1. Храмостроительство в объединенной Руси IX—XI веков
Первые храмы Киевской Руси IX — первой половины XI века
По преданию, первый христианский храм на территории нашего Отечества был основан в Корсуни (Херсонесе) за много веков до крещения Руси святым апостолом Андреем Первозванным (+62), посетившим в Iвеке по Рождестве Христовом Причерноморье для проповеди Слова Божия сарматам и тавро-скифам. По свидетельству древнерусских летописей, апостол Андрей, поднявшись по Днепру, у подножия Киевских гор сказал своим ученикам: «На этих горах воссияет благодать Божия, будет град великий, и воздвижет Бог много церквей».
История строительства православных храмов в древнерусском государстве начинается в IXвеке, когда около 865 года состоялось первое массовое крещение Киевской Руси. Киевский князь Аскольд (+882), приняв святое крещение с именем Николай и крестив свою дружину с частью населения Киева, построил церковь во имя Пророка Илии на Подоле. К 882 году относится летописное упоминание о киевских храмах во имя Святителя Николая и во имя святой Ирины. Великая княгиня Киевская Ольга (+969), крестившись в 957 году в Царьграде, построила для многочисленных тогда уже христиан в Киеве, Витебске и других городах Древней Руси несколько храмов, в том числе церковь во имя Святой Троицы в Пскове (957—965) и, возможно, храм в честь Преображения Господня в Новгороде.
После крещения внука святой равноапостольной княгини Ольги великого князя Владимира (+1015), совершившегося в 987 году в Корсуни, святой князь построил там церковь, а вернувшись домой с первым Митрополитом Руси греком святым Михаилом (+992) и повелев крестить киевлян, по свидетельству «Повести временных лет»: «приказал рубить церкви... и поставил церковь во имя святого Василия на холме... и по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов и приводить людей на крещение по всем городам и селам». По летописному свидетельству Мниха Иакова (XIвек), святой князь: «Крестил всю землю Русскую от конца и до конца..., всю землю Русскую исторг из уст диавола и привел к Богу..., всю землю Русскую и все грады ея украсил святыми церквями..., и всюду раскопал идольские храмы и требища, всюду сокрушил идолов».
Везде, где распространялось христианство, на местах древних капищ и кумиров возникали христианские храмы. Эти первые храмы на Руси стали как бы маяками во мраке язычества, которые распространили Свет Христового учения по всей русской земле. Несмотря на отсутствие достаточных письменных свидетельств о том, каковы были эти храмы, можно предположить, что имея богатейший опыт строительства из дерева, постройке христианских церквей новообращенные русские мастера учились у своих западных соседей — славян, приобщенных к Христовой Церкви благодаря просветительным трудам святых равноапостольных братьев Кирилла (+869) и Мефодия (+885) учителей Словенских.
Древнейшей формой деревянного храма был так называемый «клетский храм», состоящий из покрытой двускатной кровлей клети — избы с прирубленными к ней с востока алтарем, а с запада трапезой или папертью. Храмы большого размера строились путем комбинации нескольких срубов. Храмы более сложного типа строились возможно уже тогда в виде пирамиды из поставленных друг на друга квадратных клетей уменьшавшихся кверху. Иногда строились многогранные храмы, покрывавшиеся высокой шатровой кровлей. Эти древнейшие типы деревянных храмов до сих пор сохранились на русском Севере, покоряя нас совершенством выверенных веками форм и свидетельствуя о той необыкновенной духовности творчества русских мастеров, которую они получали с принятием христианства.
Первым обетным обыденным храмом была деревянная церковь в честь Преображения Господня в городе Васильеве, поставленная святым князем Владимиром в один день в память спасения от набега печенегов в день праздника Преображения. Первый монастырь на Руси был основан святым митрополитом Михаилом на одной из киевских гор, где он поставил и деревянную церковь во имя святого ангела Архистратига Михаила. Иноки, прибывшие из Византии вместе с Митрополитом, основали близ Вышгорода Спасский монастырь.
После Киева святой верой были просвещены вначале земли Новгородская (989), Ростовская и Суздальская (991). В конце Xвека были учреждены епископские кафедры в Новгороде, Владимире Волынском, Ростове Великом, Белгороде, Чернигове, Переславле.
