Прокопий Кесарийский Отрывки из описания Константинопольской Софии
На русском языке существуют переводы сочинений Прокопия Кесарийского «О постройках» и «Тайной истории», сделанные С.П. Кондратьевым (Вестник древней истории. 1939. № 4, с. 203-298; 1938. № 4, с. 273—356). Что же касается помещаемого ниже отрывка («О постройках». 1, 11, 24—25, 27—49, 59—60), текст перевода переработан довольно значительно, чтобы по возможности максимально уточнить описание архитектурных подробностей. При этом мы пользовались изданиями Прокопия в «Corpus Scriptorum historiae byzantinae» (Procopius ex recensione Guil.Dindortii. Vol.111.Bonnae, 1838) и Хаури (Procopii Caesariensis Opera omnia. Vol.111.2.Lipsiae, 1913).
<...> Анфимий из Тралл, в искусстве механики и строительства самый знаменитый не только из числа своих современников, но даже из тех, кто жил задолго до него, служил рвению императора, организуя порядок работ мастеров, заранее подготовляя нужные в будущем изображения. Вместе с ним работал другой архитектор, по имени Исидор, родом из Милета, во всех отношениях человек знающий и подходящий...
Этот храм сделался чудесным зрелищем: для смотрящих на него он кажется все превосходящим, для слышащих о нем — совершенно невероятным. В высоту он поднимается как будто до неба и словно в открытом море, склоняясь над другими строениями, стоит выше остального города, украшает его как составная его часть и сам становится от него наряднее.
Его длина и ширина столь искусно согласованы, что его вообще нельзя назвать ни слишком длинным, ни сверх меры широким. Несказанной красотой он прославлен, ибо выделяется и своей массой, и гармонией своих размеров; нет в нем ничего излишнего и ничего недостаточного, так как он более пышен, чем все обыденное, и более строен, чем можно было бы ожидать от такой громады. С преизбытком наполнен он светом и блистанием солнца. Ты сказал бы, что место это озаряется солнцем не извне, но что блеск рождается в нем самом: такое изобилие света разливается кругом по всему святилищу.
Лик храма — а это есть та часть его, которая обращена к восходящему солнцу для совершения неизреченных священнодействий в честь Божества, — лик храма был создан так. Некое сооружение возносится с земли, будучи выстроено не по прямой линии, но несколько отступая от боковых с небольшим изгибом и на середине вновь поворачивая обратно. И проходя в виде полукруга — мудрые в подобных делах называют это полуцилиндром, — круто вознеслось оно вверх. Крыша строения была решена как четвертая часть сферы; выше над ней, на прилегающих частях здания, в виде полумесяца повисло в вышине другое сооружение, удивительное по красоте, но из-за опасности такого сочетания кажущееся в целом чем-то страшным. Ведь кажется, будто держится оно не на прочном основании и возносится в небо с угрозою для тех, кто находится внутри, а между тем утверждено оно во всех отношениях надежно и безопасно.
По обе стороны, на полу — колонны, также не проходящие прямыми рядами, но поворачивающие внутрь в виде полукруга и словно в хороводе встающие одна перед другой. На них-то и легло сверху это лунообразное сооружение. Прямо лицом к востоку возведена стена с входами в храм, а по обеим ее сторонам расставлены полукругом колонны, и на них сверху точно так же, как было сказано, покоится сооружение.
Посреди храма высятся четыре созданных человеческими руками утеса, называемых пилонами: два из них обращены к северу, два других — к югу. Они стоят друг против друга и во всем похожи один на другой. В промежутке между каждой парой находится по четыре колонны. Эти утесы сложены из огромных каменных глыб, великолепно подобранных и искусно пригнанных друг к другу каменотесами. Можно подумать, что это отвесные утесы — горы. На них возносятся четыре арки по сторонам четырехугольника; пять арок сходятся по двое и крепко утверждены на вершинах утесов, прочая же часть их, гордо поднявшись кверху, витает в беспредельной высоте. Из этих арок две, обращенные к востоку и к западу, висят прямо в воздухе, остальные же две имеют снизу стену с маленькими колоннами. Над ними поднимается по кругу кольцевидное сооружение, откуда всегда появляется первая улыбка дня, ибо оно, думается мне, вознеслось превыше всей земли. И сооружение это прерывается через короткие промежутки, нарочно сохраняемые лишь настолько, чтобы те места, где оно, казалось бы, отделяется от здания, служили проводниками вполне достаточного количества лучей света. И никаким языком, как бы он ни был многословен и красноречив, нельзя будет всего этого описать.
