Типы сооружений стиля классицизм
Характер архитектуры в большинстве случаев остался зависимым от тектоники несущей стены и свода, который стал более плоским. Важным пластическим элементом становится портик, в то время как стены снаружи и изнутри членятся мелкими пилястрами и карнизами. В композиции целого и деталей, объемов и планов преобладает симметрия. Цветовое решение характеризуется светлыми пастельными тонами. Белый цвет, как правило, служит для выявления архитектурных элементов, являющихся символом активной тектоники. Интерьер становится более светлым, сдержанным, мебель простой и легкой, при этом проектировщики использовали египетские, греческие или римские мотивы.
С классицизмом связаны наиболее значительные градостроительные концепции и их реализация в натуре конца XVIII и первой половины XIX в. В этот период закладываются новые города, парки, курорты. Новую организацию расселения, направленную на преодоление социального неравенства и на создание новой социальной гармонии, предлагают в конце XIX столетия социалисты – утописты.
Ампир
Ампир (от франц. empire – империя) – стиль завершающий эволюцию классицизма. Первоначально складывается во Франции в недрах классицизма.
Ампир отличается большей статичностью, пышностью, блеском и помпезностью. Декоративное решение стиля Ампир преобладает над конструктивным.
Преимущественно ампир опирается на художественное наследие архаической Греции и императорского Рима. Он черпает из него мотивы для воплощения величественной мощи: монументально массивные портики (дорического и тосканского ордеров), военная эмблематика в архитектурных деталях и декоре (воинские доспехи, лавровые венки, орлы и т.д.).
Ампир впитывает в себя также отдельные древнеегипетские архитектурные и пластические мотивы: большие нерасчлененные плоскости стен и пилонов, массивные геометрические объемы, египетский орнамент, стилизованные сфинксы и т.п.).
Стиль Ампир выражает эстетические вкусы крупной буржуазии и прославляет военные подвиги Наполеона. Целям прославления успехов государства служит мемориальная архитектура (триумфальные арки, памятные колонны), иногда повторявшая древнеримские образцы (повторение арки Септимия Севера в Риме – арка на площади Каррусель в Париже).
Модерн
Модерн родился на рубеже веков в европейской архитектуре как движение за создание стиля своей эпохи.
Модерн преследовал цель создания нового универсального синтетического стиля. Великие мастера модерна в одном произведении соединяли в сказочном организме архитектуру, пластику, живопись, декоративно-прикладное искусство.
Модерн возник в противовес рационализму . Функция определяла форму, форма следовала за функцией.
Формы окон, дверей, лестниц становятся разнообразными чуть ли не до бесконечности. Декоративное убранство фасадов, а особенно интерьеров достигает невероятной изощренности. Огромное значение придается в нем выразительности текучих ритмов, цвета и фактуры узорной поливной керамической облицовки, кованного чугунного железа, оконных и дверных витражей. Витражи модерна уже не абстрактны, как готические, а несут в себе бионические природные формы.
Для модерна характерны силуэты и орнаменты, стилизующие в плавных, легко изгибающихся линиях формы растений и водяных раковин. Фасады отличались округлыми, иногда фантастически выгнутыми контурами проемов, использованием решеток из кованого металла и глазурованной керамики сдержанного по тону цвета: зеленого, лилового, розового, серого. В зодчестве распространились плакучие, мягкие, словно бы самообразующиеся формы, в декоративном творчестве – стелющийся по поверхности, разрастающийся, обволакивающий стилизованный орнамент. Ряд орнаментальных мотивов модерна был позаимствован из искусства Дальнего Востока, прежде всего Японии. Мотивы эти получили впоследствии большое распространение.
В модерне широко применялись как так и металл как конструктивно-декоративный элемент.
В рисунках витражей в качестве орнаментальных мотивов использовались цветы – ирисы, маки, различные травы, а также лилии и другие водные растения с длинными тянущимися стеблями. Использовался и геометрический орнамент, в том числе мотив меандра в специфической, характерной для модерна прорисовке.
Стены помещений окрашивались в пастельные тона – сиреневатые, зеленоватые, жемчужно-серые. С ними тонко сочеталась мебель новых форм. В мебели и гарнитурах преобладают тянутые, вялые волнистые очертания. Использовались и иные, чем ранее, породы дерева, в частности очень распространенным был серый дымчатый клен. Иногда в интерьеры вводилась облицовка нижних частей стен в виде панелей, которая выполнялась из тех же пород, что и мебель. Обивочные ткани чаще всего выпускались блеклых смягченных тонов с крупными стилизованными цветами, соединяющимися с разводами криволинейного рисунка. При внешней и внутренней облицовке зданий использовались керамика и майолика.
Антонио Гауди-и-Корнет – самый необычный и своеобразный архитектор стиля модерн. Средитечений модерна его творчество было настолько обособлено, что его выделили особым названием – “антониогаунд”.Его творчество, пожалуй, одно из самых противоречивых явлений в европейской архитектуре. Своеобразие стиля знаменитого испанца в том, что появившийся железобетон он использовал для имитациив своих сооружениях сложных органических форм природы, подражая сложным конфигурациям и линиям, свойственным скалам, деревьям, раковин. Окна плавно очерченных линий несмело выглядывают из-под железобетонных “надбровий”, увитых сложными лепными украшениями. Одно из самых известных построек Гауди – дом Мила, в народе прозванный “Ла Педрера”, что означало “каменный”. Этот, расположенный на угловом участке, шестиэтажный доходный дом напоминает огромную скалу, его оконные и дверные проемы похожи на гроты, а металлические детали балконных ограждений – на причудливые вьющиеся растения.
Модерн был не только элитарным явлением. Он стал зачинателем массовой культуры.
- Особенности египетского стиля.
- 3 Типа колонн – лотосовидная , папирусовидная и гаторическая.
- Особенности античного искусства.
- Античный стиль
- Строительные особенности
- Характерные черты
- Типы сооружений
- Особенности Готического стиля
- Строительные особенности стиля готика
- Характерные черты стиля готика
- Барокко в интерьере
- Стиль Рококо
- Историческая характеристика стиля классицизм
- Типы сооружений стиля классицизм
- Эстетика Джона Рескина против машинной техники
- Уильям Моррис - основатель движения эстетики промышленной вещи
- Дизайнерская деятельность Земпера
- Первый дизайнер Петер Беренс
- Архитектурный стиль в машиностроении XIX века
- «Баухауз»- первая школа художественного конструирования.
- Реформы художественного образования в Советской России: вхутемас.
- Достижения промышленного дизайна Советского Союза в первой половине 20 в.
- Особенности Функционализма в архитектуре и интерьера.
- Развитие коммерческого дизайна. Стафф – дизайн
- Особенности дизайнерской деятельности в сша в хх веке
- Особенности дизайнерской деятельности в Японии хх века
- Особенности дизайнерской деятельности в Советском Союзе во второй половине XX веке
- Современные тенденции в дизайнерском проектировании
- Отличительные признаки стиля Поп –арт.
- Особенности стиля Оп- арта.
- Отличительные признаки стиля минимализм.
- Особенности стиля Хай-тек.
- Определение понятия «дизайн» и его история.
- Значение ремесла и промышленности в развитии дизайна.
- Первая Всемирная выставка в Лондоне 1851 года и Хрустальный дворец.
- Значение ремесла в развитие российского дизайна 19 столетия.
- Характерные особенности мастеров , работающих в стиле модерн.
- Особенности силуэтов предметов стиля Модерн.
- Облик и детали, характерные для жилых зданий на примере парадной столовой и кабинета стиля Модерн.
- История дизайна и области дизайна.
- «Первые шаги» 1750-1800 гг в истории дизайна.
- История дизайна : у истоков дизайна. 1800-1900 гг.
- Дизайн конструктивизма (характерные черты).