logo
Термины (академия)

2) Перечень красок, которыми поль­зуется художник.

ПИГМЕНТ

(лат. pigmentum) — цвет­ной порошок, входящий важнейшей составной частью в любые краски и определяющий цветовой тон каждой краски; в зависимости от примешан­ного к П. связующего вещества по­лучаются различия в технических свойствах красок, напр. между акварелью и пастелью.

ПЛЕНЭР

(фр. plein air, букв. — от­крытый воздух) — передача в живо­писи красочного богатства натуры, проявляющегося в естественных, при­родных условиях, т. е. под открытым небом, под воздействием солнечного света и воздуха; пленэрной называют живопись на открытом воздухе (вне мастерской), связанную с изучением натуры, окружающей среды, рефлек­сов, цветовых изменений, переходов, нюансов, цветных теней, наблюдае­мых на открытом воздухе. Черты пленэрной живописи (светлая гамма, чистый сияющий цвет, ощущение световоздушной среды и т. д.) можно наблюдать у живописцев Возрожде­ния (Пьеро делла Франческа, Хуго ван дер Гус), 17 и 18 вв. (Диего Веласкес, Ян Вермеер, Франческо Гварди). Успехи пленэризма были особен­но значительными в живописи 19 в., выдающиеся достижения этой поры принадлежат Джону Констеблу, Камилю Коро, художникам-барбизонцам, в России — С. Ф. Щедрину и А. А. Иванову. Последовательная, систематическая разработка живо­писных проблем П. связана с импрес­сионизмом (Клод Моне, Альфред Сислей, Камиль Писсарро и др.), в котором свет и воздух приобретают для художника важнейшее самостоя­тельное значение. Развитию П. в рус­ской живописи особенно способство­вали В. Д. Поленов, И. И. Левитан, В. А. Серов, К. А. Коровин, И. Э. Грабарь.

П. называют также группы, со­бранные для коллективной работы на открытом воздухе, в естественных природных условиях.

ПОЛУТЕНЬ

— один из основных элементов светотени, светотеневые градации средней силы, соответству­ющие переходу от освещенных час­тей предмета к теневым. При моделировке объемной формы диапазон П. между светом и тенью может быть очень обширным и меняться в зави­симости от интенсивности освещения и глубины тени.

ПОЛУТОН

— светотеневой или цве­товой тон, имеющий значение про­межуточного, переходного между дву­мя близко расположенными сосед­ствующими тонами. Абсолютная све­тосила П. может быть весьма разно­образной и зависит от светосилы взаимосвязанных тонов.

ПОРТРЕТ

(фр., англ. portrait, нем. Bildnis) - жанр изобразительного искусства, посвященный изображению конкретного человека или группы людей. П. характерен гл. обр. для станкового искусства, но портретные изображения могут быть воплощены в монументальной и декоративной скульптуре и живописи, в книжной и прикладной графике и т. д. Необходимое требование, предъявляемое ко всякому П., - передача индивидуального сходства.

ПРИЁМ

— присущий худож­нику или художественной школе тех­нический способ решения частной задачи; решение технической задачи, действия, произведенное сразу, в ко­роткое время, «в один П.».

ПРОПОРЦИЯ

(лат. proportio — соотношение, соразмерность) — зако­номерное соотношение величин час­тей художественного произведения между собой, а также каждой части с произведением в целом. В истории искусства были созданы различные системы П. — как архитектурных П., так и П., используемых при изобра­жении человеческого тела и лица.

ПРОФИЛЬ

(фр. profil) — в изобра­жении человека боковое положение головы, фигуры в целом или пред­мета. В узком смысле слова П. — внешний контур лица при боковой точке зрения как в натуре, так и в изображении.

РАВНОВЕСИЕ

- присущее любому виду пластических искусств свойство композиции худо­жественных произведений ее компо­ненты, сколь бы неустойчивыми или подвижными они ни казались зрите­лю сами по себе, воспринимаемые в целом, уравновешивают друг друга и создают эффект стабильности, спо­собствующий лучшему восприятию образа и закреплению его в памяти зрителя..

РАЗМЫВКА

- техника работы кистью с обиль­ным применением воды, дающая возможность достигать сложных и бога­тых живописных эффектов в рисунках бистром, сепией, тушью, акварелью и др.,

РАКУРС

(фр. raccourci — сокраще­ние, от raccourcir — укорачивать) — сокращение размеров и формы реаль­ных и воображаемых предметов и фигур при их удалении от глаза по законам линейной перспективы; по­нятие Р. применяется в особенности к объектам, которые в целом или по частям рассматриваются в неожидан­ных поворотах и под «острыми угла­ми зрения» (вплотную, сверху вниз, снизу вверх и т. д.).

РЕЛЬЕФ

(фр. relief) — один из ви­дов скульптуры: в отличие от круг­лой скульптуры объемные (пласти­ческие) формы Р. располагаются на плоскости и ориентируются на нее; при этом пространственные отноше­ния могут передаваться условно, со­кращенно, а формы соответственно уплощаться; Р. может выступать над пло­скостью фона (выпуклый Р.) или углубляться в нее. Углубленный Р. имеет две разновидности: контррельеф своего рода негатив выпуклого Р. (на печатях-инталиях он служит для получения отпечатков в виде ми­ниатюрного барельефа), и койланаглиф (en creux — фр. «полый Р.»), с углубленным контуром и вы­пуклой моделировкой, встречается в архитектуре Древнего Египта и на древневосточных и античных инталиях. Выпуклый Р. — барельеф и го­рельеф гораздо более распростра­нен: он известен с эпохи палеолита, в искусстве Древнего Востока, антич­ности и средних веков, в эпоху Воз­рождения и последующие эпохи как часть архитектурного декора (пилон, стена, фронтон, фриз, метопа, свод, капитель и т. д.).

РЕФЛЕКС

(лат. reflexus — обращен­ный назад, отраженный) — в живо­писи и графике отсвет, отраженный свет и цвет на какой-либо поверхно­сти. Р. возникает при падении на предмет отсвета от неба или сосед­них предметов, что вызывает измене­ние тона и цвета.

РИТМ

(греч. rhythmos, от rheos — поток) — чередование соизмеримых элементов целого, совершающееся с закономерной последовательностью и частотой; один из главных законов пластических искусств, отражающий в пространственных ритмических рядах присущие природе временные и пространственные закономерности, взаимосвязи, ритмичность движения.

РОЗЕТКА

(фр. rosette, от rose — роза) — декоративный мотив, с древ­ности распространенный в орнамен­тальных композициях, в декоре ар­хитектуры, мебели и т. д.: стилизо­ванное изображение увиденного свер­ху крупного цветка (обычно розы).

САНГИНА

— (фр. sanguine, от лат. sanguis — кровь), сангин — материал и инструмент для рисова­ния в виде палочки-карандаша без оправы. Натуральным кроваво-крас­ным минералом рисовали еще на стенах пещер в эпоху палеолита. В эпо­ху Возрождения в Европе применя­лась натуральная С. — т. н. красный мел. В настоящее время С. изготов­ляется из каолина и оксидов железа с введением небольшого количества клеящих веществ.

СВЕТЛОТА цвета

- одно из ос­новных качеств цвета: С. тем выше, чем выше количество отраженного света по сравнению с количеством поглощенного этой же поверхностью цвета. С. окрашенных объектов оценивают, сравнивая их с ахроматическими (см. Хроматизм) объектами и оценивая их приближение к белому цвету, отражающему максимум света, и соответственно удаление от черного цвета, поглощающего максимум света.