Скульптура
(лат. sculpture, от sculpo — вырезаю, высекаю; англ., фр. sculpture, нем. Bildhauerkunst), ваяние, пластика — вид изобразительного искусства, произведения которого имеют физически материальный, предметный объем и трехмерную форму, размещенную в реальном пространстве. Обычные материалы С. — глина и обожженная глина (керамика — терракота, майолика, фаянс, фарфор и др.), гипс, камень (мрамор, известняк, песчаник, гранит и др.), дерево, кость, металл (бронза, медь, железо и др.). Главный объект С. — человек (голова, бюст, торс, статуя, скульптурная группа); изображения животного мира составляют анималистический жанр С. В 20 в. средствами пластики иногда воссоздаются природа (пейзаж), предметы (натюрморт); возникла неизобразительная, абстрактная С., использующая нетрадиционные методы и материалы (С. из проволоки, надувные фигуры и т. д.).
Имеются две разновидности С.: круглая скульптура, свободно размещающаяся в пространстве, и рельеф, в котором объемные изображения располагаются на плоскости. Та и другая разновидности С. разделяются по своему назначению на станковую скульптуру, монументальную скульптуру, монументально-декоративную скульптуру. Технология С., обычно многоэтапная и сложная, сопряжена с большим физическим трудом. Помимо авторской работы (лепка, резьба, обработка твердых материалов) важную роль в С. играет вспомогательный труд мастеров-ремесленников (рубка камня, формовка, отливка, чеканка и др.).
СЛЕПОК
(фр. moulage), муляж — точная копия скульптурного оригинала, выполненная механическим способом.
СОУС — материал для рисования, состоящий из очень мелкого и мягкого черного порошка сажи с примесью клея. С. приготовляется в виде палочек в обертке. Порошкообразный С. наносится на бумагу тряпкой или растушкой; детали прорабатывают иногда итальянским карандашом. Рисунок мокрым С. исполняется кистью, раствором С. в воде и не требует последующего закрепления.
СТАФФАЖ
(нем. Staffage, от staffieren — украшать пейзажи фигурами) — второстепенные мелкомасштабные изображения людей и животных в пейзажной композиции (живопись, графика). С. (обычно религиозные и мифологические сцены) получил распространение в 17—18 вв. и часто исполнялся не пейзажистом, а другим мастером.
ТЕМПЕРА
(ит. tempera, от temperare — смешивать краски; фр. detrempe) — живопись красками, связующим веществом в которых являются эмульсии. Распространены эмульсии из воды и яичного желтка либо из разведенного на воде растительного или животного клея, смешанного с маслом или масляным лаком. Яичная Т. — традиционная техника иконописи и ранней станковой живописи — в советское время оставалась техникой миниатюры Палеха, Мстёры, Холуя, но в последнее время вновь получает распространение в связи с растущим интересом к древнерусскому наследию. Т. на гуммиарабике близка по свойствам к гуаши. Казеиновая Т. прочна, допускает пастозную живопись и лессировки. Т. имеет бархатистую матовую фактуру и не покрывается лаком, быстро сохнет и при высыхании светлеет. Живопись Т. долго сохраняет первоначальную свежесть. Поливинилацетатная Т.
ТЕНЬ (англ. shade, shadow, фр. ombre, нем. Schatten) — укрытые от источника света, наименее освещенные части сооружения, предмета, фигуры, художественного произведения, изображенных в нем фигур, предметов, пространства по отношению к свету и полутени. Т. — один из важнейших элементов светотени в натуре и искусстве. Понятие Т. чаще всего связывается с моделировкой объемной формы, но включает также падающую Т.
ТЁПЛЫЙ ЦВЕТ
— цвет. расположенный в теплой части спектра (красные, оранжевые, желтые тона).
ТЕХНИКА
(от греч. techne — искусство, мастерство) — совокупность знаний, навыков, способов и приемов, с помощью которых исполняется художественное произведение. Понятию Т. соответствует результат работы художника с материалами и инструментами, умение использовать их художественные возможности
ТОН
(фр. ton, от греч. tonos — ударение, напряжение) — 1) исходный, простейший элемент светотени как в натуре, так и в художественном произведении: степень светлоты, светонасыщенность отдельного видимого участка — элемента формы, теневой или освещенной части предмета и т. д. 2) исходный, простейший элемент как цвета в действительности, так и колорита в произведениях искусства: качество каждого цветового оттенка, соответствующего отдельному участку натуры или изображения по отношению к основным цветам спектра, выражающее его специфичность (напр., лимонно-желтый, огненно-красный, лазорево синий).
