Тема: Художественный стиль традиционных лирических песен
Задание:
Прочитать разделы «Традиционные, необрядовые лирические песни» (А.М. Новикова, Кокарев. – С.285-329), «Лирические песни» (Н.И. Кравцов. – С.205-231), «Лирические внеобрядовые песни» (Т.В. Зуева, Б.П. Кирдан. – С.288-313). Сравнить предлагаемые принципы классификации и определения песен.
Прочитать тексты песен (А.М. Новикова. Хрестоматия. – С.236-295; Т.В. Зуева, Б.П. Кирдан. Хрестоматия. – С.337-364) выучить наизусть 2-3 песни, проанализировать их в единстве формы и содержания.
Познакомиться с классическими песенными собраниями.
Составить план-конспект лек. 10 «Образность и стиль» из кн. В.П. Аникина Теория фольклора. Курс лекций, 2-е изд., доп. – М.: КДУ, 2004. – С.202-226. Как можно определить образность и стиль народной традиционной лирики, исходя из прочитанного?
План занятия:
Продумать выступление в аудитории по следующим вопросам:
Определение лирических песен как поэтического рода в фольклоре. Проблема происхождения народных лирических песен, их классификация. Историческое развитие репертуара;
Поэтика народных традиционных песен (на примере анализа конкретных текстов):
а) своеобразие типизации характеров песенных героев и их жизненной обстановки; проведите анализ текста с этих позиций, в песне «соседствуют» лирическая и реалистическая линии?
б) сочетание эмоционального лирического начала с повествовательными мотивами. Монологи, диалоги. Как переданы в тексте реальность и представление об идеале?
в) композиционные приемы народной лирики, психологический параллелизм (А.Н. Веселовский) и его роль в песне, ступенчатое сужение образа (Б.М. Соколов), лирические обращения, их композиционная и психологическая, эмоциональная роль в песне. Выражение переживаний лирического героя через сюжетные ситуации.
г) средства художественной образности, песенная символика, двойные названия и эпитеты, сравнения, метафоры, ласкательные и уменьшительные суффиксы, их роль, повторы, рифмовка, ритмика, ритмические частицы, строфика и стих. Подберите в тексте песен выражения, раскрывающие, на Ваш взгляд, общий смысл произведения. Выделите лексику, подтверждающую эту мысль.
Сделайте выводы по всей теме. Что характерно для традиционных лирических песен?
Выполните письменно идейно-художественный анализ, выученной Вами наизусть, традиционной лирической песни в единстве формы и содержания.
Литература:
Русские народные песни / Вступ. ст., сост. и прим. А.М. Новиковой. – М.: Гослитиздат, 1957.
Лазутин С.Г. Русские народные песни. – М.: Просвещение, 1965.
Русская народная поэзия. Лирическая поэзия / Сост., подг. текста, предисл. к разделам и коммент. А. Горелова. – Л., 1984.
Сидельников В.М. Поэтика русской народной лирики. – М., 1959.
Колпакова Н.П. Песни и люди: О русской народной песне. – Л.: Наука, 1977 (серия «Из истории мировой культуры»).
Колпакова Н.П. Русская народная бытовая песня. – М.; Л., 1962.
Акимова Т.М. Очерки истории русской народной песни. – Саратов, 1977.
Еремин В.И. Поэтический строй русской народной лирики. – Л., 1978.
Примечание: На каждой вопрос задания подберите по 2-3 своих примера в сборниках песен или в хрестоматии.
- Русское устное народное творчество
- 2013 Основные цели и задачи курса
- Требования к результатам освоения дисциплины:
- 4. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 5. Содержание дисциплины
- 5.1. Содержание разделов дисциплины
- 5.2. Разделы дисциплин и виды занятий
- Дидактический материал
- Тема: Поэтика обрядового фольклора
- Тема: Жанр пословиц в русском фольклоре. Поэтика пословиц
- Сообщения на тему:
- Тема: Поэтика былин
- Тема: Поэтика сказки. Художественное пространство и время в сказках
- Тема: Художественный стиль традиционных лирических песен
- Тема: Народный театр. Народная драма
- Тема: Проблемы фольклористики на страницах современных научных изданий и журналов
- Примерная тематика курсовых работ по фольклору
- Направления дальнейших самостоятельных исследований студентов
- Примерная тематика дипломных работ по проблемам фольклора и фольклористики
- 5.5. Примерные вопросы к промежуточной аттестации примерные темы и формы текущих и семестровых контрольных работ
- Контрольная работа №1 по курсу унт Тема: Специфика создания и бытования фольклорных произведений
- Вопросы для подготовки реферата
- Необходимо выучить наизусть по фольклору
- 6. Образовательные технологии
- 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
- Учебники и учебные пособия
- Хрестоматии фольклорных текстов
- Хрестоматии фольклористических исследований
- Издания текстов
- Исследования
- Библиографические указатели
- В) Интернет – ресурсы и мультимедийные средства. Многопрофильные филологические сайты
- 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины: