3.2.5. Нюстрем Эрик. Библейский словарь (скиния, Иерусалимский храм)
(Торонто, 1989, с. 418-420; 478-485.)
Эрик Нюстрем (+1897) — шведский исследователь Библии, автор «Библейского словаря», изданного в 1868, 1887 и 1896 гг.
Скиния (евр. — мишкан)
Скиния, или шатер (Евр. 11.9), — слово, которое преимущественно употреблялось для обозначения той палатки, которую Моисей по повелению Божию устроил в пустыне в качестве помещения для богослужений. Эта скиния называется также «скинией откровения» (Исх. 38:21) и «скинией собрания», потому что народ собирался вокруг нее для богослужения.
По образцу, указанному Господом Моисею (Исх. 25.9, 40; 26.30; Деян. 7.44; Евр. 8.5), скиния была построена в пустыне у Синая под руководством Веселиила и Аголива (Исх. 31.2, 6; 35.30, 34) из драгоценных материалов, большую часть которых народ вынес из Египта (Исх. 3.21 и дал.; 12.35 и дал.); одного только золота было 29 талантов и 730 сиклей, а серебра 100 талантов и 1775 сиклей (Исх. 38.24 и дал.). Дары израильтян для скинии были так обильны, что собранного было более, чем нужно (Исх. 25; 35; 36.3 и дал.). Скиния представляла продолговатый прямоугольник, 15 метров длины, 5 м ширины и 5 м вышины (Исх. 26.15 и дал.; 36.20 и дал.). Продольные стороны были обращены на юг и север, вход был с восточной стороны. Продольные и задние стены были сделаны из дерева ситтим, обложены тонкими листами золота и прикреплены шипами к литым серебряным подножиям. Наверху они были соединены шестами из того же дерева, обложенными золотом; эти шесты вкладывались в золотые кольца на концах вертикально стоявших брусьев. На восточной стороне не было брусьев, а только пять столбов из дерева ситтим, обложенных золотом, снабженных золотыми крючками и утвержденных на медных подножиях. Составленный таким образом остов покрывали четырьмя различными покрывалами. Первое и самое внутреннее состояло из тонкой льняной ткани, искусно вышитой изображениями херувимов с отливом голубого, пурпурного и червленого цвета. Следующие покрытие было из лучшей козьей шерсти, третье из красных бараньих кож и четвертое или верхнее из более грубых и поэтому менее подверженных порче синих кож. На пяти столбах, которые стояли перед входом с восточной стороны, висела богато вышитая завеса шириною в 20 локтей из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и белого виссона (Исх. 27.16).
Внутри скиния была разделена на две части четырьмя столбами из дерева ситтим, обложенными золотом, подобно первым, но утвержденными на подножиях из серебра вместо меди (Исх. 26.32; 36.36); на этих столбах висела такая же завеса, как только что упомянутая (Исх. 26.31 и дал.; 36.35; Евр. 9.3). Оба внутренние помещения, вероятно, были разделены так, как и в храме: 2\3 скинии были заняты передним помещением, называемым святое, а одна треть — задняя — святая святых; следовательно, святое было длиною 10 метров, шириною 5 метров и высотою 5 метров. Святая святых представляла помещение в форме куба с одинаковой длиной, шириной и высотой в 5 метров. Ни святое, ни святая святых не имели окон, чем объясняется постоянная необходимость в освещении во время богослужения.
Скиния была окружена двором в 50 метров длины и 25 ширины, расположенным с запада на восток и окруженным завесами или полотнищами, повешенными на столбах, обложенных медью в 7,5 м вышины, с перекладинами и крючками из серебра. Эти столбы были утверждены на медных подножиях по 20 на продольных сторонах и по 10 на поперечных (Исх. 27.9 и дал.; 38.9 и дал.). Завесы двора были сделаны из такой белой крученой пряжи, кроме завесы у входа, на восточной стороне, которая была сделана из голубой, червленой и пурпурной шерсти и крученого виссона (Исх. 27.16; 38.18). На этом дворе в западном направлении стояла скиния; ближе ко входу — жертвенник всесожжения, а между жертвенником и скинией — умывальник (Исх. 40.6, 7, 29, 30).
В Скинии находились различные священные предметы. За первой завесой, в святом, куда было позволено входить только священникам (Евр. 9.6), помещались жертвенник курения, стол для хлебов предложения и светильник. Жертвенник курения стоял посредине перед завесою (Исх. 30.6 и дал.; 40.26 и дал.). На северной стороне от жертвенника курения, т.е. направо от входа, стоял стол для хлебов предложения (26.35; 40.22 и дал.); на южной стороне, т.е. налево — золотой светильник (26.35; 40.24). За второй завесой, в святая святых, куда входил только первосвященник и, притом, однажды в год (Евр. 9.7), стоял ковчег Завета.
В первый день первого месяца второго года после выхода из Египта скиния была воздвигнута (Исх. 40.17) и вместе со всеми принадлежностями торжественно помазана священным елеем (ст. 9 и дал.), после чего Слава Господня в облаке опустилась и наполнила скинию (40.34). О ее освящении кровью (Евр. 9.20) упоминается: в Исх. 29.36 и дал.; Лев. 8.15, 18.
Предназначенная для того, чтобы странствовать с Израилем по пустыне, скиния имела такое устройство, что ее легко было разбирать и носить, а также легко ставить снова. Попечение о ней и ее переноска были доверены левитам. Облачный столп был водителем по пустыне и, когда он поднимался, израильтяне отправлялись в путь (Исх. 40.36; Чис. 9.17 и дал.); когда столп останавливался, израильтяне воздвигали скинию посреди своих шатров, которые разбивались вокруг нее четырехугольником под различными знаменами колен (Чис. 2).
После того как израильтяне осели в стране обетованной, скиния была поставлена в Силоме (И. Нав. 18.1), где она и оставалась во все время Судей (19.51). Изредка о ней упоминается под названием дома Божия (Суд. 18.31), дома Господня (1 Цар. 1.24; 3.15) или храма Господня (1.9; 3.3). Во время Самуила ковчег был взят оттуда и перенесен в Кириафиарим (1 Цар. 7.1), а во время Саула скиния стояла в Номве (1 Цар. 21.1 и дал.). Когда Давид взял ковчег в Иерусалим, то он устроил для него новую скинию (2 Цар. 6.17; 1 Пар. 15.1). Давидова скиния упоминается в нескольких местах (2 Цар. 7.2; 12.20; 15.25; 3 Цар. 1.39; 2.28); в то же время в царствование Давида и Соломона древняя скиния находилась в Гаваоне, где регулярно приносились жертвоприношения (1 Пар. 21.29); следовательно, богослужение одновременно совершалось в двух святилищах. Так, например, в 1 Пар. 16 говорится, что Давид приносил жертвы в той скинии, которую он поставил в Иерусалиме, где и совершалось богослужение (ст. 1 и дал), но также, что он установил жертвоприношение на жертвеннике перед Господом в скинии в Гаваоне (ст. 39 и дал.). В 3 Цар. 3 рассказывается, что Соломон, принесши жертву в Гаваоне, «где был главный жертвенник», и получивши там откровение от Господа (ст. 4 и дал.), пошел в Иерусалим и совершил жертвоприношение перед ковчегом (ст. 15; срав. 2 Пар. 1.3 и дал.). Когда был построен храм, Соломон повелел принести старую скинию вместе с ее принадлежностями в Иерусалимский храм (3 Цар. 8.4; 2 Пар. 5.5), где все это хранилось, как священное воспоминание, по всей вероятности, до самого разрушения города Навуходоносором.
Храм (евр. — бейт-микдаш, т е. дом святилища)
Первоначально это слово обозначало отделенный круг для упражнения в искусстве гадания, затем вообще помещение, отделенное для религиозных целей, или здание, посвященное божеству. Этим словом в Библии иногда называются те капища, которые язычники строили для своих богов, например, храм (капище) Навуходоносора в Вавилоне (2 Пар. 36.7); храм Артемиды в Ефесе (Деян. 19.27), как и маленькие серебряные храмы, которые были копией главного (Деян. 19.24). Однако же идольские храмы часто называются просто домами, например: «дом Дагона» (1 Пар. 10.10), дом бога Нисроха (4 Цар. 19.13) и т. д. Этим же словом также назывались те помещения, которые израильтянами были посвящены Иегове. Скиния, например, называется домом Господним (1 Цар. 1.7) и храмом (ст. 9; 3.3), также и то святилище, которое было построено в Иерусалиме (3 Цар. 7.21; 4 Цар. 24.13).