Никоновская летопись сообщает: «...иде Михаил, митрополит Киевский и всея Руси, в Новгород Великий... и идолы сокруши, и многие люди крести, и церкви воздвигше, и пресвитеры постави по градом и по селам». В 992 году первым Новгородским епископом святым Иоакимом Корсунянином (+1030) был возведен первый Софийский собор на Руси - грандиозный дубовый собор со своеобразным завершением «о тринадцати верхах», посвященным Софии Премудрости Божией. В Ростове епископом Феодором в 992 году была построена небывалая «соборная дивная великая церковь святой Богородицы, какой не было и никогда не будет».
Основание первого известного каменного храма на Руси, построенного из плоского кирпича-плинфы, относится к 989 году, когда святой князь Владимир на месте убиения первых мучеников на Руси варягов Феодора и Иоанна «задумал создать церковь Пресвятой Богородице, и послал привести мастеров из Греческой земли. И начач ее строить, и, когда кончил строить, украсил ее иконами, дав ей все, что взял перед этим в Корсуни: иконы, сосуды и кресты». Собор в честь Успения Божией Матери (Десятинная церковь - 996 г.), возведенный и расписанный греческими мастерами, представлял собой типичный византийский трехнефный, крестово-купольный храм, украшенный мозаиками и фресками. Промыслом Божиим Русь вместе с принятием христианства получила и самый совершенный тип храма, способный языком своих архитектурных форм, наделенных глубоким символическим смыслом, выражать самый сокровенный смысл православного вероучения, быть своеобразной проповедью в камне. И хотя толкования о храме достаточно широко распространились на Руси лишь в XVIIвеке, архитектура храма говорила сама за себя.
Композиция храма крестово-купольного типа с центральным куполом, символизирующим небо, над кубическим объемом, символизирующим землю, воплощала основную мысль христианского вероучения о единении небесного (духовного) и земного (материального), ставшего возможным благодаря пришествию на землю и крестной жертве Христа. Эта идеально найденная композиция стала каноничной для Восточной (Православной) Церкви.
Один из самых авторитетных исследователей церковного искусства Л.А. Успенский писал: «Если в римо-католичестве архитектура храма и его оформление отличаются большим разнообразием и, в зависимости от духовного направления, изменяется, часто коренным образом характер архитектуры, то в православном мире руководствовались последовательными поисками наиболее точного архитектурного и художественного выражения смысла храма в соответствии с его пониманием как образа Церкви и символического образа мироздания. В противоположность римо-католичеству, при богатом разнообразии архитектурных решений, раз найденное, наиболее верное выражение в своих основных чертах устанавливалось окончательно. Храм крестово-купольного типа вместе с росписью позволяет наиболее наглядно и ясно выявить его символическое значение и, в пределах возможного, наиболее полно выразить православное учение о Церкви. Эта система постройки храма была принята в качестве основы во всем православном мире. В разных странах она видоизменялась, перерабатывалась в соответствии с местными художественными вкусами и получала новое художественное выражение...».
Основу крестово-купольной системы византийского храма составляет равноконечный греческий крест, образуемый пересечением центральных широких нефов, над центром которого высится поднятый на круглом барабане купол. Барабан опирается через так называемые «паруса» на арки, перекинутые между четырьмя центральными опорами. Восточная часть креста заканчивается полукруглой алтарной апсидой, часто замыкающей и угловые ячейки храма. Нефы перекрывались полуциркульными или коробовыми сводами. Боковые нефы были более узкими, низкими и менее освещенными. Помимо центрального купола над угловыми ячейками часто ставились купола меньшего размера, образуя трех- и пятикупольное завершение храма.
Интерьер крестово-купольного храма представляет собой целостную систему иерархически упорядоченных пространств, развивающихся от затемненных боковых нефов, где размещается основная часть молящихся, к центральному светлому подкупольному пространству с амвоном в центре, где происходит богослужение, и дальше вверх, к куполу, на котором находится наполненное светом изображение Главы Церкви — Христа Вседержителя. Такая гармоничная пространственная система наглядно представляет символическую сущность храма как начала будущего Царства Божия, а также идею «лествицы» — восхождения от «дольнего» к «горнему». Первое развернутое толкование храма принадлежало Патриарху Константинопольскому святому Герману (715-730).
Во второй половине IXвека в Византии при Патриархе Константинопольском святом Фотии (+886) окончательно складывается иконографический канон, определяющий расположение основных композиций на потолке и стенах храма, который был перенесен на Русь греческими мастерами, украшавшими построенные храмы мозаиками и фресками.
