28. Культура Китая
Культура Китая восходит к очень глубокой древности и отличается не только богатством своих материальных и духовных ценностей, но и огромной жизнестойкостью. Несмотря на бесчисленные войны, мятежи, разрушения, производимые завоевателями страны, культура Китая не только не ослабевала, а наоборот, всегда побеждала культуру завоевателей. В течение всей истории китайская культура не утрачивала своей активности, сохраняя монолитность. Каждая из культурных эпох оставляла для потомков неповторимые по красоте, самобытности и разнообразию ценности. Произведения зодчества, скульптуры, живописи и ремёсел представляют собой бесценные памятники культурного наследия Китая. Каждая из культурных эпох тесно связана с социально-политическими, экономическими и другими особенностями данного исторического периода и представляет собой определённый этап развития культуры. Таких культурных эпох в истории Китая несколько. История и культура древнего Китая охватывает период от II в. до н.э. – до III в. н.э. В эту эпоху входит культура Китая периода династии Шан (Инь) и династии Чжоу, а также культура империи Цинь и Хань. Культура Китая III –IX вв. охватывает два исторических периода: период Южных и Северных династий и период объединения Китая и создания танского государства. Культура Китая X –XIV вв. включает в себя период пяти династий и образования империи Сун, а также период монгольских завоеваний и привление династии Юань. Культура Китая XV – XIX вв. – это культура периода династии Мин, а также период завоевания Китая маньчжурами и правления маньчжурской династии Цин. Обилие и разнообразие керамических изделий – от бытовой посуды до жертвенных сосудов – и их техническое совершенство свидетельствуют, что культура этого периода стояла, несомненно, выше яншанской. К этому времени относятся и первые гадальные кости, на которых имеются знаки, нанесённые с помощью сверления. Изобретение письменности является важнейшим признаком того, что общество вышло из периода варварства и вступило в эпоху цивилизации. Древнейшие китайские надписи дают возможность проследить процесс возникновения и первоначальное развитие гиероглифической письменности. Развитию письменности содействовал переход от письма на узких бамбуковых дощечках к письму на шелке, а затем и на бумаге, впервые в мире изобретённой китайцами на рубеже нашей эры, - с этого момента писчий материал перестал лимитировать объём письменных текстов. В конце I века до н.э. была изобретена тушь. Для передачи всего богатства китайского языка применялись знаки (иероглифы), фиксирующие те или иные единицы языка. Подавляющее большинство знаков представляло собой идеограммы – изображения предметов или сочетания изображений, передающих более сложные понятия. Но число применявшихся иероглифов было недостаточно. В китайском письме каждое односложное слово должно было выражаться отдельным иероглифом и даже многочисленные омофоны - сходно звучащие слова-однослоги - в зависимости от их смысла изображаются разными иероглифами. Теперь число знаков было пополнено, с тем чтобы учесть и более редкие понятия, и доведено до 18 тыс., знаки были строго классифицированы. Начали составляться словари. Так были заложены предпосылки для создания обширной письменной литературы, включающей не только поэзию и афоризмы, рассчитанные и на устное запоминание, но и художественную прозу, прежде всего историческую.
Китайская культура всех времён развивалась в условиях различных противоречий внутри страны, установления господства и закабаления Китая капиталистическими государствами. Но даже в таких условиях развитие культуры получает дальнейшее развитие. Сохранившиеся материальные и литературные источники позволяют проследить процесс развития китайских религиозно-философских взглядов, возникновение социально-политических систем. Мы видим, как развиваются градостроительство, архитектура, пластическое искусство; создаются сокровищницы поэзии и прозы; возникают значительные произведения изобразительного искусства, в том числе и портретная живопись; образуется общенациональная форма театра, а позднее и музыкальная драма. А красота китайского фарфора, вышивок, расписных эмалей, резных изделий из камня, дерева, слоновой кости по своему изяществу и художественной ценности претендуют на одно из ведущих мест среди подобных изделий в мире. Значительными были и естественно - научные достижения в области образования, астрономии, магнетизма, медицины, книгопечатания и т.д. Достигнуты успехи в экономическом развитии, расширении внешних сношений. Культура Китая оказала большое влияние сначала на развитие культуры многочисленных соседних народов, населявших обширные территории позднейших Монголии, Тибета, Индо-Китая, Кореи и Японии. Позднее на большое число ведущих держав средневекового мира. Значительную лепту китайская культура внесла и в развитие мировой культуры. Её самобытность, высокая художественная и нравственная ценность говорят о творческой одарённсти и глубоких корнях китайского народа.
- 2.Понятие культуры ,типы определений.
- 4.Структура культуры
- 5. Политическая культура
- 6. Художественная культура
- 7. Понятие субкультуры
- 8. Контркультура
- 9. Маргинальная культура
- 10. Типология цивилизаций
- 11. Соотношение понятий культуры и цивилизации.
- 12. Теория локальных цивилизаций Теории локальных цивилизаций
- 13. Семиотика культуры
- 14. Культурная антропология
- 15. Социализация
- 16. Инкультурация и аккультурация
- 17. Десоциализация и ресоциализация
- 18. Ассимиляция
- 19. Искусство, определение и генезис развития
- 20. Виды и жанры искусства
- 21. Художественная культура и искусство.
- 24. Первобытная культура.
- 25. Культура Древнего Египта.
- 26. Культура Месопотамии
- 27. Культура Древней Индии
- Художественная культура Древней Индии
- 28. Культура Китая
- 30. Культура древнего рима
- 32. Романский стиль в Западно – Европейском Средневековом искусстве
- 34.Культура Византии
- 35. Место культуры Арабского Востока в истории человечества
- 36. Культура эпохи Возрождения
- 37. Особенности стиля Барокко в искусстве 17 века
- 38. Реформация и ее значение
- 39. Ценности эпохи просвещения
- 40. Особенности просвещения в англии и франции
- 41. Просвещение в германии и россии
- 42. Классицизм и его основные черты
- 43. Особенности стиля рококо в архитектуре и музыке
- 44. Романтизм в западноевропейском искусстве 19 века
- 45. Реализм и его основные черты
- 46. Глобальные проблемы культуры 20 века.
- 47. Модернизм – основное направление культуры 19 века
- 48. Кубизм, абстракционизм и сюрреализм в искусстве.
- 49. Символизм, дадаизм,футуризм в литературе 20 века
- 50.Авангардизм в музыке в 20 веке
- 51. Периодизация русской культуры
- 52. Культура древних славян
- 53. Христианизация руси и ее значение
- 54. Искусство средневековой руси
- 55. Основные жанры русской средневековой литературы
- 56. Культура петровского времени
- 58. 19 Век – золотой
- 59. 20 Век и особенности культуры советского периода
- 60. Культура современной России