искусства. Одно из важнейших средств эмоциональной выразительности -- может быть теплым (преимущественно красные, желтые, оранжевые тона) и холодным (преимущественно синие, зеленые, фиолетовые), спокойным и напряженным, ярким и блеклым, основанным на локальных цветах и на использовании тональных отношений, рефлекса, валера.
Колорит картины построен на сочетании тёплых - жёлтого, коричневого, розоватого и холодных - изумрудного, голубого, тёмно-синего, зелёного. Эти тона чётко выделяются. Цветовые отношения он умело сливает в общую картину, накладывая один цвет на другой, получая при этом смешивании основных красок своей палитры дополнительные переходные тона. В результате все формы в картине мягко лепятся и воспринимаются, не раздражая глаз смотрящего человека.
Богатство и разнообразие цветовых решений изображаемого моря увлекает Боголюбова. Неотрывно штудируя натуру, художник постоянно рисовал в сначала в России, потом оттачивал свои навыки за границей, изучая технику передачи, проникая в анатомию природы и делая это с огромным увлечением. Приблизиться к морю было его главной целью уже в ту пору. Наряду с морскими волнами, он старательно изображал корабли, лодки или, например, стоящую крестьянку со своим сыном перед бескрайним морем в порту. [15]
Благодаря мастерски переданной живописью свето-воздушной среде, объединившей собой небо, водную гладь и дали, все включённые в композицию компоненты выявляют в созданном образе его собственно пейзажное начало. Спокойный по облику пейзаж наполняется ощущением непрерывности жизни, искусно подчёркнутой то ритмом чередования изображённых кораблей, то торжественной красотой поднятых парусов, то их цветным колеблющимся отражением в серебристой глади реки.
Но, может быть, главным здесь было метко закреплённая рисунком форма судов и их положение в пространстве по отношению друг к другу, что в большой мере и могло придать повышенную выразительность так называемому жанровому сюжету.