16. Коровин (биографические сведения. Основные работы).
Константи́н Алексе́евич Коро́вин (23 ноября (5 декабря) 1861, Москва — 11 сентября 1939, Париж) — русский живописец и театральный художник, брат художника Сергея Коровина.[1] ярчайший представитель русского импрессионизма.
Биография
Родился в состоятельной старообрядческой купеческой семье.
Его отец Алексей Михайлович окончил университет, а мать Аполлинария Ивановна, происходила из рода дворян Волковых. В четырнадцать лет поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества, после двух лет обучения перешёл на отделение живописи. Учился у А. К. Саврасова.
Для завершения образования Коровин едет в Петербург и поступает в Академию художеств, но через три месяца уходит оттуда, разочаровавшись в тамошних методах преподавания.
В 1888 и 1894 Коровин вместе с другом, художником В. Серовым, совершает путешествия на Север. В результате появляются пейзажи:
Гавань в Норвегии
Ручей святого Трифона в Печенеге
Гаммерфест. Северное сияние
Мурманский берег.
В 1890-х К. А. Коровин оформляет павильон Северной железной дороги, построенный по его проекту в Нижнем Новгороде.
В 1900-х художник активно работает в театре, создавая эскизы костюмов и декорации к драматическим постановкам, а также операм и балетам. В частности, он оформляет спектакли «Фауст» (1899), «Конёк-горбунок» (1901), «Садко» (1906). Константин Коровин работал над оформлением спектаклей Большого театра, Мариинского театра и театр Ла Скала в Милане.[1]
Значительное место в творчестве Коровина занимает Париж. Городские пейзажи создаются явно под сильным влиянием французских импрессионистов.
Во время Первой мировой войны К. А. Коровин работает консультантом по маскировке в штабе русской армии.
На протяжении десятилетий К. А. Коровин участвовал в выставках художников разных направлений и объединений — передвижников, «Мира искусства», «Союза 36», Союза русских художников.
С 1901 К. А. Коровин. вместе с В. А. Серовым, преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Среди его учеников сценограф С. Ф. Николаев, будущий педагог, писатель и краевед — С. П. Волков.
В воспоминаниях одного из его учеников, Н. М. Чернышева есть несколько эпизодов, которые дают живой образ и представление о мировоззрении художника. Очень характерны в этом отношении слова, сказанные им Н. М. Чернышеву во время посещения его последним в 1903 году в гостинице у Москворецкого моста, где К. А. Коровин пребывал, поскольку был болен[2]: По-прежнему лёжа в постели, Константин Алексеевич взял мой эскиз, поставил его себе на живот и начал говорить.
«Прежде всего надо избегать литературности в живописи» — были его первые слова Однако он нашёл в нём (эскизе) много сердечности, поэзии, «Сколько любви!» — восклицал он.
Я волновался, что утомляю больного, а он рассказывал о своей молодости, как трудно им жилось... Случалось, что они голодали, но упорно работали.
«Деньги — г...., — не раз ввёртывал он крепкое словцо. — Никогда не думайте о деньгах. Они сами к вам придут... Пишите больше вот, что здесь, на улице, у вас перед глазами, — говорил он, указывая на окно и обводя взглядом комнату. — Живите в своей комнате, окружённый красками, акварелью, пастелью. ...Всем пишите, пробуйте себя во всём. Больше ешьте, будьте здоровым, весёлым, но всё для искусства. Лучше жить в норе и, терпя всякие лишения, наслаждаться своим искусством...
Знайте Веру, Надежду и Любовь, и во всех лишениях помните эти три.
Если одну из них забыл — погиб.»
После октябрьской революции в России Коровин активно занимается вопросами сохранения памятников искусства, организует аукционы и выставки в пользу освободившихся политзаключённых, продолжает также сотрудничать с театром. В 1923 художник по совету А. В. Луначарского выехал за границу и поселился во Франции.
Наряду с даром живописца Константин Алексеевич обладал и незаурядным литературным талантом. Когда утрата зрения вынудила полностью отказаться от изобразительного искусства, художник продолжал писать рассказы.
Коровин скончался в Париже 11 сентября 1939.
Большое количество работ художника хранится в Русском музее. Имеется также фильм о творчестве живописца производства Русского музея.
Наиболее известные работы
У балкона. Испанки Леонора и Ампара
Северная идиллия
Парижское кафе (1890-е)
Кафе де ла Пэ (1905)
Пристань в Гурзуфе (1914)
Базар (1916)
Осенью. Девушка
в саду. 1891
В лодке. 1888
Весна. 1917
Портрет О.Н.Алябьевой.
1889
Портрет артистки
Татьяны Спиридоновны
Любатович. 1880
У балкона. Испанки
Леонора и Ампара.
1888-1889
Летом. 1895
Бумажные фонари.
1898
Осень. 1917
Москворецкий мост. 1914
Зимние сумерки
За чайным столом. 1888
Портрет хористки. 1883
Зимнее солнышко. 1919
Портрет З.Н.Перцевой.
1921
Дама в кресле. 1917
- 10. Товарищество "Передвижников" . Идеи. Мастера.
- 11. Крамской.Репин, Перов.(биографические сведения. Основные работы)
- 12. Пейзажн. Живопись .Васильев, Саврасов, Шишкин, Левитан. Куинджи
- 13. Суриков (биографические сведения. Основные работы).
- 14. Серов (биографические сведения. Основные работы).
- 15. Врубель (биографические сведения. Основные работы).
- 16. Коровин (биографические сведения. Основные работы).
- 17. «Мир искусства»
- 18. Крупнейшие объединения : «бубнов и валет», «голубая роза», союз русских художников
- 19.Русский авангард .Кандинский. Малевич.
- 20. Искусство в 20е годы (1920)
- 21. Выдающиеся скульпторы Коненков,Вера Мухина. Выдающиеся мастера живописи Петров-Водкин,Кончаловский,Нестеров ,Сарьян
- 22. Вов в произведениях изо
- 23. Выдающиеся мастера живописи и скульптуры спб .Аникушин,моисеенко.Угаров.Мыльников