logo
Istoria_iskusstv ответы на билеты

22. Вов в произведениях изо

httpHYPERLINK "http://lib.sfu-kras.ru/news/exhibits/10_05_09.pdf"://HYPERLINK "http://lib.sfu-kras.ru/news/exhibits/10_05_09.pdf"libHYPERLINK "http://lib.sfu-kras.ru/news/exhibits/10_05_09.pdf".HYPERLINK "http://lib.sfu-kras.ru/news/exhibits/10_05_09.pdf"sfuHYPERLINK "http://lib.sfu-kras.ru/news/exhibits/10_05_09.pdf"-HYPERLINK "http://lib.sfu-kras.ru/news/exhibits/10_05_09.pdf"krasHYPERLINK "http://lib.sfu-kras.ru/news/exhibits/10_05_09.pdf".HYPERLINK "http://lib.sfu-kras.ru/news/exhibits/10_05_09.pdf"ruHYPERLINK "http://lib.sfu-kras.ru/news/exhibits/10_05_09.pdf"/HYPERLINK "http://lib.sfu-kras.ru/news/exhibits/10_05_09.pdf"newsHYPERLINK "http://lib.sfu-kras.ru/news/exhibits/10_05_09.pdf"/HYPERLINK "http://lib.sfu-kras.ru/news/exhibits/10_05_09.pdf"exhibitsHYPERLINK "http://lib.sfu-kras.ru/news/exhibits/10_05_09.pdf"/10_05_09.HYPERLINK "http://lib.sfu-kras.ru/news/exhibits/10_05_09.pdf"pdf

Живопись

С.В.Герасимов. Мать партизана. 1943.

В 1943 году Сергей Васильевич Герасимов начал писать картину Центральная

фигура картины Герасимова советская женщина. Ее не могут запугать фашистские

изверги. За нею стоит родная земля, опаленная и оскверненная врагами, но не

сломленная, не покоренная. В эпизоде драматического столкновения женщины-

патриотки и захватчика художник показал присущие советским людям мужество,

стойкость в борьбе. В 1958 году картина экспонировалась на Международной

выставке в Брюсселе и была награждена золотой медалью.

А.А. Дейнека Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года.1941

В период Великой Отечественной войны Дейнека создал напряженные и

драматичные произведения. Картина - первая в этом ряду. Пронзительный трагизм и

эмоциональная мощь живописи и графики А.Дейнеки военных лет уникальны для

русского искусства XX века

П.Д. Корин. Портрет маршала Г.К. Жукова.1945

Среди произведений художника особое место занимает портрет маршала Г.К.

Жукова. Суть портрета Жукова не исчерпывается внешним сходством, хотя оно

абсолютно. В произведении слышится гром войны и эхо Победы, в нем воплощена

гордость за людей, свято веривших в торжество добра. Изображение конкретной

личности стало портретом целой эпохи.

В.Н. Костецкий. Возвращение. 1945-1947

В 1947 году Костецкий закончил свою лучшую картину «Возвращение», задуманную

еще в годы войны. В трогательной сцене встречи с семьей вернувшегося домой

солдата, запечатленной художником, проявились свойственная искусству

Костецкого психологическая убедительность образов, умение живописца с большой

искренностью передать чувства человека.

П.А. Кривоногов. Победа.1945

Широко известная картина Кривоногова «Победа» с документальной

достоверностью воспроизводит историческую сцену падения фашистской столицы.

художник в мае 1945-го присутствовал в Берлине на апофеозе великой стойкости

советского солдата. За данную картину П.А. Кривоногову присудили

Государственную премию СССР.

М.В. Куприянов. П.Н. Крылов. Н.А. Соколов. Бегство

фашистов из Новгорода. 1944

В 1944 году Кукрыниксы приехали в освобожденный Советской Армией Новгород.

