logo search
Культурология

Русская культура 19 век

Этот век принято называть «Золотым веком» русской культуры и прежде всего культуры художественной. Появление этого века, как золотого, было определено сохранением и на уровне светского искусства тех духовных традиций, которые сложились в русской культуре ещё до 19 века. Лучшие представители русского искусства все проблемы ставили и решали как проблемы религиозные. В частности это прослеживается в творчестве Пушкина, в его лирике «Покаяние», «Отцы пустынники и жёны непорочные», в драматургии «Борис Годунов», в прозе «Капитанская дочка».

Эта же духовная традиция прослеживается и в творчестве другого великого поэта Михаила Юрьевича Лермонтова и в его лирике и в его поэмах «Демон», «Мцыри».

Эти же религиозные мотивы прочитываются и в творчестве позднего Гоголя, во втором томе «Мёртвые души» и в духовной прозе. В контексте этой же духовной традиции развивается творчество таких писателей второй половины 19 века, как Гончаров «Обломов», Достоевский: «Идиот», «Братья Карамазовы», «Бесы» и в русской поэзии в творчестве Фета, Тютчева и даже революционного демократа Николая Некрасова

Религиозные мотивы прочитываются и в творчестве русских художников, которые достаточно часто обращаются к религиозным сюжетам Иванов Александр «Явление Христа народу», Крамской «Христос в пустыне», Поленов «Христос и грешница». Ещё одной особенностью русской культуры становится выраженное патриотическое начало. Оно просматривается в контексте всей русской культуры 19-20 веков. Это, прежде всего обращение к историческому прошлому России, и к тем его ценностям, которые в годы испытаний предопределяли победу русского духа и русского оружия. Пушкин «Полтава», «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», Лермонтов «Бородино», Гоголь «Мёртвые души», Гончаров «Обломов», Лесков «Очарованный странник», Достоевский «Братья Карамазовы», «Идиот», Толстой «Война и мир», Чехов «Степь».

Эта же традиция прослеживается и в русской музыке, которая обращалась либо к русской истории, либо искала свои сюжеты в русской литературе. Глинка «Жизнь за царя (Иван Сусанин)», Даргомыжский «Руслан и Людмила», «Русалка».

Во второй половине 19 века, обращение к национальным идеям, национальной истории, становится в музыкальной культуре преобладающим. Это присуще музыке композиторов «могучая кучка». Бородин «Князь Игорь», Мусоргский «Борис Годунов», «Хованщина», Римский-Корсаков «Царская невеста», «Снегурочка», «Сказка о Царе Султане». Особый след в русской музыке оставил Пётр Ильич Чайковский «Евгений Онегин», «Мазепа».

Все эти тенденции определили развитие русской культуры и в 20 веке.