logo
УМК Фольклор дляМПГУ

Тема: Поэтика былин

Задание:

  1. Прочитайте главу «Былины» в учебнике.

  2. Прочитайте все былины, рекомендуемые программой, по хрестоматии или по одному из сборников.

  3. Составьте план-конспект ст. А.П. Скафтымова «Поэтика и генезис былин» (Хрестоматия исследований С.И. Минц, Э.В. Померанцевой) и ст. Миллера В.Ф. «Очерк истории русского былинного эпоса» и Рыбакова Б.А. «Русский эпос и исторический нигилизм». В кн.: Русский фольклор. Хрест. и исслед. Сост. Т.В. Зуева, Б.П. Кирдан. – М., 1998. – С.100-116).

  4. Прочитайте лек. 6 «Циклизация» в кн. В.П. Аникина Теория фольклора. Курс лекций, 2-е изд., доп. – М.: КДУ, 2004. – С.116-132. Составьте план-конспект.

План занятия:

  1. Подготовьтесь к выступлению в аудитории:

    1. Определение жанра былин («старин»), их существенные свойства как вида песенного эпоса.

    2. Проблема происхождения былин в русской науке о фольклоре.

    3. Периодизация и классификация русских былин.

  2. Прочитайте, комментируя все непонятные слова и выражения, былины: «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Илья Муромец и Калинин царь», проанализировать их в единстве формы и содержания, обратив внимание на следующие вопросы:

    1. роль вступления к былине;

    2. черты историчности в былине, художественный вымысел и обобщения в ней; преломление исторической реальности через художественный мир эпической традиции;

    3. герой в былине, его портрет, главные качества, определяемые идейно-тематическим содержанием былин. Принципы изображения людей и событий. Типизация персонажей с элементами индивидуализации, идеализации. Гипербола как основное средство создания образов;

    4. главные структурные части былинного сюжета, их соотношение. Описательные элементы и общие места (locicommunes) в былине; использование антитезы и утроений, ретардация. Система повторений;

    5. средства художественной изобразительности в былине (гиперболы, параллелизмы, сравнения, эпитеты, повторы и т.д.);

    6. язык былины, былинный стих (строфемы).

На все вопросы подберите примеры из предложенных для анализа былин. Сделать вывод по всей теме.

Литература:

  1. Былины. – Л., 1957 (Б-ка поэта, большая серия).

  2. Глава по учебнику.

  3. Скафтымов А.П. Поэтика и генезис былин. В кн. «Русская фольклористика». Хрестоматия. – М., 1965. – С.303-321; М., 1971. – С.256-272. Составьте план статьи.

  4. Аникин В.П. Русский богатырский эпос. – М.: Просвещение, 1964.

  5. Мирзоев В.Г. Былины и Летописи-памятники русской исторической мысли. – М.: Мысль, 1978. – Гл. «Былины». – С.17-99.

  6. Юдин Ю.И. Героические былины (Поэтическое искусство). – М., 1975.

  7. Селиванов Ф.М. Русский эпос: Для пединститутов. – М., 1988.

  8. Пропп В.Я. Русский героический эпос. 2-е изд., испр. – М., 1958.

  9. Рыбаков Б.А. Былины // Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIIIвв. – М., 1982. – С.142-172.

Тема для сообщений: П.Н. Рыбников – собиратель и издатель былин (Песни, собранные П.Н. Рыбаковым: В 3 т. – М., 1909. – 1910).