2.Понятие культуры ,типы определений.
Культура (лат.cultura, от colo, colere— возделывание, позднее - воспитание, образование, развитие, почитание) — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. Культура является предметом изученияфилософии,культурологии,истории, искусствознания,лингвистики(этнолингвистики),политологии,этнологии,психологии,экономики,педагогикии др.
В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в ее самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Культура предстает также проявлением человеческой субъективности и объективности
(характера,компетентностей,навыков,уменийизнаний).
Различные определения культуры
Многообразие существующих в мире философских и научных определенийкультуры не позволяет сослаться на это понятие как на наиболее очевидное обозначение объекта и предмета культуры и требует более четкой и узкой его конкретизации[1]: Культура понимается как…
«Культура есть практическая реализация общечеловеческих и духовных ценностей»[2]
«исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях» (БСЭ);
«общий объём творчества человечества» (Даниил Андреев);
«продукт играющего человека!» (Й. Хёйзинга);
«совокупность генетически ненаследуемой информации в области поведения человека» (Ю. Лотман);
«вся совокупность внебиологических проявлений человека»[3];
признанный значимый уровень в областях изящных искусствинаук—элитарная культура].знаний,верованийиповедений, который основан насимволическом мышлениии социальномобучении. Как основуцивилизацийразличают культуры в периодах изменчивости доминантных маркеров: периодов и эпох,способов производства, товарно-денежных ипроизводственных отношений, политических систем правления, персоналий сфер влияния и т. д
«Культуру, в том числе наиболее блистательные и впечатляющие её проявления в виде ритуальных и религиозных служб, можно интерпретировать как иерархическую систему приспособлений и устройств для отслеживания параметров среды.»(Э. О. Уилсон);
Функции культуры
1. Главная функция - человекотворческая, или гуманистическая функция. Цицерон говорил о ней - "cultura animi" - возделывание, взращивание духа. Сегодня эта функция "возделывания" духа человека приобрела не только важнейшее, но и во многом символическое значение.
Все остальные функции так или иначе связаны с этой и даже вытекают из нее.
2. Функция трансляции (передачи) социального опыта. Ее называют функцией исторической преемственности или информационной. Культура представляет собой сложную знаковую систему. Она выступает единственным механизмом передачи социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой.
3. Функция познавательная (гносеологическая) тесно связана с первой (человекотворческая) и, в известном смысле, вытекает из нее. Культура концентрирует в себе лучший социальный опыт множества поколений людей. Она (имманентно) приобретает способность накапливать богатейшие знании о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения. Можно утверждать, ч то общество интеллектуально настолько, насколько используются богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества.
4. Регулятивная (нормативна) функция связана прежде всего с определением (регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура так или иначе влияет на поведение людей и регулирует их поступки, действия и даже выбор тех или иных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры поддерживается такими нормативными системами как мораль и право.
5. Семиотическая или знаковая (греч semenion - знак) функция является важнейшей в системе культуры. Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры не представляется возможным. Так, язык (устный или письменный) является средством общения людей. Литературный язык выступает в качестве важнейшего средства овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания особого мира музыки, живописи, театра (музыка Шнитке, супрематизм Малевича, сюрреализм Дали, театр Витыка). Естественные науки (физика, математика, химия, биология) также располагают собственными знаковыми системами.
6. Ценностная, или аксиологическая (греч. axia - ценность) функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как определенная система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки.
- 2.Понятие культуры ,типы определений.
- 4.Структура культуры
- 5. Политическая культура
- 6. Художественная культура
- 7. Понятие субкультуры
- 8. Контркультура
- 9. Маргинальная культура
- 10. Типология цивилизаций
- 11. Соотношение понятий культуры и цивилизации.
- 12. Теория локальных цивилизаций Теории локальных цивилизаций
- 13. Семиотика культуры
- 14. Культурная антропология
- 15. Социализация
- 16. Инкультурация и аккультурация
- 17. Десоциализация и ресоциализация
- 18. Ассимиляция
- 19. Искусство, определение и генезис развития
- 20. Виды и жанры искусства
- 21. Художественная культура и искусство.
- 24. Первобытная культура.
- 25. Культура Древнего Египта.
- 26. Культура Месопотамии
- 27. Культура Древней Индии
- Художественная культура Древней Индии
- 28. Культура Китая
- 30. Культура древнего рима
- 32. Романский стиль в Западно – Европейском Средневековом искусстве
- 34.Культура Византии
- 35. Место культуры Арабского Востока в истории человечества
- 36. Культура эпохи Возрождения
- 37. Особенности стиля Барокко в искусстве 17 века
- 38. Реформация и ее значение
- 39. Ценности эпохи просвещения
- 40. Особенности просвещения в англии и франции
- 41. Просвещение в германии и россии
- 42. Классицизм и его основные черты
- 43. Особенности стиля рококо в архитектуре и музыке
- 44. Романтизм в западноевропейском искусстве 19 века
- 45. Реализм и его основные черты
- 46. Глобальные проблемы культуры 20 века.
- 47. Модернизм – основное направление культуры 19 века
- 48. Кубизм, абстракционизм и сюрреализм в искусстве.
- 49. Символизм, дадаизм,футуризм в литературе 20 века
- 50.Авангардизм в музыке в 20 веке
- 51. Периодизация русской культуры
- 52. Культура древних славян
- 53. Христианизация руси и ее значение
- 54. Искусство средневековой руси
- 55. Основные жанры русской средневековой литературы
- 56. Культура петровского времени
- 58. 19 Век – золотой
- 59. 20 Век и особенности культуры советского периода
- 60. Культура современной России