logo
Культурология

Античная культура

Античная культура носит ярко выраженный чувственный характер – всё мировосприятие античного человека основывалось, прежде всего, на чувственных впечатлениях, что и нашло отражение в мировоззренческой культуре античного общества: религиозных представлениях (Зевс, Посейдон, Аполлон) и в философии (натурфилософии). Чувственное мироощущение прослеживается и в нравственной культуре общества, которая носила гедонистический характер (гедонизм, эпикурейство). Безусловно, что чувственные начала явно просматриваются и в художественной культуре античного общества. Это искусство базировалось на следующих принципах: соразмерность, гармония, мера. Ведущим видом искусства в Элладе была скульптура. Она была абсолютна, молчалива внутренне и очень выразительна внешне.

Среди выдающихся скульптур античности можно назвать следующие: Ника Самофракийская, Венера Милосская, скульптуры, которые находились в Лувре. Аполлон Бельведерский – он находится в Ватикане. В Древней Греции сложились два основных типа скульптур: курос – фигура обнажённого юноши, кора (кариатида) – женская фигура в хитоне. Выдающимися Греческими скульпторами были Фидий: Зевс сидящий, Афина Парфенос; Мирон: Дискобол; Поликлет: Копьеносец.

Названные принципы прослеживаются и в Греческой архитектуре.

Центром любого Древнегреческого города, был Акрополь (акро – верхний, поль - город). Акрополь, это укреплённый холм, на вершине которого находилась главное городское святилище. Главный храм Акрополя – Парфенон, он представляет вытянутый прямоугольник со всех сторон окружённый колоннами. Помимо его там находились два малых храма: Эрехтейон со знаменитым портиком кор, Никки (Аптерос – «бескрылая»). Кроме того, на Акрополе находилась библиотека и амфитеатр. Под Акрополем находился нижний город, его центром была Агора – рыночная площадь, являвшаяся не только торговым, но общественным центром.

Чувственны характер античной культуры, определил её главные особенности, космологизм. В сознании античного человека космос ассоциировался как единое гармоничное, эмпирически воспринимаемое целое. Чувственным воплощением космоса был небесный свод. Космологизм прослеживается во всех формах культуры: миф о минотавре; Лонг «Дафнис и Хлоя». В свою очередь космологизм определил главную идею всей античной культуры, идею «Рока». В мировоззрении она прослеживается и в мифологии (Мойры – богини судьбы). В философии, например, у Платона, который писал, что «мы приходим в эту жизнь как на сцену, для того что бы отыграть на ней свою роль, а потом уйти». Особенно выразительно идея «Рока» просматривается в художественной культуре и прежде всего в греческой трагедии, которую даже называют «трагедией Рока». Выдающимися греческими трагиками были Схил, Софокл – Царь Эдип, Еврипид.