Так как сочетание арок образует четырехугольник, то промежутки между ними получаются в виде четырех треугольников. Нижняя часть каждого из этих треугольников, зажатая вхождением арок друг в друга, образует внизу острый угол, а затем, поднимаясь кверху и расширяя заключенное посредине пространство, она заканчивается кругом, который лежит на ней и здесь образует остальные углы треугольника. Огромный сфероидальный купол, поднимающийся на этом круге, придает ему прекраснейший вид. И вследствие легкости барабана кажется, что купол не покоится на твердом строении, но, словно золотая сфера, спущенная с неба, прикрывает это место. Все это, сверх всякого вероятия искусно соединенное в высоте, сочетаясь друг с другом, поддерживаемое только ближайшим к себе, в целом представляет замечательнейшую единую гармонию всего творения. Оно не позволяет любующимся надолго приковывать свой взор к чему-либо одному, но каждая деталь влечет к себе взор и очень легко заставляет переходить от одного к другому. При рассматривании всегда приходится быстро переводить свой взгляд с одного предмета на другой, так как рассматривающий никак не может остановиться и решить, чем из всей этой красоты он более всего восхищается. Но даже и так, оглядываясь повсюду, [от изумления] сдвигая брови перед всем, люди все-таки не могут постигнуть искусства и всегда уходят оттуда потрясенные непостижимостью того, что они видят...
Кто исчислил бы великолепие колонн и мраморов, которыми украшен храм? Можно было бы подумать, что находишься на роскошном лугу, покрытом цветами. В самом деле, как не удивляться то пурпурному их цвету, то изумрудному; одни показывают багряный цвет, у других, как солнце, сияет белый; а некоторые из них, сразу являясь разноцветными, показывают различные окраски, как будто бы природа была их художником.
- Православные храмы
- Идея и образ
- Предисловие Размышление о храме
- Введение
- 2.Христианский храм:
- 3.Храм как символ:
- 4.История христианского храма, традиция и канон:
- Храм — место особого присутствия Божия
- Храм Божий — место специально приспособленное для богослужения и молитвы
- Храм Божий имеет божественное происхождение и богооткровенное устройство
- Христианский храм строится по образцу скинии
- Прообраз храма Божия — эдемский рай
- Храм Божий — воплощение единства неба и земли
- Храм Божий благолепно украшается
- Храм создается с Божией помощью богоизбранными людьми
- Молитвословия о храме Молитва перед входом в церковь
- Молитва по входе в церковь
- 1. Творения святых отцов
- 1.1. Каноны, или Книга Правил Святых Апостол, Святых Соборов Вселенских и Поместных и Святых Отец
- 1.2. Святой Дионисий Ареопагит. О божественных именах
- 1.3. Святой Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии
- Глава I
- Глава II. (о том, что Божественные и небесные предметы прилично изображаются под символами, даже с ними и несходными)
- 1.4. Преподобный Максим Исповедник. Тайноводство
- Глава I. (Каким образом и в каком отношении святая Церковь есть образ и подобие Божие)
- Глава II. (о том, каким образом и в каком отношении святая церковь есть образ мира, состоящего из существ видимых и невидимых)
- Глава III. (о том, что святая церковь Божия есть также образ чувственного мира в отдельности)
- Глава IV. (Каким образом и в каком отношении святая церковь Божия служит символическим образом человека и сама им образуется, как бы человек?)
- Глава V. (Каким еще образом и в каком отношении святая церковь Божия есть образ и подобие души, рассматриваемой в самой себе?)
- Глава XXIV
- 1.5. Святой Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры
- 1.6. Святой Иоанн Дамаскин. Три защитительных слова против порицающих святыя иконы или изображения
- Первое защитительное слово
- Второе слово
- Третье слово
- 1.7. Святой Герман Константинопольский. Сказание о церкви и рассмотрение таинств
- Литургия во времена св. Германа
- 1.8. Блаженный Симеон, архиепископ Фессалоникийский. «Книга о храме»
- О святом храме и освящении его
- 69. Об устройстве святого храма и молитве при основании его
- 70. Об освящении святого жертвенника и храма
- 96. Что образует храм и находящееся в нем?
