27. Культура Древней Индии
Индийская культура является одной из самых оригинальных и уникальных. Ее самобытность заключается прежде всего вбогатстве и многообразии религиозно-философских учений.Известный швейцарский писатель Г. Гессе по этому поводу замечает: «Индия — страна тысячи религий, индийский дух отмечен среди других народов специфически религиозным гением». В этом индийская культура не знает себе равных. Именно поэтому уже в далекой древности Индию называли «страной мудрецов».
Вторая особенность индийской культуры связана с ее обращенностью к Вселенной,ее погруженностью в тайны мироздания. Индийский писатель Р. Тагор подчеркивал: «Индия всегда имела один неизменный идеал — слияние со Вселенной».
Третью важную черту индийской культуры, внешне как бы противоречащую предыдущей, составляет ее обращенность внутрь человеческого мира,самопогружение в глубины человеческой души. Ярким примером тому служит знаменитая философия и практика йоги.
Неповторимое своеобразие индийской культуры составляют также ее удивительная музыкальность и танцевальность.
Еще одна важная черта заключается в особом почитании индийцами любви -чувственной и физической, которую они не считают греховной.
Самобытность индийской культуры во многом обусловлена особенностями индийского этноса. В его формировании участвовали многочисленные разноязыкие племена и народности — от местных дравидов до пришлых ариев. По сути индийский народ является суперэтносом, включающим в себя несколько самостоятельных народов.
Культура Древней Индии существовала примерно с середины III тыс. до н.э. и до VI в. н.э. Современное название «Индия» появилось лишь в XIX в. В прошлом она была известна как «страна ариев», «страна брахманов», «страна мудрецов».
История Древней Индии распадается на два больших периода. Первый — это время хараппской цивилизации,сложившейся в долине реки Инд (2500-1800 до н.э.). Второй период -арийский -охватывает всю последующую индийскую историю и связан с приходом и расселением арийских племен в долинах рек Инд и Ганг.
Хараппская цивилизация,имевшая главные центры в городах Ха- раппа (современный Пакистан) и Мохенджо-Даро («Холм мертвых»), достигла высокого уровня развития. Об этом свидетельствуют те несколько крупных городов, которые отличались стройной планировкой и имели прекрасную водосточную систему. Хараппская цивилизация обладала своей письменностью и языком, истоки которых остаются загадкой. В художественной культуре особенно успешно развивалась мелкая пластика: небольшие статуэтки, рельефы на печатках. Яркими образцами этой пластики являются бюст жреца (18 см) из Мохенджо-Даро и торс танцующего мужчины (10 см) из Харапиы. Пережив высокий подъем и расцвет, хараппская культура и цивилизация постепенно пришли в упадок, вызванный климатическими изменениями, разливами рек и особенно эпидемиями.
После заката хараппской цивилизации в долины рек Инда и Ганга приходят арийские племена. Арии были кочевниками, но. поселившись на индийской земле, стати земледельцами и скотоводами. Они смешались с местным населением и в то же время вместе с новой кровью как бы вдохнули в индийский этнос новую жизнь.
С приходом ариев в индийской истории и культуре начинается новый, индоарийский период.Об основной части этого периода главным источником сведений являются созданные ариямиВеды(от глагола «ведать», «знать»). Они представляют собой сборник религиозных текстов — гимнов, песнопений и магических формул. Основное содержание Вед — рассказ о сложном и болезненном процессе самоутверждения ариев на новом месте жития, об их борьбе с местными племенами.
Они написаны на ведийском языке — древнейшей форме санскрита. Веды составляют четыре части:
Ригведа (религиозные гимны);
Самаведа (песнопения);
Яджурведа (жертвенные формулы):
Лтхарваведа (магические заклинания и формулы).
К ведической литературе также относятся комментарииВед — брахманы и упанишады.
Веды составляют основу всей последующей духовной культуры Индии: теологии, философии и науки. Они содержат сведения о всех сторонах жизни древних индийцев. В частности, они сообщают о делении индийского общества на четыре варны:
брахманы (жрецы);
кшатрии (воины);
вайшьи (земледельцы, ремесленники, торговцы);
шудры (рабы и военнопленные).
Эти четыре варны позднее были дополнены многочисленными кастами (более двух тысяч), которые сохранились до наших дней.
Начиная с Вед, в Индии складывается своеобразная мозаика религий. Первой из них стал ведизм— религия самих Вед. Для него характерно многобожие и антропоморфность. Главным среди всех божеств был Индра — бог Грозы, могущественный воин, покровитель ариев в их борьбе с местными племенами. В Ригведе именно ему посвящено больше всего гимнов. За ним следуют: Варуна — бог неба и космоса: Сурья — бог солнца; Вишну — олицетворяющий круговращение Солнца; Агни — бог огня и др.
На новом — эпическом — этапе (I тыс. до н.э.) ведизм трансформируется в брахманизм.Он представляет собой более стройное учение о мире, в котором прежнее множество богов сведено ктроице.Абсолютная и неопределенная сущность — Брахман — проявляется втримурги, или в триедином божестве: Брахма — творец мира; Вишну — охранитель мира; Шива — разрушитель мира.
Во второй половине Iтыс. до н.э. брахманизм переходит виндуизм,который ассимилирует многие индийские верования — от языческих до буддизма. Индуизм является самой распространенной в Индии религией, охватывая более 80% верующих. Он существует в виде двух главных направлений:вишнуизмаишиваизма.Вместе с тем в наши дни самостоятельной ветвью индуизма являетсякришнаизм.Включение в индуизм различных культов осуществляется черезконцепцию аватары (воплощений) Вишны.Согласно этой концепции, Вишна нисходит в мир. перевоплощаясь в различные образы. Таких аватар — десять, из которых главными являются седьмая, восьмая и девятая. В них Вишну принимает облики Рамы, Кришны и Будды.
Священным писанием индуизма является «Бхагаватгита»(Господня Песня) — одна из частей «Махабхараты». Основу индуизма составляет учение о вечном переселении душ (сансара), происходящем в соответствии сзаконом воздаяния (карма)за все содеянное в жизни.
В VIв. до н.э. в Индии появляетсябуддизм— одна из грех мировых религий. Его создателем стал Сиддхартха Гаутама, который в сорокалетнем возрасте достиг состояния просветления и получил имяБудда(просветленный).
В III в. до н.э. буддизм достиг наибольшего влияния и распространения, вытеснив брахманизм. Но с середины I тыс. н.э. его влияние постепенно падает, и в начале И тыс. н.э. он растворяется в индуизме. Дальнейшая его жизнь как самостоятельной религии проходит за пределами Индии — в Китае, Японии и других странах.
Основу буддизмасоставляет учение о «четырех благородных истинах»: существует страдание; его источник — желание: спасение от страдания возможно; есть путь к спасению, к освобождению от страдания. Путь к спасению лежит через отказ от мирских соблазнов, через самосовершенствование, через непротивление злу. Высшее состояние — нирвана — и означает спасение.Нирвана(угасание) представляет собой пограничное состояние между жизнью и смертью, означающее полную отрешенность от внешнего мира, отсутствие всяких желаний, совершенную удовлетворенность, внутреннее просветление. Буддизм обещает спасение всем верующим вне зависимости от принадлежности к той или иной варне или касте.
В буддизмесуществуют два направления. Первое — хинаяна (малая повозка) — предполагает полное вхождение в нирвану. Второе — махаяна (большая повозка) — означает максимальное приближение к нирване, но отказ от вхождения в нее ради помощи и спасения других.
Одновременное буддизмом в Индии возникает джайнизм,который близок к буддизму, но выстоял в борьбе с индуизмом, поскольку принял деление на варны и касты. В нем также существует понятие нирваны, однако главным выступаетпринцип ахимсы -непричине- ние зла всему живому.
В XVI в. из индуизма выделился как самостоятельная религия сикхизм, выступавший против иерархии варн и каст, за равенство всех верующих перед Богом.
Для религиозной жизни индийцев характерно сохранение самых ранних форм религии — фетишизма и тотемизма, о чем свидетельствует поклонение многим животным.В число священных входят коровы и быки из породы зебу (которые в отличие от коров используются в хозяйственных работах). Особое внимание индийцы уделяют обезьянам. Они тысячами живут в храмах, получая от людей пищу и уход. Еще большим поклонением пользуются кобры.
В Индии существует настоящий культ змей. Им возводятся великолепные храмы, о них складываются легенды и пишутся сказания. Змея воплощает вечное движение. Знак змеи индийцы наносят по обе стороны входной двери своего жилища. Каждый год, в конце июля, торжественно отмечается праздник змей. Их угощают молоком и медом, осыпают цветочной пыльцой, к их норам кладут цветы жасмина и красного лотоса. В благодарность за такое внимание змеи в этот день не кусаются. Некоторые животные традиционно связываются с определенными богами, которых они олицетворяют: корова — с Кришной, кобра — с Шивой, гусь — с Брахмой.
Важную роль в жизни индийцев играют касты, которых насчитывается более двух тысяч. Они сложились на основе четырехварни существуют с раннего Средневековья. Самой низшей среди них является каста неприкасаемых. Ее члены выполняют наиболее грязную и унизительную работу. Им запрещено входить не только в храмы для высших каст, но даже на кухню. Они также не могут пользоваться вещами высших каст.