Красота византийских храмов, по свидетельству летописи, явилась одним из факторов, способствовавших принятию православного христианства на Руси. Послы князя Владимира, ездившие «к немцам, болгарам и грекам», рассказали, что попав в храм Св. Софии в Константинополе, «не знали — на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, — знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той».
После кончины святого князя Владимира его сыновья князья Мстислав и Ярослав ведут храмостроительство каждый в своей части страны. Князь Мстислав (1024—1036) в своем стольном городе Чернигове строит с привлечением византийских мастеров пятикупольный собор в честь Спаса Преображения (1034—1036) по подобию киевской Десятинной церкви, с хорами и некоторыми чертами константинопольских купольных базилик.
Ярослав Мудрый (1019—1054), став после кончины Мстислава державным князем всей русской земли, осуществляет в Киеве большое строительство: «заложил церковь святой Софии, митрополию, и затем церковь на Золотых воротах — святой Богородицы Благовещения, затем монастырь святого Георгия и святой Ирины и иные, многие церкви поставил и монастыри умножил. И стала при нем вера христианская плодиться и расширяться и черноризцы стали умножаться и монастыри появляться».
Великолепный каменный собор во имя Софии Премудрости Божией был заложен около 1037 года в память победы над печенегами. По словам пресвитера (а с 1051 года — первого русского митрополита) Иллариона, постройка собора была завершением дела, начатого еще святым князем Владимиром: «сын твой Георгий, которого Бог сделал наследником твоему владычеству, завершает не доконченное тобою, как Соломон дела Давидовы: и дом Божий великий и святой Его Премудрости создал на святость, на освящение города твоего, изукрасил его всякой красотой, золотом и серебром, дорогими каменьями и священными сосудами; чудесна и прославляема во всех соседних странах эта церковь, потому что не найдется другой такой во всех полунощных странах от востока до запада».
Грандиозный пятинефный крестово-купольный тринадцатиглавый Софийский собор, украшенный мозаичными изображениями и фресками, мраморными колоннами и плитами пола, становится центром Православия на Руси — Русской Митрополией. Он служит также местом летописания и торжественного посажения на великокняжеский стол киевских князей и местом их погребения. Летопись XVIIвека повествует о том, что прототипом при создании Софии Киевской служила София Константинопольская — главный храм Византийского Патриархата: «Укрепився же на княжении (Святослав) обнови град Киев и созда церковь велику и предивну святыя Софии, сиречь Премудрости Божия, от камени по подобию Константинопольская, точию меньшую от нея». Однако связь с прототипом состоит здесь не в копировании его форм и внешнего облика, а скорее идейно — символическая, отражающая преемственную связь и сопоставление Киева с Византией.
Митрополит Илларион повествует, что вслед за киевским Софийским собором Ярослав «создал и церковь на великих вратах в честь первого праздника Господня святого Благовещения, так что приветствие архангела Деве можно приложить к сему городу». Деве было сказано: «радуйся, Благодатная, Господь с тобою» (Лк. 1.28). А граду можно сказать: «радуйся, благоверный граде, Господь с тобою».
В 1045—1050 годах по благословению архиепископа Новгородского Луки (+50-е годы XIвека) «Свершена быть святая Софея в Новгороде повелением князя Ярослава и сына его Володимира». Собор стал главной святыней и символом города. «Где Святая София, там и Новгород» — говорили новгородцы. В соборе решали государственные вопросы, хоронили новгородских владык, князей и посадников, держали казну. Библиотека собора была крупнейшим собранием древних рукописей и книг, а в соборной ризнице хранилась богослужебная утварь, выполненная лучшими мастерами, — серебрянниками, златокузнецами и вышивальщицами. Для росписи собора князь Владимир «приведоша иконных писцев из Царяграда и начаша подпи-сывати во главе, и написаше образ Иисуса Христа со благословящею рукою». ВXIV—XVIвеках алтарь был отделен пятиярусным иконостасом — одним из древнейших на Руси. Облик могучего пятинефного шестиглавого собора, возведенного из известняка и булыжника, фасады которого членятся лишь мощными выступами, отличается суровой простотой и величием, выражая мысль о нерушимости Церкви Христовой, которую «не одолеют врата ада».
По сравнению с Софией киевской новгородский собор отличается меньшими габаритами и количеством глав, что соответствовало иерархической подчиненности Новгородской епархии Киевской митрополии. Сохраняя связь с образцом, новый собор приобрел самобытные черты, связанные со спецификой заказа и местными условиями строительства. Эта тенденция проявляется и во всей последующей истории храмостроительства на Руси.