- 97. О том, что Ветхий Завет предизображал действия благодати
- 99. О том, что храм образует единого в Троице Бога
- 100.Что знаменует трапеза и находящееся на ней, и о том, что все — Христос
- 101.Что значит завеса и поддерживающие ее четыре столба?
- 103.Что такое горнее место и его ступени?
- 104.Что означают столбики, верхний космит и окружающее его
- 105.Для чего в приалтарном полукружии (находится) предложение, и что оно означает?
- 106.О том, что предложение и принадлежности его изображают Вифлеем и то, что было при рождении Спасителя нашего и при поклонении волхвов
- 107.О полукружии алтаря и о сени над престолом
- 108.Что (означают) многосвечники, двенадцатисвечники и трисвечники, и прочие (светильники), возжигаемые в церкви?
- 109.Для чего в храме священные одежды и завесы, и разнообразные украшения, и различные благоухания?
- 120. О (местах) стояния (в храме) для верных, оглашенных и кающихся
- 121.О том, что ныне не все (согрешившие) выводятся вон вместе с оглашенными
- 122.Для чего (в храмах) притворы и места для оглашенных?
- 125. Для чего в начале молитвословий мы становимся вне храмов — в преддвериях, и что означает отверстие врат и вхождение в них?
- 1.9. Преподобный Иосиф Волоцкий. Послание иконописцу
- Слово первое
- 1.10. Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. Мысли о богослужении Православной Церкви
- 2. Труды клириков православной церкви
- 2.1. Конец XIX — первая половина XX в.
- 2.1.1. Митрополит Вениамин (Федченков). На рубеже двух эпох
- 2.1.2. Архиепископ Вениамин (Федченков). Небо на земле
- 2.1.3. Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Вениамин.
- § 4. Преобразование новозаветных церквей в ветхозаветных жертвенниках
- Глава II. О главнейших частях церкви
- § 1. Части храма
- § 2. Различие в частях храма
- § 3. Первое знаменование церкви
- § 4. Второе знаменование церкви
- § 6. Почему церковь разделяется на три части?
- Глава III. О святом престоле и его принадлежностях
- § 1. Знаменование и значение алтаря
- § 2. Престол есть важнейшее место в алтаре
- Глава V. О горнем месте и сопрестолии
- § 1. Горнее место в алтаре
- Глава VI. Об иконостасе, солее и амвоне
- § 1. Иконостас пред алтарем
- § 2. Что знаменует иконостас
- § 3. Солея пред иконостасом
- § 4. Амвон
- § 5. Кто восходит на амвон
- Глава VIII. О дверях царских, катапетасме или завесе и о прочих дверях
- § 1. Двери царские и святые
- Глава IX. О светильниках, воске, елее и фимиаме
- § 1. Светильники во храме многоразличны
- § 2. Что знаменуют?
- Глава X. О притворе и паперти, о оглашенных и кающихся
- § 1. Притвор и паперть
- 2.1.4. Архиепископ Сергий (Голубцов). Церковная архитектура
- 2.1.5. Епископ Варнава (Беляев). Место молитвы (храм и его внешняя обстановка)
- 2.1.6. Епископ Лука (Войно-Ясеневский). Сила моя в немощи совершается
- 2.1.7. Епископ Николай Охридский. Символы
- Действительность и ее символы
- 2.1.8. Епископ Серафим (Звездинский). Хлеб небесный. Проповеди о Божественной литургии
- 2.1.9. Священник а. Светлаков. Христианские храмы, история их и назначение
- 2.1.10. Священник а. Ястребов. Храм, его символика и значение в жизни христианина
- 2.1.11. Священник и. Святославский. Записки для чтения о храме
- 2.1.12. Священник Павел Флоренский. Иконостас - явление небесных свидетелей
- 2.1.13. Ерминия, или Наставление в живописном искусстве, составленное иеромонахом живописцем Дионисием Фурноаграфитом
- О церкви трульной (т.Е. С куполами)
- Начало первого рада стенной живописи
- Начало второго рада
- Начало третьего ряда стенной живописи
- Начало четвертого ряда
- Начало пятого ряда
- О паперти
- Как располагаются изображения в фиале, в котором святят воду
- Как располагаются изображения в братской трапезе
- В первом верхнем ряду
- Начало второго ряда
- Как располагаются изображения в церкви ставрофольной
- Как располагаются изображения в церкви с коробовым сводом
- 2.2. Вторая половина XX в.
