logo search
Istoria_iskusstv ответы на билеты

19.Русский авангард .Кандинский. Малевич.

Ру́сский аванга́рд — одно из направлений модернизма в России в 1900-1930 гг., рассвет которого пришелся на 1914–1922 гг.

Основными направлениями русского авангарда были:

Абстракционизм, Василий Кандинский

Супрематизм, Казимир Малевич

Конструктивизм, Владимир Татлин

Кубофутуризм (Кубизм, Футуризм), Владимир Маяковский

Кандинский Василий (Kandinsky Wassily) (1866–1944), русский и немецкий художник, теоретик искусства и поэт, один из лидеров авангарда первой половины 20 века; вошел в число основоположников абстрактного искусства. Родился в Москве 22 ноября (4 декабря) 1866 года. Еще в гимназические годы начал активно заниматься музыкой и живописью. С 1885 Кандинский изучал юриспруденцию в университете в Москве, но в дальнейшем решил посвятить себя искусству. Определили его выбор два момента: во-первых, яркие впечатления от русских средневековых древностей и художественного фольклора, полученные в 1889 году в этнографической экспедиции по Вологодской губернии, во-вторых, посещение французской выставки в Москве (1896), где Кандинский был потрясен картинами Клода Моне. С 1897 года жил в Мюнхене, где занимался в местной Академии художеств под руководством Франца фон Штука. Много путешествовал по Европе и Северной Африке (1903–1907), с 1902 года Василий Кандинский жил в основном в Мюнхене, а в 1908–1909 в селе Марнау (Баварские Альпы). От ранних, уже достаточно ярких импрессионистских картин-этюдов перешел к бравурным, цветистым и «фольклорным» по колориту композициям, где суммировались характерные мотивы русского национального модерна с его романтикой средневековых легенд и старинной усадебной культуры (картины "Пестрая жизнь", "Дамы в кринолинах" и другие).

В 1910 году Кандинский создал первые абстрактные живописные импровизации и завершил трактат "О духовном в искусстве" (книга была опубликована в 1911 на немецком языке). Считая главным в искусстве внутреннее, духовное содержание, Василий Кандинский полагал, что лучше всего оно выражается прямым психофизическим воздействием чистых красочных созвучий и ритмов. В основе последующих «импрессий», «импровизаций» и «композиций» художника (так сам Кандинский различал циклы своих работ) лежит образ прекрасного горного пейзажа, как бы тающего в облаках, в космическом небытии, по мере мысленного воспарения созерцающего автора-зрителя. Драматургия картин маслом и акварелью строится за счет свободной игры цветовых пятен, точек, линий, отдельных символов (типа всадника, ладьи, палитры, церковного купола и т.д.).

В 1914 Василий Кандинский вернулся в Россию, где жил в основном в Москве. Своеобразная «апокалиптика», чаяния всеобщего преображения в искусстве, характерные для его абстракций, приобретают в этот период все более тревожный и драматический характер ("Москва. Красная площадь", 1916, Третьяковская галерея; "Смутное", там же; "Сумеречное", Русский музей; "Серый овал", Картинная галерея, Екатеринбург; все работы – 1917). В 1918 Василий Кандинский издал автобиографическую книгу "Ступени". Активно включился в общественную и гуманитарно-исследовательскую деятельность, входил в состав Наркомпроса, Института художественной культуры (Инхук) и Российской академии художественных наук (РАХН), преподавал в Высших художественно-технических мастерских (Вхутемас), однако, не приняв коммунистическую идеологию, навсегда покинул Россию в 1921 году. Проживал в Германии. Его космологические фантазии (графическая серия "Малые миры", 1922) обретают в этот период более рационально - геометричный характер, сближаясь с принципами супрематизма и конструктивизма, но сохраняя свою яркую и ритмичную декоративность ("В черном квадрате", 1923; "Несколько кругов", 1926; обе картины – в Музее С.Гуггенхейма, Нью-Йорк). В 1924 мастер образовал вместе с Явленским, Л.Фейнингером и П.Клее объединение «Синяя четверка», устраивая с ними совместные выставки. Выступил как художник сценической версии сюиты М.П.Мусоргского "Картинки с выставки" в театре Дессау (1928). После прихода нацистов к власти в 1933 году переехал во Францию, где жил в Париже и его пригороде Нёйи-сюр-Сен. Испытав значительное воздействие сюрреализма, все чаще вводил в свои картины – наряду с прежними геометрическими структурами и знаками – биоморфные элементы, подобные неким первичным организмам, парящим в межпланетной пустоте ("Доминирующая кривая", 1936, "Голубое небо", 1940, Центр Ж.Помпиду, Париж; "Разнообразные действия", 1941, Музей С.Гуггенхейма, Нью-Йорк). С началом немецкой оккупации (1939) намеревался эмигрировать в США и провел несколько месяцев в Пиренеях, но в итоге вернулся в Париж, где продолжал активно работать, в том числе над проектом комедийного фильма-балета, который намеревался создать совместно с композитором Гартманом.

Умер Кандинский в Нейи-сюр-Сен 13 декабря 1944 года.

Работы

Пара, едущая верхом на коне 1906-1907, Ленбаххаус, Мюнхен

Москва 1 1916, Третьяковская галерея

Пестрая жизнь 1907, Ленбаххаус, Мюнхен

Казаки 1917, Третьяковская галерея

Желто-красно-голубое 1925; Серый овал 1917 ;Синий гребень 1917; В сером 1919 ;Наплыв импровизации 1913

Осень в Баварии 1908; Церковь в Марнау 1910 ;Импровизация 7 1910, Кладбище 1909, Акцент розового 1926, Моя столовая 1909

Малевич Казимир Северинович (1878, Киев - 1935, Ленинград) - художник-авангардист. Род в семье управляющего заводом. С 11 лет много рисовал и писал красками. В 1894 Малевич Казимир окончил пятиклассное агрономическое училище. В 1895 - 1896 учился в рисовальной школе, потом переехал с семьей в Курск. Там он участвовал в созданном кружке любителей искусства и служил чертежником, зарабатывая деньги на жизнь и учебу в Москве. В 1904 приехал в Москву, где недолго посещал занятия в училище живописи, ваяния и зодчества и в Строгановском училище. Ранние работы художника близки к импрессионизму и фовизму.

В 1905 вернулся в Курск и самостоятельно занимался живописью. В 1907 состоялось его первое известное по каталогам участие в выставке Московского товарищества художников, где кроме работ Малевича были представлены картины В. В. Кандинского и др. Во время путешествия в Париж Малевич попал под влияние кубического искусства Пабло Пикассо. Став членом группы "Алмазный нож", Малевич возглавил русское движение кубизма. В 1913 году Малевич создал первые картины в специфическом абстрактно-геометрическом стиле, который он назвал «Супрематизм».

Родители Малевича были поляками по происхождению. Отец работал управляющим на сахарном заводе известного украинского промышленника Терещенко. По другим данным отцом Малевича был белорусский этнограф и фольклорист Северин Антонович Малевич (1845—1902). Мать Людвига Александровна (1858—1942) была домохозяйкой. У четы Малевичей родилось четырнадцать детей, но только девять из них дожили до зрелого возраста. Казимир был первенцем. Рисовать начал учиться самостоятельно, после того, как в возрасте 15 лет мать подарила ему набор красок. В возрасте 17 лет некоторое время провёл в Киевской художественной школе Н. И. Мурашко.

В 1896 году семья Малевичей обосновалась в Курске. Там Казимир работал мелким чиновником, но бросил службу ради карьеры художника. Первые работы Малевича написаны в стиле импрессионизма.

Позже Малевич стал одним из активных участников футуристических выставок. В 1913 году оформлял футуристическую оперу «Победа над Солнцем».

В 1919—1922 годах Казимир Малевич преподавал в Народной художественной школе «нового революционного образца» в Витебске. В 20-е годы участвовал в оформлении спектаклей В. В. Маяковского «Мистерия-Буфф».

Автопортрет, 1912

С 1924 по 1926 год — директор Ленинградского государственного института художественной культуры[7] (ГИНХУК), возглавляет в нем формально-теоретический отдел. В 1926 году экспонирует архитектоны на ежегодной выставке ГИНХУКа. 10 июня в "Ленинградской правде" опубликована статья Г.Серого "Монастырь на госснабжении", послужившая поводом для закрытия ГИНХУК. Аннулирован сборник трудов Института с работой Малевича, в конце года ГИНХУК ликвидирован.

Был членом «Объединения современных архитекторов» (ОСА).

В 1930 году произведения художника экспонируются на выставках в Берлине и Вене.

Казимир Малевич, Супрематизм

Осенью 1930 года Малевич был арестован НКВД как «германский шпион». В тюрьме он пробыл до декабря 1930 года. Под арестом на долгие годы в СССР оказались его картины.

В 1931 году работает над эскизами росписи Красного театра в Ленинграде.

В 1932 получает должность руководителя Экспериментальной лаборатории в Русском музее.

Малевич был последовательным пропагандистом собственной теории. Вокруг него со временем образовалась группа единомышленников УНОВИС (Утвердители нового искусства). Творения русских художников-авангардистов начала века взорвали устаревшее визуальное сознание.

Входил в группу молодых художников «Ослиный хвост».

Самое знаменитое живописное произведение Малевича Чёрный квадрат (1915), которое явилось своеобразным живописным манифестом супрематизма. Мистическим дополнением к картине служат «Чёрный круг» и «Чёрный крест».

1933 год - начало тяжелой болезни.

В 1935 году поздние портреты Малевича экспонируются на Первой выставке ленинградских художников (последний показ работ Малевича на родине - вплоть до 1962 года). Скончался в Ленинграде в 1935 году.

