6. Скульптура как вид изобразительного искусства. Виды, формы и жанры скульптуры. Скульптура и пластика.
Скульптура [от лат. skulpo – вырезаю, высекаю] – ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную трехмерную форму и выполняются их твердых или пластичных материалов. Скульптура – пространственно-изобразительное искусство, осваивающее мир в пластических образах, которые запечатлеваются в материалах, способных передать жизненный облик явлений.Скульптура проявляет определенную близость к архитектуре: она также имеет дело с пространством и объемом, подчиняется законам тектоники и материальна по своей природе. Но в отличие от архитектуры она не функциональна, а изобразительна. Главными специфическими чертами скульптуры являются телесность, материальность, лаконизм и универсальность.Материальность скульптуры обусловлена способностью человека осязать объем. Но высшей формой осязания в скульптуре, выводящей его на новый уровень восприятия, становится способность человека «зрительно осязать» воспринимаемую через скульптуру форму, когда глаз приобретает способность соотносить глубину и выпуклость разных поверхностей, подчиняя их смысловой целостности всего восприятия.Материальность скульптуры проявляется в конкретности материала, который обретая форму, перестает быть объективной реальностью для человека и становиться материальным носителем художественной идеи.Скульптура – это искусство преображения пространства посредством объема. Каждая культура приносит свое понимание соотношения объема и пространства: античность понимает объем тела как расположение в пространстве, средние века – пространство как ирреальный мир, эпоха барокко – пространство как среда, захваченная скульптурным объемом и покоренная им, классицизм – равновесие пространства, объема и формы. XIX век позволил пространству “войти “ в мир скульптуры, подарив объему текучесть в пространстве, а XX век, продолжив этот процесс, сделал скульптуру подвижной и проходимой для пространства. Лаконичность скульптуры связана с тем фактом, что она практически лишена сюжетности и повествовательности. Поэтому ее можно назвать выразителем отвлеченного в конкретном. Легкость восприятия скульптуры - только кажущаяся. Скульптура символична, условна и художественна, а значит сложна и глубинна для восприятия.
7. Скульптура из дерева. Материалы, технологии, особенности стилистики.
Деревом, как материалом для скульптур, пользовались ещё в глубокой древности; но деревянная скульптура особенно уважалась в Средние века и в начальную пору эпохи Возрождения в Германии, наделяя храмы раскрашенными и раззолоченными статуями святых, затейливыми алтарными украшениями, фигурными жюбé, кафедрами и сидениями для хоров. Для таких поделок служит преимущественно мягкое, легко поддающееся резцу липовое или буковое дерево.
- Ответы на билеты по ии 1
- 1. Виды изобразительного искусства. Формальная и содержательная специфика.
- 2. Графика как вид изобразительного искусства. Формы и функции.
- 3. Рисунок. Материалы и техники. Место в истории искусств.
- 4. Механическая гравюра. Техники, разновидности, стилистика.
- Вопрос 5
- 6. Скульптура как вид изобразительного искусства. Виды, формы и жанры скульптуры. Скульптура и пластика.
- Вопрос8.
- 10. Строительное искусство римлян и развитие римской архитектуры.
- 11. Римский скульптурный портрет – эволюция.
- 12. Понятие «Средние века». Христианская концепция и развитие изобразительного искусства.Границы «романского периода» в искусстве Западной Европы. Основные принципы и признаки романского стиля.
- 13. Темпера и масло. Стилистические особенности. Историческая эволюция.
- 14.Монументальная и декоративная живопись. Виды и формы.
- 15.Проблема колорита в живописи.
- 17.Жанры живописи. Историческая динамика.
- 18. Новейшие виды и формы изобразительного искусства.
- 2. Живопись как вид искусства
- 3. Вид изобразительного искусства - графика
- 19.Архитектура как вид изобразительного искусства. Материалы в истории архитектуры. Стили в истории архитектуры.