- 2.2.1. Митрополит Антоний Сурожский. «Войду в дом Твой»
- 2.2.2. Епископ Костромской и Галицкий Александр. Национальная духовная традиция и созидание среды обитания
- 2.2.3. Архимандрит Евлогий (Смирнов). Храм Божий
- 2.2.4. Архимандрит Рафаил (Карелин). Христианство и модернизм
- 2.2.5. Архимандрит Рафаил (Карелин). Символ и христианская символика
- 2.2.6. Архимандрит Рафаил (Карелин). Путь христианина — проповеди. О беседе с самарянкой
- 2.2.7. Архимандрит Софроний (Сахаров). Письма в Россию
- 2.2.8. Протопресвитер а. Шмеман. Евхаристия. Таинство Церкви
- 2.2.9. Протоиерей Сергий Булгаков. Православие (очерки учения Православной Церкви)
- 2.2.10. Протоиерей Сергий Булгаков. Слова, поучения, беседы
- Храм и град
- Храм храма
- 2.2.11. Священник в. Иванов. Духовные основы церковного искусства
- 2.2.12. Священник Лев Лебедев. Предметная символика церкви
- 2.2.13. Иеромонах Гурий (Федоров). Церковный подход к храмовому строительству
- 2.2.14. Диакон Николай Чернышев. К вопросу о восстановлении памятников церковной культуры в наши дни
- 2.2.15. Настольная книга священнослужителя. Православный храм
- Небесное и земное в символике православного храма
- Храм в целом
- Чин на основание церкви
- 3. Работы светских исследователей
- 3.1. Отечественные
- 3.1.1. Конец XIX — первая половина XX в.
- 3.1.1.1. Благовещенский и.А. Предписания и распоряжения по духовному ведомству Московской епархии с 1829 по 1869 г.
- 3.1.1.2. Васнецов в.М. Электричество в храмах
- 3.1.1.3. Голубцов а.П. Из чтений по церковной археологии и литургике
- Краткий обзор дохристианских культовых сооружений
- Места молитвенных собраний христиан I—III веков
- 3.1.1.4. Дмитревский и. О храме и частях его. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной литургии
- О храме и о частях его Что есть храм и какие имеет части?
- Откуда взято сооружение храмов с разделением на алтарь, церковь и трапезу
- Алтарь что представляет?
- Церковь самая, или настоящая, что означает?
- Трапеза есть вместо чего?
- Красные, или царские, врата почему так называются?
- О амвоне, что он значит, когда уставлен и для чего?
- Алтарь для чего возвышается и отделяется преградами?
- 3.1.1.5. Покровский н.В. Очерки памятников христианского искусства
- 3.1.1.6. Салько a.M. Руководство к устройству каменнныхи деревянных церквей
- 3.1.1.7. Тарабукин н.М. Символика храма
- 3.1.1.8. Тилинский а.И. Руководство для проектирования и постройки зданий
- Утвержденные постановления и правила
- 3.1.1.9. Троицкий н.И. Христианский православный храм в его идее. Опыт изъяснения символики храма в системном изложении
- 3.1.1.10. Князь Евгений Трубецкой. Умозрение в красках. Три очерка о русской иконе
- 3.1.1.11. Успенский л.А. Символика храма
- 3.1.1.12. Успенский л.А. Богословие иконы Православной Церкви
- 3.1.1.13. Успенский л.А. Вопрос иконостаса
- 3.1.1.14. Щусев а. Мысли о свободе творчества в религиозной архитектуре
- 3.1.2. Вторая половина XX в.
- 3.1.2.1. Бобков к.В., Шевцов е.В. Символ и духовный опыт Православия
- 3.1.2.2. Бусева-Давыдова и.А. Символика архитектуры по древнерусским письменным источникам XI—XVII вв.