Иерусалимский храм (евр. хекал, т. е. чертог, как в Притч. 30:28) называется в Ветхом Завете часто домом Господним (3 Цар. 8.10; 2 Пар. 3.1; 5.1), также домом Божиим (Езд. 1.4; 3.8) и храмом Господним (Срав. Езд. 3.6,11; Агг. 1.2; 2.15). В Новом Завете также встречаются все эти три наименования Иерусалимского храма: «храм Божий» (Мф. 26.61); «храм Господень» (Лк. 1.9); и «дом Божий» (Мф. 12.4); «дом Отца Моего» (Ин. 2.16) и также просто «храм» (Мф. 23.16; Лк. 11.51; греч. - дом). Обыкновенное наименование храма в истории Иисуса и апостолов — «святилище», греч.-иерон (Мф. 4.5; Деян. 2:46 и т.д.), изредка «храм Божий» (Мф. 21.12). В новозаветных оборотах речи подлинное (греч.) слово — храм (наос) обыкновенно обозначает самое здание храма (Мф. 23.35; 27.51; Лк. 1.9) в то время, как более общее слово «хиерон» — святилище употребляется для обозначения принадлежащих к храму притворов; следовательно, повсюду, где говорится о том, что Иисус или апостолы (которые не были еврейскими священниками) входили в храм, учили в храме и т. д. (Мф. 21.12; Лк. 24.53; Деян. 21.26), в переводе это различие исчезает.
Храм является символом: 1) храма Тела Иисуса Христа (Ин. 2.19 и дал); 2) тел и личностей христиан, как храма Божия и обители Святого Духа (1 Кор. 3.16 и дал.; 6.19, 2 Кор 6.16); 3) христианской Церкви (Еф 2.21; Откр. 3.12, 2 Фес. 2.4); 4) неба — «храм Божий на небе» (Откр. 7.15; 11—19; 16—17).
В Новом Иерусалиме св. Иоанн не видел храма, ибо «Господь Бог Вседержитель — храм его, и Агнец» (Откр. 21.22).
- Православные храмы
- Идея и образ
- Предисловие Размышление о храме
- Введение
- 2.Христианский храм:
- 3.Храм как символ:
- 4.История христианского храма, традиция и канон:
- Храм — место особого присутствия Божия
- Храм Божий — место специально приспособленное для богослужения и молитвы
- Храм Божий имеет божественное происхождение и богооткровенное устройство
- Христианский храм строится по образцу скинии
- Прообраз храма Божия — эдемский рай
- Храм Божий — воплощение единства неба и земли
- Храм Божий благолепно украшается
- Храм создается с Божией помощью богоизбранными людьми
- Молитвословия о храме Молитва перед входом в церковь
- Молитва по входе в церковь
- 1. Творения святых отцов
- 1.1. Каноны, или Книга Правил Святых Апостол, Святых Соборов Вселенских и Поместных и Святых Отец
- 1.2. Святой Дионисий Ареопагит. О божественных именах
- 1.3. Святой Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии
- Глава I
- Глава II. (о том, что Божественные и небесные предметы прилично изображаются под символами, даже с ними и несходными)
- 1.4. Преподобный Максим Исповедник. Тайноводство
- Глава I. (Каким образом и в каком отношении святая Церковь есть образ и подобие Божие)
- Глава II. (о том, каким образом и в каком отношении святая церковь есть образ мира, состоящего из существ видимых и невидимых)
- Глава III. (о том, что святая церковь Божия есть также образ чувственного мира в отдельности)
- Глава IV. (Каким образом и в каком отношении святая церковь Божия служит символическим образом человека и сама им образуется, как бы человек?)
- Глава V. (Каким еще образом и в каком отношении святая церковь Божия есть образ и подобие души, рассматриваемой в самой себе?)
- Глава XXIV
- 1.5. Святой Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры
- 1.6. Святой Иоанн Дамаскин. Три защитительных слова против порицающих святыя иконы или изображения
- Первое защитительное слово
- Второе слово
- Третье слово
- 1.7. Святой Герман Константинопольский. Сказание о церкви и рассмотрение таинств
- Литургия во времена св. Германа
- 1.8. Блаженный Симеон, архиепископ Фессалоникийский. «Книга о храме»
- О святом храме и освящении его
- 69. Об устройстве святого храма и молитве при основании его
- 70. Об освящении святого жертвенника и храма
- 96. Что образует храм и находящееся в нем?
