logo
Анализ картины "Крик" Эдварда Мунка

1. Художник

"Болезнь, безумие и смерть - черные ангелы, которые стояли на страже моей колыбели и сопровождали меня всю жизнь", - писал Мунк о себе.

"Писать для меня - это болезнь и опьянение. Болезнь, от которой я не хочу отделаться, и опьянение, в котором хочу пребывать".

Биография

Эдвард Мунк родился 12 декабря 1863 года в Лэтене (норвежская провинция Хедмарк), в семье военного врача Эдварда Кристиана Мунка. В следующем году семья переселилась в столицу. Отец стремился дать своим пяти детям хорошее образование. Но это было непросто, особенно после смерти от туберкулеза жены в 1868 году. В 1877 году от той же болезни скончалась любимая сестра Эдварда - Софи. Позднее он посвятит ей трогательную картину "Больная девочка".

Эти тяжелые потери не могли пройти бесследно для впечатлительного мальчика, позднее он скажет "Болезнь, безумие и смерть - черные ангелы, которые стояли на страже моей колыбели и сопровождали меня всю жизнь". Смерть самых близких людей Эдвард принял за предначертание собственного пути.

8 ноября 1888 года Эдвард написал в дневнике "Отныне я решился стать художником". Ранее по настоянию отца он поступил в 1879 году в Высшую техническую школу. Однако уже в 1881 году Эдвард начал обучение в Государственной академии искусств и художественных ремесел, в мастерской скульптора Юлиуса Миддльтуна. В следующем году он стал изучать живопись под руководством Кристиана Крога.

Его ранние работы, такие как "Автопортрет" (1873) и "Портрет Ингер" (1884), не позволяют сделать какие-нибудь выводы о дальнейшем развитии творчества молодого художника.

В 1885 году Мунк едет во Францию и три недели живет в Париже. Ему повезло не только побывать в Лувре, но и застать последнюю выставку импрессионистов. Конечно, подобные впечатления не могли пройти бесследно, появляются картины "Танцевальный вечер" (1885) и "Портрет живописца Енсена-Хьеля"(1885). Однако для первой знаменитой картины художника - "Больная девочка" - характерны сугубо индивидуальный характер и обостренная чувствительность. Художник писал "Работа над картиной "Больная девочка" открыла мне новые пути, и в моем искусстве произошел выдающийся прорыв. Большинство моих поздних произведений обязано своим происхождением этой картине".

В последующие годы Мунк расстается с мечтательной неопределенностью, придававшей его произведениям особое очарование, и обращается к темам одиночества. Смерти, угасания. В 1889 году на персональной выставке Мунк представил сто десять своих работ. Преобладают картины, где художник анализирует отношения фигуры с окружением, будь то интерьер или пейзаж "Весна", "Вечерняя беседа", "Ингер на берегу".

В 1889 году Мунк получил государственную стипендию и снова отправился во Францию. Он оставался там до 1892 года, живя сначала в Париже, затем в Сен-Клу. Четыре месяца Мунк посещал уроки рисунка Леона Бонна, но значительно большую пользу ему принесло изучение старых и современных мастеров Писсарро, Мане, Гогена, Сера, Серюзье, Дени, Вюйяра, Боннара, Рансона. Он пишет несколько пуантилистских картин - "Английская набережная в Ницце" (1891), "Улица Лафайет" (1891). Дань импрессионизму он отдает в картинах "Зрелость" (около 1893), "Тоска" (1894), "Наследующий день" (1895).

Но гораздо интереснее для понимания дальнейшего творчества картина "Ночь в Сен-Клу" (1890), написанная после смерти отца, которую Эдвард пережил очень болезненно. Это произведение, предвещающее драматизм и ярко выраженную индивидуальность зрелого стиля художника.

В 1892 году по приглашению Союза берлинских художников Мунк приехал в Берлин. Здесь он познакомился с интеллектуалами, поэтами, художниками, в частности, с Августом Стриндбергом, Густавом Вигеландом, историком искусства Юлиусом Мейер-Грефе и Пшибышевскими. Выставка Мунка, открытая лишь на несколько дней, оказала значительное влияние на формирование берлинского Сецессиона.