3) общий светотеневой строй художественного произведения или мотива, определяемый регистром светотени, т. е. шкалой светотеневых градаций между самым светлым и самым темным участками;
4) общий Т. — цветовой строй художественного произведения или мотива, основной оттенок, обобщающий и подчиняющий себе все цвета картины и сообщающий единство колориту. Краски в такой «тональной» живописи объединяются общим Т. (напр., серебристым, золотистым, теплым, холодным и т. д.). В этом смысле, содержание термина «Т.» вплотную приближается к понятиям тональность и цветовая гамма.
ТОЧКА ЗРЕНИЯ — в теории перспективы место, где находится глаз наблюдателя по отношению к видимым и изображаемым предметам (над, под ними или на них). Расположение Т. з. в искусстве играет важную роль: предмет может быть увиден на очень большом расстоянии и вблизи, «в упор»; в живописи и графике часто применяется высокая Т. з., «с птичьего полета», чему в произведении соответствуют высокая линия горизонта и широкое «панорамное» изображение земной поверхности. Низкой Т. з. отвечают, наоборот, низкий горизонт и высокое небо; очень низкую Т. з.
ТУШЬ
(нем. Tusche, англ. Indian ink, фр. encre de Chine) — черная краска, не теряющая со временем интенсивности тона. При сильном разбавлении водой дает серый тон. Т. служит для черчения, рисования (пером и кистью) с применением штриховки, заливки и отмывки, часто в сочетании с карандашом и углем.
УГЛУБЛЁННАЯ ГРАВЮРА
— один из основных видов гравюрной техники, предназначенный для глубокой печати. Изображение наносится на печатную металлическую доску как углубления, бороздки, шероховатости, в которые тампоном набивают краску. На специальном станке под большим давлением краска переносятся на оттиск. От сильного нажима края бумаги остаются приподнятыми (нем. Plattenrand). По способам нанесения рисунка на металлическую доску У. г. бывает трех видов: механическая (резцовая гравюра, сухая игла, меццо-тинто), химическая (гравюра с травлением — офорт, мягкий лак, акватинта) или имеет смешанную технику (карандашная манера, пунктирная манера). По стилю У. г. — более утонченная, чем выпуклая гравюра, — мягкая, гибкая, сочная, с тонкими светотеневыми переходами.
УГЛУБЛЁННЫЙ РЕЛЬЕФ
— скульптурный рельеф, в котором предметы и фигуры представлены объемами «изнутри», углубленными в условный плоскостный фон рельефа. Различают койланаглиф, или рельеф анкрё (фр. en creux — полый), в котором углублены контуры фигур, а рельеф достигает самыми выпуклыми точками верхней плоскости, общей с плоскостью стены или предмета, и контррельеф — вогнутый негатив выпуклого рельефа.
УГОЛЬ
— материал для рисования: обожженные веточки или обструганные палочки липы, ивы и других деревьев или же стержни, сформованные из специальной угольной массы. Прессованный У. изготовляется из угольного порошка, скрепленного растительным клеем. Рисунки У. обладают бархатистым тоном, лишенным интенсивной черноты, и требуют обязательного закрепления. Тон прессованного У. более глубокий.
УЗОР
— неизобразительное украшение поверхности предмета, сооружения; декоративный эффект У. создается сочетанием линий, пятен, света и тени, различных цветов. Ритмически организованный У. (состоящий из повторяющихся раппортов) называется орнаментом.
ФАКТУРА
(лат. factura — обработка, строение) — характер поверхности художественного произведения, ее обработки.
ФИГУРАТИВНОЕ ИСКУССТВО
(от лат. figura — внешний вид, образ) — произведения живописи, скульптуры и графики, в которых в отличие от отвлеченной орнаментики и абстрактного искусства присутствует изобразительное начало.
ФАС
(фр. face, букв. — лицо, лицевая сторона) — в изображении человека фронтальное положение головы или фигуры в целом, при котором они видны спереди, без перспективных сокращений. Ср. Анфас.
