15.Проблема колорита в живописи.
Колорит в живописи — важнейший элемент художественной формы, служащий раскрытию образного содержания произведений искусства. Термин «колорит» происходит от латинского слова «соlог», что означает цвет, краска.
Колорит в живописи — это «характер взаимосвязи всех цветовых элементов произведения, его цветовой, строй как одно из средств правдивого и выразительного изображения действительности».
На протяжении веков, начиная с XVI века, среди художников шел спор о примате формы или цвета, рисунка (линии) или колорита в живописи, который решался в основном идеалистически в поисках абсолюта, в отрыве одного понятия от другого.
Художники эпохи Возрождения оценивали рисунок как первооснову живописи, но в эту же эпоху наряду с линеарной школой флорентийцев возникла живописно-колористическая школа венецианцев — Джорджоне, Тициана, Веронезе.
Энгр считал, «что цвет дополняет живопись украшениями, но она не больше, чем придворная дама из свиты». Аналогичную идею высказывал Давид: «Линия — это контур реального, цвет — не больше, чем мираж».
Даже некоторые представители русской реалистической школы живописи XIX века придерживались аналогичных взглядов. П.П.Чистяков говорил: «Высокое искусство, как неотъемлемое достояние духа человеческого, проявляет себя в сущности в черте. Эффект, колорит — это все вспомогательные средства, ими нужно уметь пользоваться в меру».
Теория колорита претерпевала значительные изменения с развитием теории, истории и практики искусства. В XIX веке Гегель дал определение колорита по отношению к валёрной живописи. Сущность колорита, по его словам, «заключается в употреблении всех красок так, чтобы обнаружилась независимая от объекта игра отражений, составляющая вершину колорита; взаимопроникновение цветов, отражение рефлексов, которые переливаются в другие отражения и носят столь тонкий, мимолетный и духовный характер, что здесь начинается переход в музыку».
16.Композиция в живописи
Композиция - это связь различных частей в единое целое, в соответствии с какой либо идеей, которые вместе взятые составляют определенную форму.
Термин "композиция применяется в двух аспектах:
1) это целенаправленное построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением.
2) это важнейший организующий элемент художественной формы, придающий произведению гармоничное единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому, выступая как атрибут художественного произведения.
Сущность работы над композицией заключается в расширении художественной стороны изделия, достижения комплексного единства и упорядоченности путем использования композиционных средств. Основными правилами композиции являются ритм, выделение сюжетно-композиционного центра, симметрия или асимметрия, расположение главного на втором пространственном плане.
Основные виды композиции
композиция искусство сюжетный живопись
Различают три основных вида композиции: фронтальную, объемную и глубинно-пространственную. Такое разделение в какой-то мере условно, так как на практике мы имеем дело с сочетанием различных видов композиции. Например, фронтальная и объемная композиции входят в состав пространственной; объемная композиция часто складывается из замкнутых фронтальных поверхностей и в то же время является неотделимой частью пространственной среды.
Характерным признаком фронтальной композиции является распределение в одной плоскости элементов формы в двух направлениях по отношению к зрителю: вертикальном и горизонтальном, например, фасады зданий, стенды наглядной агитации, ткани, ковры и т. д.
Объемная композиция представляет собой форму, имеющую относительно замкнутую поверхность и воспринимаемую со всех сторон. Выразительность и ясность восприятия объемных композиций зависят от взаимосвязи и расположения их элементов, вида образующей форму поверхности, от точки наблюдения. Выразительность объемной формы зависит также от высоты горизонта. В процессе восприятия объемной формы при низком горизонте возникает впечатление ее монументальности. С приближением зрителя к предмету увеличивается перспективное сокращение его граней. Примером могут служить станки, машины, бытовые приборы и т. п. Объемная композиция всегда взаимодействует с окружающей средой. Среда может увеличивать или уменьшать выразительность одной и той же композиции.
Глубинно-пространственная композиция складывается из материальных элементов, объемов, поверхностей и пространства, а также интервалов между ними. Ощущение глубинности усиливается, когда в композицию включаются элементы, расчленяющие пространства на ряд последовательных планов. Глубинно-пространственная композиция используется, например, в решении улиц, площадей, микрорайонов и т. п.
.
- Ответы на билеты по ии 1
- 1. Виды изобразительного искусства. Формальная и содержательная специфика.
- 2. Графика как вид изобразительного искусства. Формы и функции.
- 3. Рисунок. Материалы и техники. Место в истории искусств.
- 4. Механическая гравюра. Техники, разновидности, стилистика.
- Вопрос 5
- 6. Скульптура как вид изобразительного искусства. Виды, формы и жанры скульптуры. Скульптура и пластика.
- Вопрос8.
- 10. Строительное искусство римлян и развитие римской архитектуры.
- 11. Римский скульптурный портрет – эволюция.
- 12. Понятие «Средние века». Христианская концепция и развитие изобразительного искусства.Границы «романского периода» в искусстве Западной Европы. Основные принципы и признаки романского стиля.
- 13. Темпера и масло. Стилистические особенности. Историческая эволюция.
- 14.Монументальная и декоративная живопись. Виды и формы.
- 15.Проблема колорита в живописи.
- 17.Жанры живописи. Историческая динамика.
- 18. Новейшие виды и формы изобразительного искусства.
- 2. Живопись как вид искусства
- 3. Вид изобразительного искусства - графика
- 19.Архитектура как вид изобразительного искусства. Материалы в истории архитектуры. Стили в истории архитектуры.