Тема: Поэтика былин
Задание:
Прочитайте главу «Былины» в учебнике.
Прочитайте все былины, рекомендуемые программой, по хрестоматии или по одному из сборников.
Составьте план-конспект ст. А.П. Скафтымова «Поэтика и генезис былин» (Хрестоматия исследований С.И. Минц, Э.В. Померанцевой) и ст. Миллера В.Ф. «Очерк истории русского былинного эпоса» и Рыбакова Б.А. «Русский эпос и исторический нигилизм». В кн.: Русский фольклор. Хрест. и исслед. Сост. Т.В. Зуева, Б.П. Кирдан. – М., 1998. – С.100-116).
Прочитайте лек. 6 «Циклизация» в кн. В.П. Аникина Теория фольклора. Курс лекций, 2-е изд., доп. – М.: КДУ, 2004. – С.116-132. Составьте план-конспект.
План занятия:
Подготовьтесь к выступлению в аудитории:
Определение жанра былин («старин»), их существенные свойства как вида песенного эпоса.
Проблема происхождения былин в русской науке о фольклоре.
Периодизация и классификация русских былин.
Прочитайте, комментируя все непонятные слова и выражения, былины: «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Илья Муромец и Калинин царь», проанализировать их в единстве формы и содержания, обратив внимание на следующие вопросы:
роль вступления к былине;
черты историчности в былине, художественный вымысел и обобщения в ней; преломление исторической реальности через художественный мир эпической традиции;
герой в былине, его портрет, главные качества, определяемые идейно-тематическим содержанием былин. Принципы изображения людей и событий. Типизация персонажей с элементами индивидуализации, идеализации. Гипербола как основное средство создания образов;
главные структурные части былинного сюжета, их соотношение. Описательные элементы и общие места (locicommunes) в былине; использование антитезы и утроений, ретардация. Система повторений;
средства художественной изобразительности в былине (гиперболы, параллелизмы, сравнения, эпитеты, повторы и т.д.);
язык былины, былинный стих (строфемы).
На все вопросы подберите примеры из предложенных для анализа былин. Сделать вывод по всей теме.
Литература:
Былины. – Л., 1957 (Б-ка поэта, большая серия).
Глава по учебнику.
Скафтымов А.П. Поэтика и генезис былин. В кн. «Русская фольклористика». Хрестоматия. – М., 1965. – С.303-321; М., 1971. – С.256-272. Составьте план статьи.
Аникин В.П. Русский богатырский эпос. – М.: Просвещение, 1964.
Мирзоев В.Г. Былины и Летописи-памятники русской исторической мысли. – М.: Мысль, 1978. – Гл. «Былины». – С.17-99.
Юдин Ю.И. Героические былины (Поэтическое искусство). – М., 1975.
Селиванов Ф.М. Русский эпос: Для пединститутов. – М., 1988.
Пропп В.Я. Русский героический эпос. 2-е изд., испр. – М., 1958.
Рыбаков Б.А. Былины // Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIIIвв. – М., 1982. – С.142-172.
Тема для сообщений: П.Н. Рыбников – собиратель и издатель былин (Песни, собранные П.Н. Рыбаковым: В 3 т. – М., 1909. – 1910).
- Русское устное народное творчество
- 2013 Основные цели и задачи курса
- Требования к результатам освоения дисциплины:
- 4. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 5. Содержание дисциплины
- 5.1. Содержание разделов дисциплины
- 5.2. Разделы дисциплин и виды занятий
- Дидактический материал
- Тема: Поэтика обрядового фольклора
- Тема: Жанр пословиц в русском фольклоре. Поэтика пословиц
- Сообщения на тему:
- Тема: Поэтика былин
- Тема: Поэтика сказки. Художественное пространство и время в сказках
- Тема: Художественный стиль традиционных лирических песен
- Тема: Народный театр. Народная драма
- Тема: Проблемы фольклористики на страницах современных научных изданий и журналов
- Примерная тематика курсовых работ по фольклору
- Направления дальнейших самостоятельных исследований студентов
- Примерная тематика дипломных работ по проблемам фольклора и фольклористики
- 5.5. Примерные вопросы к промежуточной аттестации примерные темы и формы текущих и семестровых контрольных работ
- Контрольная работа №1 по курсу унт Тема: Специфика создания и бытования фольклорных произведений
- Вопросы для подготовки реферата
- Необходимо выучить наизусть по фольклору
- 6. Образовательные технологии
- 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
- Учебники и учебные пособия
- Хрестоматии фольклорных текстов
- Хрестоматии фольклористических исследований
- Издания текстов
- Исследования
- Библиографические указатели
- В) Интернет – ресурсы и мультимедийные средства. Многопрофильные филологические сайты
- 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины: