logo
Термины (академия)

Колорит в живописи

(итал. colorito, от лат. colorкраска, цвет) — общая эстетическая оценка цветовых качеств произведения искусства, характер цветовых элементов изображения, их взаимосвязи, согласованности цветов и оттенков. Колорит в живописи – это «характер взаимосвязи всех цветовых элементов произведения, его цветовой, строй как одно из средств правдивого и вырази­тельного изображения действитель­ности».

КОМПОЗИЦИЯ (лат. compositio — составление, связывание) — построе­ние художественного произведения, обусловленное спецификой вида ис­кусства, содержанием, назначением произведения и замыслом художни­ка. К. — важнейший структурный принцип произведения, организую­щий взаимное расположение его ча­стей, их соподчинение друг другу и целому, что придает произведению единство, цельность и завершенность. Закономерности, лежащие в основе К., определяются специфическими особенностями того или иного вида искусства, нормами стиля. К. — важ­нейший элемент стиля, содержащий в себе его определяющие признаки. К. обладает сложной структурой, определяемой в каждом виде искус­ства своими факторами (в живопи­си — сюжет, способ передачи про­странственных и временных отноше­ний, точка зрения и т. д.). К. активно взаимодействует с другими законо­мерностями вида искусства (в скульп­туре моделировка, анатомия пла­стическая, в живописи колорит, све­тотень и т. д.).

КОМПОНОВКА (нем.Komponieren — составление, сочинение) — практическая часть работы над ком­позицией: смысловое, пространствен­ное и декоративное размещение фи­гур, предметов, пейзажных или неизо­бразительных мотивов, знаков и т. д. Как правило, К. связана с работой над композиционным эскизом.

КОНТРАПОСТ (фр. contraposte, от ит. contrapposto, букв. — противоположность, противопоставление) — в изобразительном искусстве контрастное расположение симметричных или противостоящих друг другу ча­стей человеческого тела (рук, ног, верхней и нижней половины тела). Прием К., введенный в 16 в. Микеланджело и другими художниками, придает фигуре напряженность, сложное движение, подчеркивает ее трехмерность. Ср. Хиазм.

КОНТРАСТ (фр. contraste — резкое различие, противоположность) — один из приемов в творчестве художника, архитектора, позволяющий до­биваться противопоставления и вза­имного усиления двух соотносящих­ся качеств. К. — одно из важных вы­разительных средств пластических искусств, связанных с психологией восприятия произведения. Важную роль играет К. объемов, пространств, вертикалей и горизонталей в архитек­тонике, композиции зданий, сооруже­ний, художественных произведений. Цветовые и светотене­вые К. являются средством модели­ровки объемной формы или выраже­ния пространственных отношений. К. по их природе и назначению много­образны: они способствуют выявле­нию существенного, подчеркивают характерные свойства и особенно­сти, усиливают экспрессивность и пластичность целого.

КОНТУР (фр. contour, от ит. contorno) — очертание, линия, очерчиваю­щая общую форму предмета или его детали. К.— одно из средств худо­жественной выразительности, имею­щее как самостоятельное значение (напр., контурный рисунок, т. е. вы­полненный одной линией, определя­ющей внешнюю форму предмета, не нуждающийся в дополнительной раз­работке формы штриховкой или раскраской), так и вспомогательное (в предварительном наброске компози­ции, в картоне для монументальной живописи и т. п.). Контурная вазо­пись известна в 7—6 вв. до н. э Ср. Абрис, Силуэт.

КРАСКИ  — жидкие, тестообразные или твердые вещества и составы, об­ладающие чистотой и ровностью цве­тового тона, хорошей окрашивающей способностью и устойчивостью к физическим и химическим воздей­ствиям. Цветовая основа К. — порош­кообразные сухие пигменты, качест­во которых зависит от тонкости по­мола. Связующие вещества опреде­ляют отличительные свойства К. в различных видах живописной техни­ки (см. Масляная живопись, Аква­рель, Темпера, Гуашь, Клеевая жи­вопись, Пастель, Восковая живопись). По химическому составу К. разделя­ются на минеральные (неор­ганические соли или окислы метал­лов) и органические (слож­ные соединения, в основном расти­тельного и животного происхожде­ния); и те и другие могут быть естественными и искус­ственными. Кроющими, или корпусными, называют непросвечивающие К. со значитель­ной способностью отражения; К., пропускающие свет в сравнительно тонком слое, называются про­зрачными и полупро­зрачными, а также лессировочными (см. Лессировка). Водяными К. обычно называют акварель. Известно свыше полуторас­та К. для живописи, в т. ч. белила цинковые, свинцовые, стронциановая желтая, кадмий, хром, охра, сиена, умбра, киноварь красная, крапплаки, киноварь зеленая, изумрудная зелень, кобальт, ультрамарин, жженая слоновая кость.

КРОКИ

(фр. croquis — легкий, суммарный набросок) быстрая за­рисовка, чаще всего с натуры, фиксация композиционного замысла средствами рисунка К. используются в процессе творчества живописцами, графиками, скульпторами. К. иногда бывают подготовкой эскиза или играют роль эскиза.

КРУГЛАЯ СКУЛЬПТУРА  — один из двух основных видов искусства скульптуры, в отличие от рельефа ее произведения могут восприниматься при круговом обходе с разных точек зрения.

ЛЕССИРОВКА (нем. Lasierung, букв. — покрытие глазурью) — при­ем живописной техники: нанесение тонких слоев прозрачных и полупро­зрачных красок поверх просохшего плотного слоя. Л. позволяет изменить, усилить или ослабить цветовые тона, достигнуть легкости и звучности тона, обогатить колорит, придать ему большее единство и гармонию.