- 97. О том, что Ветхий Завет предизображал действия благодати
- 99. О том, что храм образует единого в Троице Бога
- 100.Что знаменует трапеза и находящееся на ней, и о том, что все — Христос
- 101.Что значит завеса и поддерживающие ее четыре столба?
- 103.Что такое горнее место и его ступени?
- 104.Что означают столбики, верхний космит и окружающее его
- 105.Для чего в приалтарном полукружии (находится) предложение, и что оно означает?
- 106.О том, что предложение и принадлежности его изображают Вифлеем и то, что было при рождении Спасителя нашего и при поклонении волхвов
- 107.О полукружии алтаря и о сени над престолом
- 108.Что (означают) многосвечники, двенадцатисвечники и трисвечники, и прочие (светильники), возжигаемые в церкви?
- 109.Для чего в храме священные одежды и завесы, и разнообразные украшения, и различные благоухания?
- 120. О (местах) стояния (в храме) для верных, оглашенных и кающихся
- 121.О том, что ныне не все (согрешившие) выводятся вон вместе с оглашенными
- 122.Для чего (в храмах) притворы и места для оглашенных?
- 125. Для чего в начале молитвословий мы становимся вне храмов — в преддвериях, и что означает отверстие врат и вхождение в них?
- 1.9. Преподобный Иосиф Волоцкий. Послание иконописцу
- Слово первое
- 1.10. Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. Мысли о богослужении Православной Церкви
- 2. Труды клириков православной церкви
- 2.1. Конец XIX — первая половина XX в.
- 2.1.1. Митрополит Вениамин (Федченков). На рубеже двух эпох
- 2.1.2. Архиепископ Вениамин (Федченков). Небо на земле
- 2.1.3. Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Вениамин.
- § 4. Преобразование новозаветных церквей в ветхозаветных жертвенниках
- Глава II. О главнейших частях церкви
- § 1. Части храма
- § 2. Различие в частях храма
- § 3. Первое знаменование церкви
- § 4. Второе знаменование церкви
- § 6. Почему церковь разделяется на три части?
- Глава III. О святом престоле и его принадлежностях
- § 1. Знаменование и значение алтаря
- § 2. Престол есть важнейшее место в алтаре
- Глава V. О горнем месте и сопрестолии
- § 1. Горнее место в алтаре
- Глава VI. Об иконостасе, солее и амвоне
- § 1. Иконостас пред алтарем
- § 2. Что знаменует иконостас
- § 3. Солея пред иконостасом
- § 4. Амвон
- § 5. Кто восходит на амвон
- Глава VIII. О дверях царских, катапетасме или завесе и о прочих дверях
- § 1. Двери царские и святые
- Глава IX. О светильниках, воске, елее и фимиаме
- § 1. Светильники во храме многоразличны
- § 2. Что знаменуют?
- Глава X. О притворе и паперти, о оглашенных и кающихся
- § 1. Притвор и паперть
- 2.1.4. Архиепископ Сергий (Голубцов). Церковная архитектура
- 2.1.5. Епископ Варнава (Беляев). Место молитвы (храм и его внешняя обстановка)
- 2.1.6. Епископ Лука (Войно-Ясеневский). Сила моя в немощи совершается
- 2.1.7. Епископ Николай Охридский. Символы
- Действительность и ее символы
- 2.1.8. Епископ Серафим (Звездинский). Хлеб небесный. Проповеди о Божественной литургии
- 2.1.9. Священник а. Светлаков. Христианские храмы, история их и назначение
- 2.1.10. Священник а. Ястребов. Храм, его символика и значение в жизни христианина
- 2.1.11. Священник и. Святославский. Записки для чтения о храме
- 2.1.12. Священник Павел Флоренский. Иконостас - явление небесных свидетелей
- 2.1.13. Ерминия, или Наставление в живописном искусстве, составленное иеромонахом живописцем Дионисием Фурноаграфитом
- О церкви трульной (т.Е. С куполами)
- Начало первого рада стенной живописи
- Начало второго рада
- Начало третьего ряда стенной живописи
- Начало четвертого ряда
- Начало пятого ряда
- О паперти
- Как располагаются изображения в фиале, в котором святят воду
- Как располагаются изображения в братской трапезе
- В первом верхнем ряду
- Начало второго ряда
- Как располагаются изображения в церкви ставрофольной
- Как располагаются изображения в церкви с коробовым сводом
- 2.2. Вторая половина XX в.