В 50-х годах XIвека князем Всеславом (+1101) был построен еще один собор во имя Софии Премудрости Божией в Полоцке — большой пятинефный храм с тремя полукруглыми апсидами и семью главами.
Строителями Софийских соборов были константинопольские зодчие, однако их архитектура не имеет прямых аналогий с византийскими храмами ввиду иных условий строительства, а возможно и иных традиций, предопределивших совершенно другой образ соборов, принявших чисто русские черты, получившие в дальнейшем блестящее развитие.
Вслед за крещением Руси по свидетельству Митрополита Иллариона «монастыреве на горах сташа, черноризцы явишася».
Святой князь Владимир в 996 году основал в Киеве при Десятинной церкви монастырь во имя Пресвятой Богородицы и монастырь во имя Святой Софии, сгоревший в 1017 году. Ярославом Мудрым, который любил черноризцев до «излиха», были основаны в Киеве два княжеских монастыря: мужской во имя святого ангела Георгия и женский во имя ангела святой супруги — Ирины.
В Новгороде святой епископ Иоаким по свидетельству летописи «уради себе монастырь десятинный». При истоке Волхова из Ильменского озера, где на холме стоял свергнутый истукан Перун, им был основан мужской монастырь с храмом в честь Рождества Богородицы, называвшийся в народе Перынским.
В конце Xвека была устроена обитель на Валааме. Приняв в ней пострижение от игумена Феогноста, святой Авраамий пришел в Ростов и по благословению епископа ростовского Федора «поставил на том месте, где явился ему святой Иоанн Богослов, церковь во имя этого евангелиста, а там, где стоял прежде Велес, возградил церковь малую во имя Богоявления и при ней келии и общежительную обитель» (~1000).
Преподобный Ефрем новоторжский чудотворец (+1053) после того, как был убит его брат одновременно со святым князем Борисом (+1015), удалился в уединенное место неподалеку от города Торжка и на берегу реки Тверцы создал в 1038 году каменную церковь во имя святых мучеников Бориса и Глеба и при ней монастырь.
Русская Церковь Киевского периода, будучи одной из самых обширных митрополий Константинопольского патриархата, обычно управлялась греческими Митрополитами и считала Царьград своим духовным центром и источником культуры. С другой стороны, являясь нераздельной частью всей христианской Европы, Киевская Русь, в которой благодаря ее географическому положению перекрещивались торговые пути между Югом и Севером, Западом и Востоком, была связана со своими соседями обширными торговыми и культурными связями, благодаря которым храмостроительная практика Древней Руси получила дополнительный творческий импульс.
Монастырские храмы второй половины XI века
Во второй половине XIвека широкое распространение получает строительство монастырей. Сыновья Ярослава Мудрого возводят в Киеве родовые монастыри: Изяслав (1054—1068) — Дмитриевский (1057), Святослав (1073—1076) — Симеоновский (1075), Всеволод (1078—1093) — Андреевский (1086) и Выдубицкий (1070). До настоящего времени сохранился лишь храм Выдубицкого монастыря, в котором в 1070 году «заложена бысть церки святого Михаила». Это был восьмистолпный одноглавый храм с обширными княжескими хорами, близкий по типу Спасо-Преображенскому собору в Чернигове, но с расположением лестницы на хоры и крещальни внутри основного объема здания и значительно меньшего размера.
В патерике Киево-Печерского монастыря, основанного в 1051 году преподобным Антонием (+1073), говорится о том, «как Самого Господа промыслом и волею и Его Пречистой Матери молитвой и благоволеньям создалась и свершилась Боголепная, небу подобная Великая Печерская церковь Богородицы архимандрития всей Русской земли». К основателям монастыря — святым Антонию и Феодосию (+1074) «пришли из Царьграда четыре мастера церковных... и спросили они: Где хотите ставить церковь?». Те же им ответили: «Там, где Господь место обозначит». Греки же клятвенно говорили: «...Спрашивали мы Царицу (Богородицу) о величине церкви, и Она сказала мне: "Я меру послала — пояс Сына Моего — по Его повелению"».
Мерой стал «золотой пояс», украшавший крест с изображением Христа, который был отдан варягом Шимоном блаженному Антонию по Божьей воле.
О событиях, связанных со строительством Печерской церкви, патерик повествует следующее: «Основана же была сия божественная церковь Богородицы в 1073 году. В дни княжения благоверного князя Святослава, сына Ярослава была заложена церковь эта и сам он своими руками начал ров копать... Этой же церкви создатель, и устроитель, и художник, и творец — Сам Бог... Разумейте, братья, основание и начало ее: Бог-Отец свыше благословил росой, и столпом огненным, и облаком светлым, Бог-Сын меру дал Своим поясом: хотя и деревянный был крест, но Божею силой облечен: Святой же Дух огнем невещественным ров ископал, где положить основание, и на том камне создал Господь церковь эту, что и врата адовы не одолеют ее. Так же и Богородица: на три года золота дала строителям, и Своего Пречистого образа икону даровала и ее поместной поставила — от иконы этой чудеса многие совершаются».
В 1077 году церковь была закончена вчерне приемником Феодосия преподобным Стефаном (+1094), а внутренняя отделка была выполнена греческими иконописцами с помощью русского иконописца преподобного Алипия (+1114) в период 1083—1089 годов.
Митрополит Московский Макарий (Булгаков) (1816—1882) в своей «Истории Русской Церкви» пишет, что: «Печерская обитель с самого начала посвящена была Пресвятой Богородице, что и первый храм, находившийся в пещере, и второй, воздвигнутый над пещерою, и третий — более обширный деревянный, и четвертый — великолепный, каменный, — все устроены были в честь Пресвятой Богородицы».
Архитектура Печерской церкви (1073—1089) близка таким византийским храмам X—XIвеков, как монастырские церкви Афона, Дафни, Фокиды и другим. Это был шестистолпный крестово-купольный одноглавый трехапсидный храм с П-образными хорами, украшенный мозаикой и фресками. Архитектура Великой Успенской Печерской церкви определила черты последующего этапа древнерусского зодчества, стала эталоном для многих других храмов и в том числе созданных Владимиром Мономахом (1113—1125) соборов в Ростове и Суздале, о чем говорится в Киево-Печерском патерике: «И во время своего княжения христолюбец Владимир взял размеры той божественной церкви Печерской и создал во всем подобную церковь в городе Ростове такой же вышины, широты и длины и на хартии записан, где и на каком месте церкви какой праздник изображен... Сын же его Георгий — князь... построил в городе церковь в ту же меру». Понятие меры не понималось буквально: гораздо важнее было духовное родство с образцом.
В Переяславле — резиденции Киевских Митрополитов интенсивное строительство храмов в конце XIвека велось Митрополитом Киевским Ефремом (1072—1079). По словам летописи: «Много он тогда зданий воздвиг: докончил церковь святого Михаила, заложил церковь на воротах во имя святого мученика Федора, и затем церковь святого Андрея у ворот... и украсил город Переяславльский зданиями церковными».
- Православные храмы
- Идея и образ
- Предисловие Размышление о храме
- Введение
- 2.Христианский храм:
- 3.Храм как символ:
- 4.История христианского храма, традиция и канон:
- Храм — место особого присутствия Божия
- Храм Божий — место специально приспособленное для богослужения и молитвы
- Храм Божий имеет божественное происхождение и богооткровенное устройство
- Христианский храм строится по образцу скинии
- Прообраз храма Божия — эдемский рай
- Храм Божий — воплощение единства неба и земли
- Храм Божий благолепно украшается
- Храм создается с Божией помощью богоизбранными людьми
- Молитвословия о храме Молитва перед входом в церковь
- Молитва по входе в церковь
- 1. Творения святых отцов
- 1.1. Каноны, или Книга Правил Святых Апостол, Святых Соборов Вселенских и Поместных и Святых Отец
- 1.2. Святой Дионисий Ареопагит. О божественных именах
- 1.3. Святой Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии
- Глава I
- Глава II. (о том, что Божественные и небесные предметы прилично изображаются под символами, даже с ними и несходными)
- 1.4. Преподобный Максим Исповедник. Тайноводство
- Глава I. (Каким образом и в каком отношении святая Церковь есть образ и подобие Божие)
- Глава II. (о том, каким образом и в каком отношении святая церковь есть образ мира, состоящего из существ видимых и невидимых)
- Глава III. (о том, что святая церковь Божия есть также образ чувственного мира в отдельности)
- Глава IV. (Каким образом и в каком отношении святая церковь Божия служит символическим образом человека и сама им образуется, как бы человек?)
- Глава V. (Каким еще образом и в каком отношении святая церковь Божия есть образ и подобие души, рассматриваемой в самой себе?)
