2) Перечень красок, которыми пользуется художник.
ПИГМЕНТ
(лат. pigmentum) — цветной порошок, входящий важнейшей составной частью в любые краски и определяющий цветовой тон каждой краски; в зависимости от примешанного к П. связующего вещества получаются различия в технических свойствах красок, напр. между акварелью и пастелью.
ПЛЕНЭР
(фр. plein air, букв. — открытый воздух) — передача в живописи красочного богатства натуры, проявляющегося в естественных, природных условиях, т. е. под открытым небом, под воздействием солнечного света и воздуха; пленэрной называют живопись на открытом воздухе (вне мастерской), связанную с изучением натуры, окружающей среды, рефлексов, цветовых изменений, переходов, нюансов, цветных теней, наблюдаемых на открытом воздухе. Черты пленэрной живописи (светлая гамма, чистый сияющий цвет, ощущение световоздушной среды и т. д.) можно наблюдать у живописцев Возрождения (Пьеро делла Франческа, Хуго ван дер Гус), 17 и 18 вв. (Диего Веласкес, Ян Вермеер, Франческо Гварди). Успехи пленэризма были особенно значительными в живописи 19 в., выдающиеся достижения этой поры принадлежат Джону Констеблу, Камилю Коро, художникам-барбизонцам, в России — С. Ф. Щедрину и А. А. Иванову. Последовательная, систематическая разработка живописных проблем П. связана с импрессионизмом (Клод Моне, Альфред Сислей, Камиль Писсарро и др.), в котором свет и воздух приобретают для художника важнейшее самостоятельное значение. Развитию П. в русской живописи особенно способствовали В. Д. Поленов, И. И. Левитан, В. А. Серов, К. А. Коровин, И. Э. Грабарь.
П. называют также группы, собранные для коллективной работы на открытом воздухе, в естественных природных условиях.
ПОЛУТЕНЬ
— один из основных элементов светотени, светотеневые градации средней силы, соответствующие переходу от освещенных частей предмета к теневым. При моделировке объемной формы диапазон П. между светом и тенью может быть очень обширным и меняться в зависимости от интенсивности освещения и глубины тени.
ПОЛУТОН
— светотеневой или цветовой тон, имеющий значение промежуточного, переходного между двумя близко расположенными соседствующими тонами. Абсолютная светосила П. может быть весьма разнообразной и зависит от светосилы взаимосвязанных тонов.
ПОРТРЕТ
(фр., англ. portrait, нем. Bildnis) - жанр изобразительного искусства, посвященный изображению конкретного человека или группы людей. П. характерен гл. обр. для станкового искусства, но портретные изображения могут быть воплощены в монументальной и декоративной скульптуре и живописи, в книжной и прикладной графике и т. д. Необходимое требование, предъявляемое ко всякому П., - передача индивидуального сходства.
ПРИЁМ
— присущий художнику или художественной школе технический способ решения частной задачи; решение технической задачи, действия, произведенное сразу, в короткое время, «в один П.».
ПРОПОРЦИЯ
(лат. proportio — соотношение, соразмерность) — закономерное соотношение величин частей художественного произведения между собой, а также каждой части с произведением в целом. В истории искусства были созданы различные системы П. — как архитектурных П., так и П., используемых при изображении человеческого тела и лица.
ПРОФИЛЬ
(фр. profil) — в изображении человека боковое положение головы, фигуры в целом или предмета. В узком смысле слова П. — внешний контур лица при боковой точке зрения как в натуре, так и в изображении.
РАВНОВЕСИЕ
- присущее любому виду пластических искусств свойство композиции художественных произведений ее компоненты, сколь бы неустойчивыми или подвижными они ни казались зрителю сами по себе, воспринимаемые в целом, уравновешивают друг друга и создают эффект стабильности, способствующий лучшему восприятию образа и закреплению его в памяти зрителя..
РАЗМЫВКА
- техника работы кистью с обильным применением воды, дающая возможность достигать сложных и богатых живописных эффектов в рисунках бистром, сепией, тушью, акварелью и др.,
РАКУРС
(фр. raccourci — сокращение, от raccourcir — укорачивать) — сокращение размеров и формы реальных и воображаемых предметов и фигур при их удалении от глаза по законам линейной перспективы; понятие Р. применяется в особенности к объектам, которые в целом или по частям рассматриваются в неожиданных поворотах и под «острыми углами зрения» (вплотную, сверху вниз, снизу вверх и т. д.).
РЕЛЬЕФ
(фр. relief) — один из видов скульптуры: в отличие от круглой скульптуры объемные (пластические) формы Р. располагаются на плоскости и ориентируются на нее; при этом пространственные отношения могут передаваться условно, сокращенно, а формы соответственно уплощаться; Р. может выступать над плоскостью фона (выпуклый Р.) или углубляться в нее. Углубленный Р. имеет две разновидности: контррельеф — своего рода негатив выпуклого Р. (на печатях-инталиях он служит для получения отпечатков в виде миниатюрного барельефа), и койланаглиф (en creux — фр. «полый Р.»), с углубленным контуром и выпуклой моделировкой, встречается в архитектуре Древнего Египта и на древневосточных и античных инталиях. Выпуклый Р. — барельеф и горельеф — гораздо более распространен: он известен с эпохи палеолита, в искусстве Древнего Востока, античности и средних веков, в эпоху Возрождения и последующие эпохи как часть архитектурного декора (пилон, стена, фронтон, фриз, метопа, свод, капитель и т. д.).
РЕФЛЕКС
(лат. reflexus — обращенный назад, отраженный) — в живописи и графике отсвет, отраженный свет и цвет на какой-либо поверхности. Р. возникает при падении на предмет отсвета от неба или соседних предметов, что вызывает изменение тона и цвета.
РИТМ
(греч. rhythmos, от rheos — поток) — чередование соизмеримых элементов целого, совершающееся с закономерной последовательностью и частотой; один из главных законов пластических искусств, отражающий в пространственных ритмических рядах присущие природе временные и пространственные закономерности, взаимосвязи, ритмичность движения.
РОЗЕТКА
(фр. rosette, от rose — роза) — декоративный мотив, с древности распространенный в орнаментальных композициях, в декоре архитектуры, мебели и т. д.: стилизованное изображение увиденного сверху крупного цветка (обычно розы).
САНГИНА
— (фр. sanguine, от лат. sanguis — кровь), сангин — материал и инструмент для рисования в виде палочки-карандаша без оправы. Натуральным кроваво-красным минералом рисовали еще на стенах пещер в эпоху палеолита. В эпоху Возрождения в Европе применялась натуральная С. — т. н. красный мел. В настоящее время С. изготовляется из каолина и оксидов железа с введением небольшого количества клеящих веществ.
СВЕТЛОТА цвета
- одно из основных качеств цвета: С. тем выше, чем выше количество отраженного света по сравнению с количеством поглощенного этой же поверхностью цвета. С. окрашенных объектов оценивают, сравнивая их с ахроматическими (см. Хроматизм) объектами и оценивая их приближение к белому цвету, отражающему максимум света, и соответственно удаление от черного цвета, поглощающего максимум света.
- 2) Наряду с бумагой и холстом материал для графики и живописи.
- Колорит в живописи
- Линейная перспектива
- Натюрморт
- Палитра
- 2) Перечень красок, которыми пользуется художник.
- 2) Перечень красок, которыми пользуется художник.
- Световые отношения
- 2) Разновидность графической техники: изображение фигур и предметов сплошным, преимущественно черным, пятном с островыразительными контурами.
- Скульптура