По завещанию, после смерти тело Малевича было кремировано в супрематическом гробу, а затем урна была захоронена под любимым дубом художника близ деревни Немчиновки. Над могилой был установлен кубический бетонный монумент с изображённым чёрным квадратом. В годы войны могила была утрачена.

В настоящее время её местонахождение было установлено энтузиастами с достаточной точностью. Могила находится недалеко от Советского проспекта в Немчиновке, восточнее пруда. На месте могилы установлен небольшой монумент.Казимир Малевич родился 11(23) февраля 1878 или 1879 года в Киеве[4], согласно другим сведениям — под Копылем, По распространённому мнению дата рождения К.Малевича — 1878 год[1], однако, согласно исследованию киевского автора Д. Горбачева, архивные записи метрики, найденные в 2004 году говорят о том, что дата рождения К.Малевича — 1879 год. Родители Малевича были поляками по происхождению. Отец работал управляющим на сахарном заводе известного украинского промышленника Терещенко. По другим данным отцом Малевича был белорусский этнограф и фольклорист Северин Антонович Малевич (1845—1902). Мать Людвига Александровна (1858—1942) была домохозяйкой. У четы Малевичей родилось четырнадцать детей, но только девять из них дожили до зрелого возраста. Казимир был первенцем. Рисовать начал учиться самостоятельно, после того, как в возрасте 15 лет мать подарила ему набор красок. В возрасте 17 лет некоторое время провёл в Киевской художественной школе Н. И. Мурашко. Одна из работ раннего Малевича В 1896 году семья Малевичей обосновалась в Курске. Там Казимир работал мелким чиновником, но бросил службу ради карьеры художника. Первые работы Малевича написаны в стиле импрессионизма. Позже Малевич стал одним из активных участников футуристических выставок. В 1913 году оформлял футуристическую оперу «Победа над Солнцем». В 1919—1922 годах Казимир Малевич преподавал в Народной художественной школе «нового революционного образца» в Витебске. В 20-е годы участвовал в оформлении спектаклей В. В. Маяковского «Мистерия-Буфф». Автопортрет, 1912 С 1924 по 1926 год — директор Ленинградского государственного института художественной культуры[7] (ГИНХУК), возглавляет в нем формально-теоретический отдел. В 1926 году экспонирует архитектоны на ежегодной выставке ГИНХУКа. 10 июня в "Ленинградской правде" опубликована статья Г.Серого "Монастырь на госснабжении", послужившая поводом для закрытия ГИНХУК. Аннулирован сборник трудов Института с работой Малевича, в конце года ГИНХУК ликвидирован. Был членом «Объединения современных архитекторов» (ОСА). В 1930 году произведения художника экспонируются на выставках в Берлине и Вене. Казимир Малевич, Супрематизм Осенью 1930 года Малевич был арестован НКВД как «германский шпион». В тюрьме он пробыл до декабря 1930 года. Под арестом на долгие годы в СССР оказались его картины. В 1931 году работает над эскизами росписи Красного театра в Ленинграде. В 1932 получает должность руководителя Экспериментальной лаборатории в Русском музее. Малевич был последовательным пропагандистом собственной теории. Вокруг него со временем образовалась группа единомышленников УНОВИС (Утвердители нового искусства). Творения русских художников-авангардистов начала века взорвали устаревшее визуальное сознание. Входил в группу молодых художников «Ослиный хвост». Самое знаменитое живописное произведение Малевича Чёрный квадрат (1915), которое явилось своеобразным живописным манифестом супрематизма. Мистическим дополнением к картине служат «Чёрный круг» и «Чёрный крест». 1933 год - начало тяжелой болезни. В 1935 году поздние портреты Малевича экспонируются на Первой выставке ленинградских художников (последний показ работ Малевича на родине - вплоть до 1962 года). Скончался в Ленинграде в 1935 году. По завещанию, после смерти тело Малевича было кремировано в супрематическом гробу, а затем урна была захоронена под любимым дубом художника близ деревни Немчиновки. Над могилой был установлен кубический бетонный монумент с изображённым чёрным квадратом. В годы войны могила была утрачена. В настоящее время её местонахождение было установлено энтузиастами с достаточной точностью. Могила находится недалеко от Советского проспекта в Немчиновке, восточнее пруда. На месте могилы установлен небольшой монумент.

Знаменитые картины

Чёрный квадрат

Чёрный круг

Красный квадрат

Скачет красная конница

Супрематическая композиция

Четыре квадрата

Портрет М.В.Матюшина

Портрет Н.Н.Пунина

Портрет дочери художника

Портрет женщины в желтой шляпе

Портрет жены художника

Портрет жены художника

Портрет матери

Портрет рабочего (Краснознаменец Жарновский)

Портрет ударника

Портрет ударника (Краснознаменец Жарновский)

Портрет члена семьи художника и др