- 2.2.1. Митрополит Антоний Сурожский. «Войду в дом Твой»
- 2.2.2. Епископ Костромской и Галицкий Александр. Национальная духовная традиция и созидание среды обитания
- 2.2.3. Архимандрит Евлогий (Смирнов). Храм Божий
- 2.2.4. Архимандрит Рафаил (Карелин). Христианство и модернизм
- 2.2.5. Архимандрит Рафаил (Карелин). Символ и христианская символика
- 2.2.6. Архимандрит Рафаил (Карелин). Путь христианина — проповеди. О беседе с самарянкой
- 2.2.7. Архимандрит Софроний (Сахаров). Письма в Россию
- 2.2.8. Протопресвитер а. Шмеман. Евхаристия. Таинство Церкви
- 2.2.9. Протоиерей Сергий Булгаков. Православие (очерки учения Православной Церкви)
- 2.2.10. Протоиерей Сергий Булгаков. Слова, поучения, беседы
- Храм и град
- Храм храма
- 2.2.11. Священник в. Иванов. Духовные основы церковного искусства
- 2.2.12. Священник Лев Лебедев. Предметная символика церкви
- 2.2.13. Иеромонах Гурий (Федоров). Церковный подход к храмовому строительству
- 2.2.14. Диакон Николай Чернышев. К вопросу о восстановлении памятников церковной культуры в наши дни
- 2.2.15. Настольная книга священнослужителя. Православный храм
- Небесное и земное в символике православного храма
- Храм в целом
- Чин на основание церкви
- 3. Работы светских исследователей
- 3.1. Отечественные
- 3.1.1. Конец XIX — первая половина XX в.
- 3.1.1.1. Благовещенский и.А. Предписания и распоряжения по духовному ведомству Московской епархии с 1829 по 1869 г.
- 3.1.1.2. Васнецов в.М. Электричество в храмах
- 3.1.1.3. Голубцов а.П. Из чтений по церковной археологии и литургике
- Краткий обзор дохристианских культовых сооружений
- Места молитвенных собраний христиан I—III веков
- 3.1.1.4. Дмитревский и. О храме и частях его. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной литургии
- О храме и о частях его Что есть храм и какие имеет части?
- Откуда взято сооружение храмов с разделением на алтарь, церковь и трапезу
- Алтарь что представляет?
- Церковь самая, или настоящая, что означает?
- Трапеза есть вместо чего?
- Красные, или царские, врата почему так называются?
- О амвоне, что он значит, когда уставлен и для чего?
- Алтарь для чего возвышается и отделяется преградами?
- 3.1.1.5. Покровский н.В. Очерки памятников христианского искусства
- 3.1.1.6. Салько a.M. Руководство к устройству каменнныхи деревянных церквей
- 3.1.1.7. Тарабукин н.М. Символика храма
- 3.1.1.8. Тилинский а.И. Руководство для проектирования и постройки зданий
- Утвержденные постановления и правила
- 3.1.1.9. Троицкий н.И. Христианский православный храм в его идее. Опыт изъяснения символики храма в системном изложении
- 3.1.1.10. Князь Евгений Трубецкой. Умозрение в красках. Три очерка о русской иконе
- 3.1.1.11. Успенский л.А. Символика храма
- 3.1.1.12. Успенский л.А. Богословие иконы Православной Церкви
- 3.1.1.13. Успенский л.А. Вопрос иконостаса
- 3.1.1.14. Щусев а. Мысли о свободе творчества в религиозной архитектуре
- 3.1.2. Вторая половина XX в.
- 3.1.2.1. Бобков к.В., Шевцов е.В. Символ и духовный опыт Православия
- 3.1.2.2. Бусева-Давыдова и.А. Символика архитектуры по древнерусским письменным источникам XI—XVII вв.
