logo search
Анализ картины "Крик" Эдварда Мунка

2. Возможные источники вдохновения

В литературе нет недостатка в разнообразии версий относительно обстоятельств создания "Крика". В фоновом пейзаже "Крика" угадывается вид Осло-фьорда с холма Экеберг в Христиании. Изначальное название на немецком, данное Мунком картине, было "Der Schrei der Natur".

"Я шёл по тропинке с двумя друзьями - солнце садилось - неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и оперся о забор - я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-черным фьордом и городом - мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу".

В 1978 году искусствовед Роберт Розенблюм высказал мнение, что бесполое существо на переднем плане могло быть навеяно видом перуанской мумии, которую Мунк, возможно, видел на всемирной выставке в Париже в 1889 году. Мумия, скрюченная в позе эмбриона, с прижатыми к щекам руками, также поразила воображение Поля Гогена, она послужила прообразом для центральной фигуры на картине "Человеческое горе" и старухи в левой части картины "Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?". Недавно итальянский антрополог высказал мнение, что Мунк, возможно, видел другую мумию во флорентийском музее, ибо она больше напоминает фигуру на картине.

Существует также версия, что картина эта частично -- плод психического расстройства; в самом деле, есть сведения, что художник страдал маниакально-депрессивным психозом. "Мунк неустанно воспроизводил „Крик", словно таким образом пытаясь избавиться от него, -- до тех пор, пока не прошёл курс лечения в клинике. С победой над психозом он утерял способность (или необходимость) делать это.