- 3.1.2.3. Вагнер г.К. Византийский храм как образ мира
- 3.1.2.4. Вятчанина т.Н. Проблемы тектоники храма
- 3.1.2.5. Гуляницкий н.Ф. Крестово-купольный храм Древней Руси и греко-античная традиция
- 3.1.2.6. Зубов в.П. Труды по истории и теории архитектуры
- Павел Силенциарий и его стихотворное описание Константинопольской Софии
- Прокопий Кесарийский Отрывки из описания Константинопольской Софии
- Константин Родосский Отрывок из описания Константинопольского храма Двенадцати апостолов
- Влияние символики на архитектурную практику Средневековья
- Систематические трактаты по символике
- Символика человеческого тела в архитектуре
- 3.1.2.7. Кеслер м.Ю. Развитие храмостроительства на Руси с IX по XX в.
- 1. Храмостроительство в объединенной Руси IX—XI веков
- 2. Храмостроительство в удельных княжествах XII — XV веков
- 3. Храмостроительство в централизованном русском государстве
- 4. Расцвет храмостроительства на Руси в XVII веке
- 5. Западноевропейское влияние в русском храмостроительстве XVIII —начала XIX века
- 6. Поиск национального своеобразия в храмостроительстве XIX—начала XX века
- 3.1.2.8. Кудрявцев. М.П., Кудрявцева т.Н. Русский православный храм. Символический язык архитектурных форм
- 3.1.2.9. Кудрявцев м.П., Кудрявцева т.Н. О проблеме современного храмового строительства
- 3.1.2.10. Лепахин в. Литургийность иконообраза
- Церковь как иконообраз
- Иконотопос алтаря и храма
- Иконичность иконостаса
- Иконичность света и цвета
- Иконичность храмового освещения
- 3.1.2.11. Мокеев г.Я. Якоже горний Ерусалим
- 3.1.2.12. Сомов г.Ю. Проблемы теории архитектурной формы
- 3.1.2.13. Фокеева л.А. Куб, шар, пирамида — основные формообразующие символы православного храма
- 3.1.2.14. Фокеев а.А. Современный храмовый приходской комплекс — развитие русских монастырей
- 3.1.2.15. Щенков а.С. О принципах изучения русской храмовой архитектуры
- 3.1.2.16. Щенков а.С. Проблемы традиционной формы в современном храмостроении России
- 3.1.2.17. Щенков а.С. Проблемы иконографии храма
- 3.2. Зарубежные авторы
- 3.2.1. Геллей Генри. Русский библейский справочник
- Божьи храмы
- 3.2.2. Отто Демус. Мозаики византийских храмов
- Теория образа
- Архитектурные и технические условия
- Образ в пространстве
- Идеальная иконографическая схема храма типа вписанного креста
- Три зоны
- Художественное единство
- 3.2.3. Клеман Оливье. Истоки. Богословие отцов Древней Церкви
- Камни и люди
- 3.2.4. Мэтьюз Томас. Преображающий символизм византийской архитектуры и образ Пантократора в куполе
- 3.2.5. Нюстрем Эрик. Библейский словарь (скиния, Иерусалимский храм)
- Иерусалимский храм
- Храм Зоровавеля
- Храм Ирода
- 3.2.6. Содереггер Конрад. Миссия Израиля в Ветхом Завете (скиния)
- Двор скинии — дорога ко Христу.
- 3.2.7. Уайбру Хью. Православная литургия. Развитие евхаристического богослужения византийского обряда
- 1. Евхаристические богослужения Запада и православная литургия
- 2. Источники традиции
- 4. Евхаристия в Константинополе во времена Иоанна Златоуста
- 5. Литургия во времена Максима Исповедника
- 6. Литургия после победы иконопочитания
- 7. Византийская литургия в XI в.
- 8. Завершающая стадия становления литургии
- 9. Эпилог
- Библиография Комментарии на литургию
- Архитектура и иконография
- Тематический указатель
- Библиографический указатель Православный храм и его символика
- Церковь, культура и творчество
- Православная эстетика и культура
- Теория архитектурного формообразования
- История храмостроительства
- Современное храмостроительство
- Иллюстративный материал
- Содержание
- 1.Творения святых отцов
- 2.Труды клириков Православной Церкви
- 2.1.Конец XIX — первая половина XX в
- 2.2.Вторая половина XX в
- 3.Работы светских исследователей
- 3.1. Отечественные
- 3.1.1. Конец XIX — первая половина XX в
- 3.1.2. Вторая половина XX в
- 3.2. Зарубежные авторы