12. Понятие «Средние века». Христианская концепция и развитие изобразительного искусства.Границы «романского периода» в искусстве Западной Европы. Основные принципы и признаки романского стиля.
Сре́дние века́ (средневеко́вье) — исторический период, следующий после античности и предшествующий новому времени.
В средние века человек рассматривается прежде всего как часть мирового порядка, установленного Богом. А представление о нем самом, как оно выражено в христианстве, сводится к тому, что человек есть «образ и подобие Бога». Но, согласно данной точке зрения, в реальности этот человек внутренне раздвоен вследствие его грехопадения, поэтому он рассматривается как единство божественной и человеческой природы, которое находит свое выражение в личности Христа. Поскольку каждый изначально обладает божественной природой, он имеет возможность внутренне приобщиться к божественной «благодати» и тем самым сделаться «сверхчеловеком». В этом смысле концепция сверхчеловека часто развивается и в русской религиозной философии.
Романское искусство Западной Европы было преимущественно религиозным, также как и мировоззрение феодального общества. Католическая церковь обладала исключительным идеологическим и экономическим могуществом. В условиях феодальной раздробленности Европы она была единственной силой, объединяющей народы. Монастыри представляли собой крупные хозяйственные единицы, являлись средоточием умственной жизни и центами церковного образования и художественного творчества. Однако церковь была здесь теснее, чем в Византии, связана с политической борьбой, с повседневной жизнью.
Романское изобразительное искусство подчинено архитектуре, оно разнородно в различных видах. Храм объединял все виды искусства и был средоточием творческой деятельности народа. Значительные памятники изобразительного искусства 11-12 вв. созданы во Франции, которая была центром формирования нового искусства.
О светской живописи можно судить по так называемому ковру из Байе (11в., Париж, Байе, собор), в котором прослеживается другая особенность романской живописи – реалистические тенденции. На плотном ковре (70 м в длину и 50 см в ширину) цветной шерстью вышиты эпизоды завоевания Англии норманнами в 1066 г. Повествование отличается мерным эпическим строем. События, происходящие одновременно, передаются как следующее одно за другим, подробно и обстоятельно передаются детали. Остро подмечены энергичные, порою уродливые движения всадников и коней, сумятица рукопашной схватки, плывущие по морю корабли; в бордюр вплетаются мотивы фольклора. Выразительные, резко очерченные силуэты, декоративность яркого цвета усиливают эмоциональное воздействие вышивки и придают ей легендарно-фольклорный оттенок. Шпалеры и вышитые ковры в убранстве интерьеров играли не только утилитарную, но и декоративную роль, они украшали парадные и жилые покои, в праздничные дни – стены храмов. Заменяя настенные росписи, они сообщали мрачным средневековым интерьерам нарядный вид.
Большим разнообразием отмечена достигшая расцвета во Франции романская миниатюра, иллюстрирующая евангелия, библии, хроники. К замечательным образцам романской миниатюры линеарно-плоскостного стиля относятся написанные плотным, ярким, густым цветом "Апокалипсис" из Сен-Севера (между 1028 и 1072 гг., Париж, Национальная библиотека) и Евангелие Амьенской библиотеки (конец 11 в.). Торжественно-спокойные или полные экспрессии, они отличаются колористической насыщенностью, соответствующей пронизывающим фигуры страстям.
Готическое искусство представляет следующую после романского ступень развития средневекового искусства. Название это условно. Оно было синонимом варварства в представлении историков Возрождения, которые впервые применили этот термин, характеризуя искусство средних веков в целом, не видя в нем его ценных сторон.
- Ответы на билеты по ии 1
- 1. Виды изобразительного искусства. Формальная и содержательная специфика.
- 2. Графика как вид изобразительного искусства. Формы и функции.
- 3. Рисунок. Материалы и техники. Место в истории искусств.
- 4. Механическая гравюра. Техники, разновидности, стилистика.
- Вопрос 5
- 6. Скульптура как вид изобразительного искусства. Виды, формы и жанры скульптуры. Скульптура и пластика.
- Вопрос8.
- 10. Строительное искусство римлян и развитие римской архитектуры.
- 11. Римский скульптурный портрет – эволюция.
- 12. Понятие «Средние века». Христианская концепция и развитие изобразительного искусства.Границы «романского периода» в искусстве Западной Европы. Основные принципы и признаки романского стиля.
- 13. Темпера и масло. Стилистические особенности. Историческая эволюция.
- 14.Монументальная и декоративная живопись. Виды и формы.
- 15.Проблема колорита в живописи.
- 17.Жанры живописи. Историческая динамика.
- 18. Новейшие виды и формы изобразительного искусства.
- 2. Живопись как вид искусства
- 3. Вид изобразительного искусства - графика
- 19.Архитектура как вид изобразительного искусства. Материалы в истории архитектуры. Стили в истории архитектуры.