logo
введ в кинов

Тема 7. Социологические проблемы киноведения. Кино и общество. Кино и зритель

Специфика восприятия фильма. Подчиненность авторскому взгляду на изображаемые события. Эффект присутствия и иллюзия реальности.

Традиционные зрительские установки и новаторское мышление художника. Элитарный и коммерческий фильм. Развлекательное и серьезное кино.

Факторы успеха фильма.

Диалектическая программа взаимоотношений художника и зрителя. Дистанция и контакт между зрителем и экранным произведением.

Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме 7:

1. Специфика восприятия фильма.

Основная литература:

Арнхейм Р. Кино как искусство. М.: Иностранная литература, 1960

Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства, М., Прометей, 1994

Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Ж. «Киноведческие записки» №2.

Жабский М. Методология прикладного социологического исследования. М., 1976

Дополнительная литература:

Дробашенко. С. Феномен достоверности. Очерки теории документального кино. М.: Искусство, 1972

Дубровин А. Интересы и интересное. Эстетика экрана. 1994.

Ждан В. Введение в эстетику фильма. 1972.

Тема № 8. Кинокритика и печать о кино

Краткая характеристика основных периодических изданий, посвященных кинематографу. Определение художественной критики. Связь художественной критики с эстетикой и искусствоведением. Возникновение художественной критики. Критика как особая творческая профессия. Особенности критического мышления. Критика как наука и критика как искусство. Интуиция и логика, субъективное и объективное в критических суждениях и оценках. Художественная критика и публицистика. Основные направления и тенденции в дореволюционной отечественной критике и современность. Художественная критика и теории чистого искусства в современных условиях. Кинокритика как раздел киноведения. Отношение кинокритики к истории и теории кино. Особенности кинокритики, обусловленные спецификой киноискусства. Основные виды и жанры кинокритики. Критика газетно-журнальная в общей и специальной, киноведческой прессе. Рецензия, обзор, критическая статья, эссе. Социальные адресаты кинокритики. Кинокритика и художник. Кинокритика и публика. Прогностическая функция кинокритики. Кинокритика и киносоциология. Кинокритика и реклама. Кинокритика и средства массовой информации. Новые формы кинокритики на ТВ. Становление художественной телекритики и ее особенности. Зарождение критики экранных произведений, создаваемых с помощью новых экранных технологий.

Этапы развития отечественной кинокритики. Основные тенденции развития кинокритики на современном этапе. Структуралистская и постструктуралистская критика. Теория интертекста. От «произведения» к «тексту» и «смерть автора» по Р. Барту.

Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме 8:

1. Основные виды и жанры кинокритики

2. От «произведения» к «тексту» и «смерть автора» по Р. Барту.

Основная литература:

Бурсов Б. Критика как литература. Л., 1976

Лебедев Н. Внимание: кинематограф! О кино и киноведении. Статьи.

Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. Пер. с фр. Г. Косикова, М., Прогресс, 1994

Дополнительная литература:

Эпштейн М.Н. – Парадоксы новизны. О литературном развитии XIX – XX веков.- М., Советский писатель, 1988

Григорьев А. Эстетика и критика, М., 1980

Методологические проблемы художественной критики. М., 1987

Чупринин С. Критика - это критики. М., 1988