- Глава XXIV
- 1.5. Святой Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры
- 1.6. Святой Иоанн Дамаскин. Три защитительных слова против порицающих святыя иконы или изображения
- Первое защитительное слово
- Второе слово
- Третье слово
- 1.7. Святой Герман Константинопольский. Сказание о церкви и рассмотрение таинств
- Литургия во времена св. Германа
- 1.8. Блаженный Симеон, архиепископ Фессалоникийский. «Книга о храме»
- О святом храме и освящении его
- 69. Об устройстве святого храма и молитве при основании его
- 70. Об освящении святого жертвенника и храма
- 96. Что образует храм и находящееся в нем?
- 97. О том, что Ветхий Завет предизображал действия благодати
- 99. О том, что храм образует единого в Троице Бога
- 100.Что знаменует трапеза и находящееся на ней, и о том, что все — Христос
- 101.Что значит завеса и поддерживающие ее четыре столба?
- 103.Что такое горнее место и его ступени?
- 104.Что означают столбики, верхний космит и окружающее его
- 105.Для чего в приалтарном полукружии (находится) предложение, и что оно означает?
- 106.О том, что предложение и принадлежности его изображают Вифлеем и то, что было при рождении Спасителя нашего и при поклонении волхвов
- 107.О полукружии алтаря и о сени над престолом
- 108.Что (означают) многосвечники, двенадцатисвечники и трисвечники, и прочие (светильники), возжигаемые в церкви?
- 109.Для чего в храме священные одежды и завесы, и разнообразные украшения, и различные благоухания?
- 120. О (местах) стояния (в храме) для верных, оглашенных и кающихся
- 121.О том, что ныне не все (согрешившие) выводятся вон вместе с оглашенными
- 122.Для чего (в храмах) притворы и места для оглашенных?
- 125. Для чего в начале молитвословий мы становимся вне храмов — в преддвериях, и что означает отверстие врат и вхождение в них?
- 1.9. Преподобный Иосиф Волоцкий. Послание иконописцу
- Слово первое
- 1.10. Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. Мысли о богослужении Православной Церкви
- 2. Труды клириков православной церкви
- 2.1. Конец XIX — первая половина XX в.
- 2.1.1. Митрополит Вениамин (Федченков). На рубеже двух эпох
- 2.1.2. Архиепископ Вениамин (Федченков). Небо на земле
- 2.1.3. Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Вениамин.
- § 4. Преобразование новозаветных церквей в ветхозаветных жертвенниках
- Глава II. О главнейших частях церкви
- § 1. Части храма
- § 2. Различие в частях храма
- § 3. Первое знаменование церкви
- § 4. Второе знаменование церкви
- § 6. Почему церковь разделяется на три части?
- Глава III. О святом престоле и его принадлежностях
- § 1. Знаменование и значение алтаря
- § 2. Престол есть важнейшее место в алтаре
- Глава V. О горнем месте и сопрестолии
- § 1. Горнее место в алтаре
- Глава VI. Об иконостасе, солее и амвоне
- § 1. Иконостас пред алтарем
- § 2. Что знаменует иконостас
- § 3. Солея пред иконостасом
- § 4. Амвон
- § 5. Кто восходит на амвон
- Глава VIII. О дверях царских, катапетасме или завесе и о прочих дверях
- § 1. Двери царские и святые
- Глава IX. О светильниках, воске, елее и фимиаме
- § 1. Светильники во храме многоразличны
- § 2. Что знаменуют?
- Глава X. О притворе и паперти, о оглашенных и кающихся
- § 1. Притвор и паперть
- 2.1.4. Архиепископ Сергий (Голубцов). Церковная архитектура
- 2.1.5. Епископ Варнава (Беляев). Место молитвы (храм и его внешняя обстановка)
- 2.1.6. Епископ Лука (Войно-Ясеневский). Сила моя в немощи совершается
- 2.1.7. Епископ Николай Охридский. Символы
- Действительность и ее символы
- 2.1.8. Епископ Серафим (Звездинский). Хлеб небесный. Проповеди о Божественной литургии
- 2.1.9. Священник а. Светлаков. Христианские храмы, история их и назначение
- 2.1.10. Священник а. Ястребов. Храм, его символика и значение в жизни христианина
- 2.1.11. Священник и. Святославский. Записки для чтения о храме
- 2.1.12. Священник Павел Флоренский. Иконостас - явление небесных свидетелей
- 2.1.13. Ерминия, или Наставление в живописном искусстве, составленное иеромонахом живописцем Дионисием Фурноаграфитом
- О церкви трульной (т.Е. С куполами)
- Начало первого рада стенной живописи
- Начало второго рада
- Начало третьего ряда стенной живописи
- Начало четвертого ряда
- Начало пятого ряда
- О паперти
- Как располагаются изображения в фиале, в котором святят воду
- Как располагаются изображения в братской трапезе
- В первом верхнем ряду
- Начало второго ряда
- Как располагаются изображения в церкви ставрофольной
- Как располагаются изображения в церкви с коробовым сводом
- 2.2. Вторая половина XX в.
