Тема: Поэтика сказки. Художественное пространство и время в сказках
Задание:
Прочитайте раздел «Сказки» по учебнику.
Законспектируйте статьи: Никифоров А.И. «Сказка, ее бытование и носители»; Пропп В.Я. «Морфология сказки» (Хрестоматия. Сост. С.И. Минц, Э.В. Померанцева. – С. 292-308);
Познакомьтесь с одним из классических сказочных сборников. Дайте его характеристику.
Прочитайте лек. 11, 12 «Время и пространство» в кн. В.П. Аникина Теория фольклора. Курс лекций, 2-е изд., доп. – М.: КДУ, 2004. – С.228-278. Составьте план-конспект.
План занятия:
Продумайте ответы на вопросы, приготовьтесь к выступлению в аудитории:
Определение жанра «сказка» учеными разных эпох. Проблема видовой и жанровой дифференциации сказок. Сказочный вымысел и реальность.
Разновидности сказочного эпоса. Вопрос о классификации сказок в фольклористике. Опыты классификации сюжетов Аарне - Андреева - Томпсона. «Сравнительный указатель сюжетов. Восточнославянская сказка» (1979).
Основные сюжеты сказок о животных, волшебных и бытовых. Типы сюжетных структур.
Герои и поэтика каждой из этих групп сказок.
Проведите идейно-художественный анализ одной из волшебных сказок, продумав методологический подход к анализу: «Три царства – медное, серебряное и золотое» (в сб. Афанасьева А.Н. «Народные русские сказки». - Т.1. №128. – С.228); «Перышко Финиста-Ясна сокола» (там же. - Т.2. №234. – С.236); «Марья Моревна» (там же. - Т.1. №159. – С.376).
Для анализа продумайте вопросы:
Система образов сказки, главные принципы в обрисовке героев сказки (антитеза, образы-типы). По каким критериям противопоставляются герои в сказке?
Роль чудесных помощников и волшебных предметов в сказке.
Бытовые картины и черты фантастики и вымысла в сказке.
Идея сказки. Пространство и время сказочного повествования (фантастика и реальность, свое и чужое).
Композиция сказки, роль повторов в ней, сюжет. Роль зачина, присказки, концовки. Тип сюжетной структуры. Стилистика волшебной сказки. Сказочные формулы и их связь с мифами и заговорами.
Язык сказки.
Народные идеалы и мечты в сказке.
Сообщение из истории фольклористики: «Русский Гримм» А.Н. Афанасьев (биографический очерк); А.Н. Афанасьев и его собрание сказок.
Литература:
«Народные русские сказки» А.Н. Афанасьева. – М., 1957. «Народные русские сказки» из сборника А.Н. Афанасьева. – М.: Худ. лит., 1977 или В.П. Аникин «Русская народная сказка». – М.: Просвещение, 1977; В. Порудоминский «А рассказать тебе сказку…». – М., 1970.
Русские сказочники. Сост. Э.В. Померанцева. – М., 1976.
Пропп В.Я. Морфология сказки. 2-е изд. – М., 1969.
Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. 3-е изд. – СПб., 1996.
Пропп В.Я. Русская сказка. – Л., 1984.
Пропп В.Я. Фольклор и действительность. – М., 1976.
Ведерникова Н.М. Русская народная сказка. – М.: Наука, 1975.
Зуева Т.В. Волшебная сказка / Под ред. Б.П. Кирдана. – М., 1993.
- Русское устное народное творчество
- 2013 Основные цели и задачи курса
- Требования к результатам освоения дисциплины:
- 4. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 5. Содержание дисциплины
- 5.1. Содержание разделов дисциплины
- 5.2. Разделы дисциплин и виды занятий
- Дидактический материал
- Тема: Поэтика обрядового фольклора
- Тема: Жанр пословиц в русском фольклоре. Поэтика пословиц
- Сообщения на тему:
- Тема: Поэтика былин
- Тема: Поэтика сказки. Художественное пространство и время в сказках
- Тема: Художественный стиль традиционных лирических песен
- Тема: Народный театр. Народная драма
- Тема: Проблемы фольклористики на страницах современных научных изданий и журналов
- Примерная тематика курсовых работ по фольклору
- Направления дальнейших самостоятельных исследований студентов
- Примерная тематика дипломных работ по проблемам фольклора и фольклористики
- 5.5. Примерные вопросы к промежуточной аттестации примерные темы и формы текущих и семестровых контрольных работ
- Контрольная работа №1 по курсу унт Тема: Специфика создания и бытования фольклорных произведений
- Вопросы для подготовки реферата
- Необходимо выучить наизусть по фольклору
- 6. Образовательные технологии
- 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
- Учебники и учебные пособия
- Хрестоматии фольклорных текстов
- Хрестоматии фольклористических исследований
- Издания текстов
- Исследования
- Библиографические указатели
- В) Интернет – ресурсы и мультимедийные средства. Многопрофильные филологические сайты
- 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины: