logo search
методичка

Методические рекомендации

При подготовке к первому вопросу следует уделить особое внимание деятельности девяти секретных комитетов по крестьянскому вопросу 1826–1849 гг.: участникам, обсуждавшимся проектам и результатам. Кроме того, необходимо рассмотреть другие правительственные мероприятия в этой сфере во второй четверти XIX в. После этого следует подвести основные достижения правительства по решению проблемы помещичьих крестьян, показать, сколько помещичьих крестьян и по каким актам получили свободу, проанализировать причины незначительных результатов в этом вопросе.

При подготовке ко второму вопросу следует рассмотреть категорию удельных крестьян: численность, принадлежность, управление. Далее необходимо проследить биографию Л.А. Перовского, основные направления реформы, проведенной под его руководством, ее результаты.

В третьем вопросе следует рассмотреть причины и основные направления реформы системы военных поселений в начале 1830-х гг. Проанализировав ее результаты, необходимо определить причины более высокого уровня жизни многих военных поселян в сравнении с другими категориями крестьянства.

При подготовке к четвертому вопросу следует рассмотреть категорию государственных крестьян: численность, степень их свободы, управление. Далее необходимо проследить биографию П.Д. Киселева, основные направления реформы, проведенной под его руководством, ее результаты. Особое внимание следует уделить причинам «картофельных бунтов» и существенному различию оценок исследователей по реформе государственной деревни.