6. Список вопросов к экзамену
1. Объект и предмет теории экранной культуры.
2. Взаимосвязь киноведения с эстетикой, социологией и психологией искусства и другими науками.
3. Синтетическая и фотографическая природа кино.
4. Исторические, эстетические и научно-технические предпосылки зарождения и развития кинематографа.
5. Роль литературы и других искусств в становлении кинематографа.
6. Понятие жанра и жанрообразующих принципов. Жанровый канон и жанровые "диффузии" в современном кино.
7. Взаимодействие эстетических параметров телевизионного искусства с эстетикой "старших" искусств: литературы, театра, музыки, балета, кино.
8. С.Эйзенштейн о методе художественного осмысления действительности.
9. Специфика восприятия фильма.
10. Основные виды и жанры кинокритики
11. От «произведения» к «тексту» и «смерть автора» по Р. Барту.
12. Проблема стиля в кино. "Поэзия" или "проза" как стилеобразующие принципы.
13. Зависимость жанра и стиля от авторской "картины мира". Проблема "авторского кино".
14. Эстетические взаимодействия современного кино с телевидением, видео, компьютерными технологиями и влияние этих процессов на эволюцию "киноязыка".
15. Кино и научно-технический прогресс.
16. Использование выразительных средств кино на телевидении и в видеопродукции. «Обратная связь» - проникновение особенностей смежных визуальных искусств в кинематограф.
17. Кино как новый этап в художественном познании мира.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ОСНОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Арнхейм Р. Кино как искусство. М.: Иностранная литература, 1960
2. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства, М., Прометей, 1994
3. Базен А. Что такое кино? Сб. статей. М.: искусство, 1972
4. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. Пер. с фр. Г. Косикова, М., Прогресс, 1994
5. Бела Балаш. Кино. Становление и сущность нового искусства, М.Прогресс, 1963
6. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Ж. «Киноведческие записки» №2.
7. Бурсов Б. Критика как литература. Л., 1976
8. Власов М. Виды и жанры кино. 1976.
9. Гинзбург С. Очерки теории кино. М.: Искусство, 1974
10. Григорьев А. Эстетика и критика, М., 1980
11. Жабский М. Методология прикладного социологического исследования. М., 1976
12. Кино на рубеже веков, М.: Канон плюс, 2012
13. Козлов Л. Изображение и образ, М.: Искусство, 1980
14. Козлов Л. Произведение во времени, Эйзенштейн-центр, 2005
15. Кракауэр 3. Природа фильма. Реабилитация физической реальности. М.: Искусство, 1974
16. Лебедев Н. Внимание: кинематограф! О кино и киноведении. Статьи.
17. Лотман Ю. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. 1973.
18. Мартен М. Язык кино. М.: Искусство, 1959
19. Михалкович В. Стиль кинематографа и стиль фильма. ж. «Искусство кино», №1, 1978
20. Соколов В.С. Киноведение как наука, М., НИИкиноискусства, 2008
21.Фрейлих С. Теория кино. От Эйзенштейна до Тарковского. 1992
22. Что такое язык кино, М., Искусство, 1989
23. Эйзенштейн Метод. М., Музей кино, 2002
Список дополнительной литературы:
1. Аннинский Л. Зеркало экрана. М., 1966
2. Аристарко Г. История теорий кино. 1966.
3. Вайсфельд И. Искусство в движении. М.: Искусство, 1982
4. Вайсфельд И. Мастерство кинодраматурга. М.: Советский писатель, 1961
5. Григорьев А. Эстетика и критика, М., 1980
6. Демин В. Фильм без интриги, М.: Искусство, 1966
7. Добин Е. Поэтика киноискусства. М.: Искусство, 1961
8. Дробашенко С. Пространство экранного документа. М.: Искусство, 1986
9.Дробашенко. С. Феномен достоверности. Очерки теории документального кино. М.: Искусство, 1972
10.Дубровин А. Интересы и интересное. Эстетика экрана. 1994.
11.Жанры кино. Сб. статей. М.: Искусство, 1979
12.Ждан В. Введение в эстетику фильма. 1972.
13. Ждан В. Эстетика фильма. М.: Искусство, 1982
14. Ждан В. Эстетика экрана и взаимодействие искусств. М.: Искусство, 1987
15. Ильин Р. Изобразительные ресурсы экрана. М.: Искусство, 1973
16. Кауфман Р. Очерки по истории художественной критики. М., 1990
17. Мачерет А. Реальность мира на экране. М.: Искусство, 1968
18. Методологические проблемы художественной критики. М., 1987
19. Монтегю А. Мир фильма. М.-Л.: Искусство, 1969
20. Пиотровский А. Театр. Кино. Жизнь. М.: Искусство, 1969
21.Поэтика кино. Сб.статей под ред. Б.Эйхенбаума. М.-Л., Театр, кино, печать,
22.Рошаль Л. Мир и игра. М.: Искусство, 1973
23.Туркин В. Искусство кино и его драматургия. 1958.
24.Тынянов Ю. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977
25.Фелдман Д., Фелдман Г. Динамика фильма. М.: Искусство, 1959
26.Художественная критика и общественное мнение. М., 1992
27.Чупринин С. Критика - это критики. М., 1988
28. Эпштейн М.Н. – Парадоксы новизны. О литературном развитии XIX – XX веков.- М., Советский писатель, 1988.
29.Эйзенштейн С. Избранные произведения в 6-ти томах. М.: Искусство, 1964-1970
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего и послевузовского профессионального образования «Всероссийский государственный университет кинематографии
- 2. Аннотация дисциплины
- 3. Тематический план и расчЕт по видам занятий учебной дисциплины
- Тема 1. Киноведение как наука. Предмет киноведения
- Тема 2. Кино - область современной культуры, экономики, промышленности
- Тема 3. Кино как вид искусства
- Тема 5. Кино в контексте других искусств
- Тема 6. Художественный метод, направления, стиль в киноискусстве
- Тема 7. Социологические проблемы киноведения. Кино и общество. Кино и зритель
- 5. Методические рекомендации к написанию контрольной работы
- 6. Список вопросов к экзамену