- 3.1.2.3. Вагнер г.К. Византийский храм как образ мира
- 3.1.2.4. Вятчанина т.Н. Проблемы тектоники храма
- 3.1.2.5. Гуляницкий н.Ф. Крестово-купольный храм Древней Руси и греко-античная традиция
- 3.1.2.6. Зубов в.П. Труды по истории и теории архитектуры
- Павел Силенциарий и его стихотворное описание Константинопольской Софии
- Прокопий Кесарийский Отрывки из описания Константинопольской Софии
- Константин Родосский Отрывок из описания Константинопольского храма Двенадцати апостолов
- Влияние символики на архитектурную практику Средневековья
- Систематические трактаты по символике
- Символика человеческого тела в архитектуре
- 3.1.2.7. Кеслер м.Ю. Развитие храмостроительства на Руси с IX по XX в.
- 1. Храмостроительство в объединенной Руси IX—XI веков
- 2. Храмостроительство в удельных княжествах XII — XV веков
- 3. Храмостроительство в централизованном русском государстве
- 4. Расцвет храмостроительства на Руси в XVII веке
- 5. Западноевропейское влияние в русском храмостроительстве XVIII —начала XIX века
- 6. Поиск национального своеобразия в храмостроительстве XIX—начала XX века
- 3.1.2.8. Кудрявцев. М.П., Кудрявцева т.Н. Русский православный храм. Символический язык архитектурных форм
- 3.1.2.9. Кудрявцев м.П., Кудрявцева т.Н. О проблеме современного храмового строительства
- 3.1.2.10. Лепахин в. Литургийность иконообраза
- Церковь как иконообраз
- Иконотопос алтаря и храма
- Иконичность иконостаса
- Иконичность света и цвета
- Иконичность храмового освещения
- 3.1.2.11. Мокеев г.Я. Якоже горний Ерусалим
- 3.1.2.12. Сомов г.Ю. Проблемы теории архитектурной формы
- 3.1.2.13. Фокеева л.А. Куб, шар, пирамида — основные формообразующие символы православного храма
- 3.1.2.14. Фокеев а.А. Современный храмовый приходской комплекс — развитие русских монастырей
- 3.1.2.15. Щенков а.С. О принципах изучения русской храмовой архитектуры
- 3.1.2.16. Щенков а.С. Проблемы традиционной формы в современном храмостроении России
- 3.1.2.17. Щенков а.С. Проблемы иконографии храма
- 3.2. Зарубежные авторы
- 3.2.1. Геллей Генри. Русский библейский справочник
- Божьи храмы
- 3.2.2. Отто Демус. Мозаики византийских храмов
- Теория образа
- Архитектурные и технические условия
- Образ в пространстве
- Идеальная иконографическая схема храма типа вписанного креста
- Три зоны
- Художественное единство
- 3.2.3. Клеман Оливье. Истоки. Богословие отцов Древней Церкви
- Камни и люди
- 3.2.4. Мэтьюз Томас. Преображающий символизм византийской архитектуры и образ Пантократора в куполе
- 3.2.5. Нюстрем Эрик. Библейский словарь (скиния, Иерусалимский храм)
- Иерусалимский храм
- Храм Зоровавеля
- Храм Ирода
- 3.2.6. Содереггер Конрад. Миссия Израиля в Ветхом Завете (скиния)
- Двор скинии — дорога ко Христу.
- 3.2.7. Уайбру Хью. Православная литургия. Развитие евхаристического богослужения византийского обряда
- 1. Евхаристические богослужения Запада и православная литургия
- 2. Источники традиции
- 4. Евхаристия в Константинополе во времена Иоанна Златоуста
- 5. Литургия во времена Максима Исповедника
- 6. Литургия после победы иконопочитания
- 7. Византийская литургия в XI в.
- 8. Завершающая стадия становления литургии
- 9. Эпилог
- Библиография Комментарии на литургию
- Архитектура и иконография
- Тематический указатель
- Библиографический указатель Православный храм и его символика
- Церковь, культура и творчество
- Православная эстетика и культура
- Теория архитектурного формообразования
- История храмостроительства
- Современное храмостроительство
- Иллюстративный материал
- Содержание
- 1.Творения святых отцов
- 2.Труды клириков Православной Церкви
- 2.1.Конец XIX — первая половина XX в
- 2.2.Вторая половина XX в
- 3.Работы светских исследователей
- 3.1. Отечественные
- 3.1.1. Конец XIX — первая половина XX в
- 3.1.2. Вторая половина XX в
- 3.2. Зарубежные авторы