В настоящее время роль каст в политической жизни юридически ограничена. Однако в повседневной жизни эта роль остается значительной, особенно в семейно-брачных отношениях. Как правило, браки заключаются внутри каст и чаше всего без учета мнения будущих супругов. У высших и средних каст свадьбы происходят в доме невесты и отличаются пышностью и роскошью. В низших кастах за невесту полагается выкуп.
Помимо религии, в Древней Индии высокого уровня достигли другие области культуры. В первую очередь это относится кфилософии.К числу так называемых ортодоксальных, т.е. признающих авторитет Вед, относятся шесть философских школ: вайшешика, веданта, йога, миманса, ньяя и санкхья. Некоторые из них близки между собой. В частности, содержаниеведантыимимансысоставляют размышления о путях освобождения человека, проблематика общественной жизни. Атомистическое учениевайшешикиимело много общего с логикой и теорией познанияньяи. что в конце концов привело к их слиянию. В основе дуалистической философиисаньяхьянаходится проблематика двух противоположных начал мира — материи и духа. Школа отдает предпочтение духу, исследуя возможности и пути его освобождения.
Все затронутые философские концепции тесно связаны и переплетаются с какой-либо религией. В той или иной мере названные течения имеют место в философской мысли современной Индии и сохраняют свое влияние. Однако самой известной и знаменитой является философская школа йоги, которую основан Патанджали. В основе йоги лежит идея о глубинной связи человеческой психофизиологии с космосом. Ее цель — достижение состояния нирваны, освобождение от закона кармы.
Средством для достижения этой цели выступает система специальных усилий и упражнений — как физических, так и духовно-интеллектуальных. Первые предназначены для тела, они включают определенные упражнения для освоения особых поз — асан, а также упражнения для дыхания. Вторые направлены на приведение психики человекав состояние самопогруженности и сосредоточенности. Исключительную роль при этом играет медитация.
Наряду с философией в Древней Индии успешно развивалась наука.Наиболее значительных успехов индийцы добились в математике, астрономии, медицине и лингвистике. Индийскимматематикамбыло известно значение числа «пи», они создали десятичную систему исчисления с использованием нуля. Всем известные арабские цифры скорее всего изобрели индийцы. Математические термины «цифра», «синус», «корень» также имеют индийское происхождение. Индийскиеастрономывысказали догадку о вращении Земли вокруг своей оси. Высокого уровня достигла индийскаямедицина,создавшая науку о долголетии (аюрведу). Индийские хирурги делали 300 видов операций, используя около 120 хирургических инструментов.Лингвистикасвоим рождением обязана прежде всего индийским ученым.
- 2.Понятие культуры ,типы определений.
- 4.Структура культуры
- 5. Политическая культура
- 6. Художественная культура
- 7. Понятие субкультуры
- 8. Контркультура
- 9. Маргинальная культура
- 10. Типология цивилизаций
- 11. Соотношение понятий культуры и цивилизации.
- 12. Теория локальных цивилизаций Теории локальных цивилизаций
- 13. Семиотика культуры
- 14. Культурная антропология
- 15. Социализация
- 16. Инкультурация и аккультурация
- 17. Десоциализация и ресоциализация
- 18. Ассимиляция
- 19. Искусство, определение и генезис развития
- 20. Виды и жанры искусства
- 21. Художественная культура и искусство.
- 24. Первобытная культура.
- 25. Культура Древнего Египта.
- 26. Культура Месопотамии
- 27. Культура Древней Индии
- Художественная культура Древней Индии
- 28. Культура Китая
- 30. Культура древнего рима
- 32. Романский стиль в Западно – Европейском Средневековом искусстве
- 34.Культура Византии
- 35. Место культуры Арабского Востока в истории человечества
- 36. Культура эпохи Возрождения
- 37. Особенности стиля Барокко в искусстве 17 века
- 38. Реформация и ее значение
- 39. Ценности эпохи просвещения
- 40. Особенности просвещения в англии и франции
- 41. Просвещение в германии и россии
- 42. Классицизм и его основные черты
- 43. Особенности стиля рококо в архитектуре и музыке
- 44. Романтизм в западноевропейском искусстве 19 века
- 45. Реализм и его основные черты
- 46. Глобальные проблемы культуры 20 века.
- 47. Модернизм – основное направление культуры 19 века
- 48. Кубизм, абстракционизм и сюрреализм в искусстве.
- 49. Символизм, дадаизм,футуризм в литературе 20 века
- 50.Авангардизм в музыке в 20 веке
- 51. Периодизация русской культуры
- 52. Культура древних славян
- 53. Христианизация руси и ее значение
- 54. Искусство средневековой руси
- 55. Основные жанры русской средневековой литературы
- 56. Культура петровского времени
- 58. 19 Век – золотой
- 59. 20 Век и особенности культуры советского периода
- 60. Культура современной России