Вскоре художник пишет свою самую знаменитую картину - "Крик". "Крик" входит в цикл произведений под общим названием "Фриз жизни", о котором Мунк говорил, что это "поэма о жизни, любви и смерти". Художник работал над этим циклом с долгими перерывами в течение тридцати лет. Первая дата - 1888-1889 годы. Фриз включает "Поцелуй", "Барку юности", мужчин и женщин, "Вампира", "Крик", "Мадонну". Он задуман как цикл декоративной живописи, как полотно ансамбля жизни. В этих картинах за извилистой линией берега - всегда волнующееся море и под кронами деревьев развертывается своя жизнь с ее причудами, все ее вариации, ее радости и печали.

На рубеже веков Мунк пишет также пейзажи в стиле модерн "Зима" (1899), "Береза под снегом" (1901), он создает символистские гравюры, литографии и ксилографии. Мунк получает признание - меценаты заказывают ему портреты или росписи в своих домах. Так, Мунк исполнил великолепный посмертный портрет Фридриха Ницше на фоне мрачного пейзажа (1905-1906). Декорации, выполненные Мунком к постановке Максом Рейнхардтом драмы Ибсена "Привидения", получили международный резонанс.

С 1900 по 1907 год Мунк живет в основном в Германии Берлин, Варнемюнде, Гамбург, Любек и Веймар. Художник создал своеобразную сюиту видов этих городов. Один из них - офорт "Любек" (1903). В этом офорте город похож на средневековую крепость, безлюдную и отрешенную от жизни.

В 1909 году Мунк после пребывания в клинике доктора Якобсона, вызванного многомесячной нервной депрессией, возвращается на родину. В поисках тишины и покоя он стремится к уединению некоторое время живет в Осгорстранне, Крагере, Витстене, на небольшом острове Иелэйя, а затем, в 1916 году, приобретает имение Экелю, севернее норвежской столицы, которое он не покидал уже до конца своих дней.

Черты нового сказались в работах, относящихся к разным жанрам. Особенно они проявились в портрете, который становится после 1900 года одним из ведущих жанров в творчестве художника. Он создает галерею острых по характеристике и запоминающихся образов современников, будь то большие заказные портреты, портреты друзей и знакомых или норвежских рыбаков и моряков.

Мунк не писал портреты тех людей, которых плохо знал. Фиксация внешнего сходства его не удовлетворяла. Портреты художника - исследование человеческой души. Со многими из портретируемых он был связан узами творческой дружбы. Среди них были Август Стриндберг, Ханс Иегер, Станислав Пшибышевский, Генрик Ибсен, Стефан Малларме, Кнут Гамсун и многие другие из литературной среды Скандинавии и Германии. Исключение составляют портреты Фридриха Ницше (1906), "сочиненные художником после общения с сестрой известного философа".

Начиная с 1910 года, Мунк все чаще обращается к теме труда. Он пишет картины "Весенние работы. Крагерё" (1910), "Лесоруб" (1913), "Весенняя пахота" (1916), "Мужчина на капустном поле" (1916), "Разгрузка судна" (около 1920), гравюры "Рабочие, убирающие снег" (1912), "Землекопы" (1920).

Важное место в графических работах Мунка занимает северный пейзаж. Ярким примером служат ксилографии "Скалы в море" (1912) и "Дом на берегу моря" (1915). В этих листах мастер показал суровое эпическое величие и монументальность норвежского ландшафта.

"Поздний период творчества - не самое лучшее время для художника, - считает Ж. Сельц. - Несмотря на свойственную картинам позднего периода эстетическую неопределенность, они образуют самую спонтанную, непосредственную его часть. Кроме того, Мунк выполнил в это время большие стенные росписи, первоначально созданные в Крагерё и предназначенные для актового зала университета в Осло. В 1916 году они были туда доставлены, и художник должен был преодолеть многочисленные препятствия, чтобы добиться их одобрения. Результат долгих подготовительных работ оказался разочаровывающим. Дикость уступила место настойчивости и упорству чувствуется тщательная работа в мастерской, но даже самые интересные философские идеи не могут скрыть художественной слабости произведений".

Фрески, написанные в 1922 году для столовой шоколадной фабрики "Фрейя" в Осло, также очень слабы. В скупой, почти карикатурной форме воссоздает Мунк некоторые темы своих лучших картин. Еще более разочаровывают композиции фресок для ратуши в Осло, над которыми он работал с 1928 года до своей смерти в 1944 году. Правда, он страдал глазным заболеванием, которое вынудило его на много лет почти полностью отказаться от работы художника.

Психическая травма привела Мунка к алкоголизму, галлюцинациям и мании преследования.

Умер Мунк 23 января 1944 года в местечке Экели близ Осло.