ФОН
(фр. fond, букв. — дно, глубинная часть) — глубинные менее значимые части изобразительной или орнаментальной композиции, перед которыми выступают основные, первоплановые мотивы. Ф. могут служить изображения дальнего плана. Неизобразительный Ф. (обычно в портрете) называется нейтральным.
ХИАЗМ
(греч.-chiasmos — крестообразное расположение), хиазис — изображение стоящей человеческой фигуры, в которой тяжесть тела перенесена на одну ногу; поднявшемуся бедру соответствует опущенное плечо, а другому опущенному бедру — поднятое плечо. Прием X., известный древнегреческим скульпторам (Поликлет, 5 в. до. н. э.), заново открыт скульпторами итальянского Возрождения (Донателло, 15 в.).
ФОН
(фр. fond, букв. — дно, глубинная часть) — глубинные менее значимые части изобразительной или орнаментальной композиции, перед которыми выступают основные, первоплановые мотивы. Ф. могут служить изображения дальнего плана. Неизобразительный Ф. (обычно в портрете) называется нейтральным.
ШАРЖ
(фр. charge, букв. — тяжесть, нагрузка) — разновидность карикатуры: резкое сатирическое или юмористическое заострение, преувеличение характерных черт, сторон, свойств изображаемого лица. Графическое произведение этого рода также называется Ш. Ограниченный, как правило, задачами более или менее острой критики реального лица, Ш. в основе своей портретен и не требует развитого сюжета. Ш. добродушный юмор преобладает над сатирической насмешкой.
ШТРИХ
(нем. Strich) — черта, линия, выполняемая одним движением руки, элемент линейно-изобразительной системы. Ш. — основной, простейший элемент техники рисования. Различиями в направлении, толщине, очертаниях и характере Ш. передаются объемно-пластические и пространственные свойства объектов, достигаются моделировка формы, характеристика среды и т. д. Отдельный Ш. может восприниматься глазом как линия или же сливаться с соседними Ш. в сплошное тоновое пятно. Значение Ш. особенно заметно в рисунке пером, карандашом и в офорте, литографии.
ШТУДИЯ
(нем. Studie) — 1) то же, что этюд, произведение, выполненное с целью изучения натуры, часто как подсобный материал для будущей композиции; 2) особо тщательная проработка в рисунке, живописном, скульптурном этюде оттенков светотени, цвета, нюансов формы, деталей.
ЭКОРШЕ
человек с обнаженными мускулами, ставший общепринятым пособием для обучения анатомии в художественных школах. Скульптура была выполнена Ж. А. Гудоном в 1767 году (Школа изящных искусств, Париж).
ЭКСПРЕССИЯ
(лат. expressio — выражение), экспрессивность — выразительность, сила проявления чувств, переживаний Термин применим как к художествен ному произведению, так и к самой натуре. Обычно его связывают с повышенной силой воздействия произведения в целом или же с резкой выразительностью характеристики от дельных лиц, фигур или деталей. Ср. Экспрессионизм.
ЭСКИЗ
(фр. esquisse, croquis, англ. sketch, нем. Skizze) — художественное произведение вспомогательного характера, являющееся подготовительным для более крупной работы и обозначающее ее замысел, основные композиционные средства.
ЭТЮДНИК
(от фр. etude — изучение) — небольшой ящик (обычно деревянный) с принадлежностями для живописи и местом для этюда. Э. облегчает художнику живописную работу в любых условиях, в т. ч. на природе.
ЯРКОСТЬ цвета — качество цвета, связанное с его цветовым тоном, насыщенностью и светлотой и вызывающее ощущение повышенной силы света и повышенной освещенности поверхности. Так, ярко-красный или ярко-синий цвета создают впечатление поверхности, освещенной лучами от сильного источника света.
- 2) Наряду с бумагой и холстом материал для графики и живописи.
- Колорит в живописи
- Линейная перспектива
- Натюрморт
- Палитра
- 2) Перечень красок, которыми пользуется художник.
- 2) Перечень красок, которыми пользуется художник.
- Световые отношения
- 2) Разновидность графической техники: изображение фигур и предметов сплошным, преимущественно черным, пятном с островыразительными контурами.
- Скульптура