- 2.2.1. Митрополит Антоний Сурожский. «Войду в дом Твой»
- 2.2.2. Епископ Костромской и Галицкий Александр. Национальная духовная традиция и созидание среды обитания
- 2.2.3. Архимандрит Евлогий (Смирнов). Храм Божий
- 2.2.4. Архимандрит Рафаил (Карелин). Христианство и модернизм
- 2.2.5. Архимандрит Рафаил (Карелин). Символ и христианская символика
- 2.2.6. Архимандрит Рафаил (Карелин). Путь христианина — проповеди. О беседе с самарянкой
- 2.2.7. Архимандрит Софроний (Сахаров). Письма в Россию
- 2.2.8. Протопресвитер а. Шмеман. Евхаристия. Таинство Церкви
- 2.2.9. Протоиерей Сергий Булгаков. Православие (очерки учения Православной Церкви)
- 2.2.10. Протоиерей Сергий Булгаков. Слова, поучения, беседы
- Храм и град
- Храм храма
- 2.2.11. Священник в. Иванов. Духовные основы церковного искусства
- 2.2.12. Священник Лев Лебедев. Предметная символика церкви
- 2.2.13. Иеромонах Гурий (Федоров). Церковный подход к храмовому строительству
- 2.2.14. Диакон Николай Чернышев. К вопросу о восстановлении памятников церковной культуры в наши дни
- 2.2.15. Настольная книга священнослужителя. Православный храм
- Небесное и земное в символике православного храма
- Храм в целом
- Чин на основание церкви
- 3. Работы светских исследователей
- 3.1. Отечественные
- 3.1.1. Конец XIX — первая половина XX в.
- 3.1.1.1. Благовещенский и.А. Предписания и распоряжения по духовному ведомству Московской епархии с 1829 по 1869 г.
- 3.1.1.2. Васнецов в.М. Электричество в храмах
- 3.1.1.3. Голубцов а.П. Из чтений по церковной археологии и литургике
- Краткий обзор дохристианских культовых сооружений
- Места молитвенных собраний христиан I—III веков
- 3.1.1.4. Дмитревский и. О храме и частях его. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной литургии
- О храме и о частях его Что есть храм и какие имеет части?
- Откуда взято сооружение храмов с разделением на алтарь, церковь и трапезу
- Алтарь что представляет?
- Церковь самая, или настоящая, что означает?
- Трапеза есть вместо чего?
- Красные, или царские, врата почему так называются?
- О амвоне, что он значит, когда уставлен и для чего?
- Алтарь для чего возвышается и отделяется преградами?
- 3.1.1.5. Покровский н.В. Очерки памятников христианского искусства
- 3.1.1.6. Салько a.M. Руководство к устройству каменнныхи деревянных церквей
- 3.1.1.7. Тарабукин н.М. Символика храма
- 3.1.1.8. Тилинский а.И. Руководство для проектирования и постройки зданий
- Утвержденные постановления и правила
- 3.1.1.9. Троицкий н.И. Христианский православный храм в его идее. Опыт изъяснения символики храма в системном изложении
- 3.1.1.10. Князь Евгений Трубецкой. Умозрение в красках. Три очерка о русской иконе
- 3.1.1.11. Успенский л.А. Символика храма
- 3.1.1.12. Успенский л.А. Богословие иконы Православной Церкви
- 3.1.1.13. Успенский л.А. Вопрос иконостаса
- 3.1.1.14. Щусев а. Мысли о свободе творчества в религиозной архитектуре
- 3.1.2. Вторая половина XX в.
- 3.1.2.1. Бобков к.В., Шевцов е.В. Символ и духовный опыт Православия
- 3.1.2.2. Бусева-Давыдова и.А. Символика архитектуры по древнерусским письменным источникам XI—XVII вв.
- 3.1.2.3. Вагнер г.К. Византийский храм как образ мира
- 3.1.2.4. Вятчанина т.Н. Проблемы тектоники храма
- 3.1.2.5. Гуляницкий н.Ф. Крестово-купольный храм Древней Руси и греко-античная традиция
- 3.1.2.6. Зубов в.П. Труды по истории и теории архитектуры
- Павел Силенциарий и его стихотворное описание Константинопольской Софии
- Прокопий Кесарийский Отрывки из описания Константинопольской Софии
- Константин Родосский Отрывок из описания Константинопольского храма Двенадцати апостолов
- Влияние символики на архитектурную практику Средневековья
- Систематические трактаты по символике
- Символика человеческого тела в архитектуре
- 3.1.2.7. Кеслер м.Ю. Развитие храмостроительства на Руси с IX по XX в.
- 1. Храмостроительство в объединенной Руси IX—XI веков
- 2. Храмостроительство в удельных княжествах XII — XV веков
- 3. Храмостроительство в централизованном русском государстве
- 4. Расцвет храмостроительства на Руси в XVII веке
- 5. Западноевропейское влияние в русском храмостроительстве XVIII —начала XIX века
- 6. Поиск национального своеобразия в храмостроительстве XIX—начала XX века
- 3.1.2.8. Кудрявцев. М.П., Кудрявцева т.Н. Русский православный храм. Символический язык архитектурных форм
- 3.1.2.9. Кудрявцев м.П., Кудрявцева т.Н. О проблеме современного храмового строительства
- 3.1.2.10. Лепахин в. Литургийность иконообраза
- Церковь как иконообраз
- Иконотопос алтаря и храма
- Иконичность иконостаса
- Иконичность света и цвета
- Иконичность храмового освещения
- 3.1.2.11. Мокеев г.Я. Якоже горний Ерусалим
- 3.1.2.12. Сомов г.Ю. Проблемы теории архитектурной формы
- 3.1.2.13. Фокеева л.А. Куб, шар, пирамида — основные формообразующие символы православного храма
- 3.1.2.14. Фокеев а.А. Современный храмовый приходской комплекс — развитие русских монастырей
- 3.1.2.15. Щенков а.С. О принципах изучения русской храмовой архитектуры
- 3.1.2.16. Щенков а.С. Проблемы традиционной формы в современном храмостроении России
- 3.1.2.17. Щенков а.С. Проблемы иконографии храма
- 3.2. Зарубежные авторы
- 3.2.1. Геллей Генри. Русский библейский справочник
- Божьи храмы
- 3.2.2. Отто Демус. Мозаики византийских храмов
- Теория образа
- Архитектурные и технические условия
- Образ в пространстве
- Идеальная иконографическая схема храма типа вписанного креста
- Три зоны
- Художественное единство
- 3.2.3. Клеман Оливье. Истоки. Богословие отцов Древней Церкви
- Камни и люди
- 3.2.4. Мэтьюз Томас. Преображающий символизм византийской архитектуры и образ Пантократора в куполе
- 3.2.5. Нюстрем Эрик. Библейский словарь (скиния, Иерусалимский храм)
- Иерусалимский храм
- Храм Зоровавеля
- Храм Ирода
- 3.2.6. Содереггер Конрад. Миссия Израиля в Ветхом Завете (скиния)
- Двор скинии — дорога ко Христу.
- 3.2.7. Уайбру Хью. Православная литургия. Развитие евхаристического богослужения византийского обряда
- 1. Евхаристические богослужения Запада и православная литургия
- 2. Источники традиции
- 4. Евхаристия в Константинополе во времена Иоанна Златоуста
- 5. Литургия во времена Максима Исповедника
- 6. Литургия после победы иконопочитания
- 7. Византийская литургия в XI в.
- 8. Завершающая стадия становления литургии
- 9. Эпилог
- Библиография Комментарии на литургию
- Архитектура и иконография
- Тематический указатель
- Библиографический указатель Православный храм и его символика
- Церковь, культура и творчество
- Православная эстетика и культура
- Теория архитектурного формообразования
- История храмостроительства
- Современное храмостроительство
- Иллюстративный материал
- Содержание
- 1.Творения святых отцов
- 2.Труды клириков Православной Церкви
- 2.1.Конец XIX — первая половина XX в
- 2.2.Вторая половина XX в
- 3.Работы светских исследователей
- 3.1. Отечественные
- 3.1.1. Конец XIX — первая половина XX в
- 3.1.2. Вторая половина XX в
- 3.2. Зарубежные авторы