Первый дизайнер Петер Беренс
В одной из самых развитых стран Европы — Германии в 1907 году был основан производственный союз «Веркбунд», объединявший промышленников, архитекторов, художников, коммерсантов. Они руководствовались пониманием того, что без органической увязки экономических и эстетических требований промышленного производства, технологии победить на международном рынке сбыта Германия не может. Основатель «Веркбунда» — архитектор Герман Мутезиус оставался до 1914 года президентом этого общества.
«Веркбунд» с самого начала своего существования поставил несколько основных задач:реорганизацию ремесленного производства на промышленной основе;создание идеальных образцов для промышленного производства;борьбу с украшением и орнаментацией.
Программа «Веркбунда» провозглашала: объединение «желает осуществить отбор всех лучших действующих возможностей в искусстве, индустрии, ремесле и торговле. Объединение стремится к охвату всего, что содержится в качественном выполнении и тенденциях промышленного труда».
«Веркбунд» объединил крупнейших представителей творческой интеллигенции Германии. Они, конечно, не могли быть вполне единодушны в своем отношении ко всем проблемам зарождавшегося промышленного искусства.
Максимализм Мутезиуса требовал от вещей безусловной целесообразности, подчинения новым законам формообразования. Мутезиус четко формулирует принцип «эстетического функционализма», согласно которому внешняя форма предмета вытекает из его существа, устройства, технологии, назначения.
Этот же принцип провозгласил за океаном американский архитектор Салливен («форма следует за функцией»). Однако с этим принципом согласны были вовсе не все члены «Веркбунда». Так, Ван де Вельде, оставаясь по натуре художником, усматривал в позиции Мутезиуса опасность для свободы творческих устремлений проектировщика и ущемление его индивидуальности. Вместе с тем Ван де Вельде, прославившийся в недавнем прошлом на весь мир как мастер изысканного модерна, стал признавать простоту и целесообразность необходимым качеством новой предметной среды. Он не только «преклонил колено» перед машиной, как перед богом будущего, он стал её фетишизировать: «мощная игра её стальных мускулов, руководствуясь красотой, будет творить прекрасное».
Ван де Вельде принадлежит очень важное во всех отношениях высказывание о том, что нельзя относить изобразительное («чистое») искусство к области высокого искусства, а индустриальное к «низшему», второразрядному.
Важнейшим событием в художественно-технической жизни того времени было приглашение Петера Беренса художественным директором Всеобщей электрической компании (AEG), монополизировавшей производство электрических ламп, электроприборов, электромоторов и т. п. на всём западном полушарии. Это не просто слова — с именем этой фирмы была связанна в представлении людей такая массовая продукция, какой не было прежде. Эта продукция не имела прообразов, даже отдаленных. Электричество только ещё входило в жизнь, всё с ним связанное предстало перед людьми впервые.
Продукция AEG была рассчитана в основном на экспорт, и, по мнению промышленников, для её успешного продвижения на мировом рынке, для подавления конкуренции требовалось создать какой-то свой художественный почерк.
Хозяева фирмы интересовала не столько эстетика вещи, сколько задача завоевания мирового рынка. Создание же определенного лица фирмы (архитектурный облик сооружений, шрифт реклам и т. п.) было только одним из средств для достижения этой цели.
П. Беренс пришел на должность «художественного директора» фирмы, имея за плечами большой опыт строительства архитектурных сооружений, проектирования мебели, посуды, текстиля… Нельзя сказать, что его произведения особенно выделялись в общем стиле модерн. Но Беренс был одним из первых проектировщиков промышленных зданий, а в те времена это считалось делом инженеров, а не архитекторов. П. Беренс, авторитетный и властный человек, очень последовательно проводил линию на подчинение разнообразной продукции одному, им предложенному, принципу стилеобразования. Внешняя форма его вещей строилась в основном на повторах нескольких геометрических элементов — шестигранников, кругов, овалов.
Истоками формообразования этих вещей были инженерные, утилитарные формы, гармонизированные и приведенные к определенному ритму и пропорциям. Никаких традиционных форм, никакой орнаментации — таковы были особенности художественной палитры П. Беренса. Практическая работа П. Беренса имела огромное значение для формирования нового вида деятельности — художественного конструирования и нашла много последователей как в самой Германии, так и за рубежом. Недаром многие считают его первым дизайнером в настоящем смысле этого слова.
Теоретическая и практическая деятельность «Веркбунда» и зарождавшегося в других странах движения за упорядочение и эстетизацию промышленной продукции были прерваны разразившейся в 1914 году первой мировой войной. Лишь после её окончания проблема вновь встала перед обществом.
- Особенности египетского стиля.
- 3 Типа колонн – лотосовидная , папирусовидная и гаторическая.
- Особенности античного искусства.
- Античный стиль
- Строительные особенности
- Характерные черты
- Типы сооружений
- Особенности Готического стиля
- Строительные особенности стиля готика
- Характерные черты стиля готика
- Барокко в интерьере
- Стиль Рококо
- Историческая характеристика стиля классицизм
- Типы сооружений стиля классицизм
- Эстетика Джона Рескина против машинной техники
- Уильям Моррис - основатель движения эстетики промышленной вещи
- Дизайнерская деятельность Земпера
- Первый дизайнер Петер Беренс
- Архитектурный стиль в машиностроении XIX века
- «Баухауз»- первая школа художественного конструирования.
- Реформы художественного образования в Советской России: вхутемас.
- Достижения промышленного дизайна Советского Союза в первой половине 20 в.
- Особенности Функционализма в архитектуре и интерьера.
- Развитие коммерческого дизайна. Стафф – дизайн
- Особенности дизайнерской деятельности в сша в хх веке
- Особенности дизайнерской деятельности в Японии хх века
- Особенности дизайнерской деятельности в Советском Союзе во второй половине XX веке
- Современные тенденции в дизайнерском проектировании
- Отличительные признаки стиля Поп –арт.
- Особенности стиля Оп- арта.
- Отличительные признаки стиля минимализм.
- Особенности стиля Хай-тек.
- Определение понятия «дизайн» и его история.
- Значение ремесла и промышленности в развитии дизайна.
- Первая Всемирная выставка в Лондоне 1851 года и Хрустальный дворец.
- Значение ремесла в развитие российского дизайна 19 столетия.
- Характерные особенности мастеров , работающих в стиле модерн.
- Особенности силуэтов предметов стиля Модерн.
- Облик и детали, характерные для жилых зданий на примере парадной столовой и кабинета стиля Модерн.
- История дизайна и области дизайна.
- «Первые шаги» 1750-1800 гг в истории дизайна.
- История дизайна : у истоков дизайна. 1800-1900 гг.
- Дизайн конструктивизма (характерные черты).