Страшная картина варварского разрушения предстала перед ними. В снегу валялись

части распиленного гитлеровцами памятника «Тысячелетие России». Израненный, с

выбоинами от снарядов стоял Собор Новгородской Софии — символ национальной

славы. Утвердить незыблемость и вечность творений русского зодчества,

бессмертность великой культуры — такую задачу поставили перед собой

художники, приступая к созданию картины. По завершенности замысла, яркости

воплощения «Бегство фашистов из Новгорода» — одно из наиболее значительных

полотен военного времени.

А.И. Лактионов. Письмо с фронта.1947

Простота и жизненность - главные черты произведения; они и в позах людей, и

в выражении улыбающихся лиц, и в самом незамысловатом сюжете: мальчик

завладел письмом и, окруженный слушателями, читает им вслух страницу за

страницей рассказ отца о фронтовой жизни. Художник утверждал своим

произведением светлое, оптимистическое начало в людях и в жизни, и это простое

и верное содержание, выраженное в понятной, доходчивой и убедительной форме,

выдвинуло картину Лактионова в ряды лучших произведений советской бытовой

живописи. В 1948 году автору была за нее присуждена Государственная премия

первой степени.

А.С. Михайлов. Горький хлеб. 1981

О детях войны создано немало произведений. Художник - грековец А. Михайлов в

картине как бы подводит нас к тяжкой судьбе детей войны.

А.А. Мыльников. Прощание. 1975

Картина заставляет ощутить, какой ценой досталась Победа. Невозможно забыть

лицо матери, провожающей сына в бой. Их будоражащие силуэты, их фигуры, их

чувства — как отзвук происходящего в миллионах семей, когда родные уходили в

огонь войны, навстречу врагу. Каждая деталь здесь емка, реальна, символична, как и

все происходящее. Сопоставление дальних обобщенных планов с этими деталями

подчеркивает значимость общего, ситуации и отдельного, с главенством облика

старой женщины как воплощенной духовности, нравственности. Глубина ее образа

соотнесена с глубиной ее чувства в наполненном войною, жестоком мире. Облик

матери дан на такой драматической ноте, что она будто олицетворяет боль, и подвиг

всех матерей.

Ю.М. Непринцев. Последняя граната. 1948

В 1947 г. Ю.М. Непринцев приступил к работе над картиной. Художник видел свою

задачу в прославлении величия души человека, он хотел ответить на вопрос –

почему в жестокой схватке с фашизмом советский народ одержал победу. В

характеристике героев картины художник подчеркивает их самоотверженную

смелость, моральную чистоту и непреклонное стремление моряков-черноморцев,

защищающих Севастополь, не отступить ни на шаг.

С.В. Рянгина. Подарки на фронт. 1943

Картины C.В. Рянгина во многом связанные с традициями русской жанровой

живописи, посвящены труду и быту простых советских людей, отмечены живостью

персонажей, умением в непритязательной форме воспроизвести типичные черты

нового.

М.И. Самсонов. Сестрица. 1954

Среди военных произведений особо выделяется картина, названная коротко, с

любовью. Наряду с мужчинами храбро, мужественно против врага воевали девушки

и женщины, и автор создал удачный образ русской девушки-медсестры, которая

ведет с передовой раненого воина с перевязанной головой и несет также его оружие.

В ее глазах – вера в победу. Вокруг – напряженный боевой пейзаж: горит подбитая

пушка, валяются стреляные гильзы, вдали угадываются очертания противотанковых

ежей. Пейзаж для этого художника – важный сопутствующий элемент, который

призван усиливать драматизм происходящего.

А.Н. Семенов. Подвиг младшего лейтенанта Николая

Шевлякова. 1985

Художник Семенов А.Н. писал городские и ландшафтные пейзажи, натюрморты,

жанровые композиции, этюды с натуры. Не смог обойти стороной тему героизма,

отваги, подвига простого человека на поле боя Великой Отечественной войны.

Произведения Арсения Семенова находятся в музеях и частных собраниях в России,

Франции, США, Финляндии, Италии, Германии и других странах.

В.С. Терещенко. 79-я гвардейская дивизия. 1988

После нападения Гитлера на Россию 22 июня 1941 года отец будущего художника

был призван на фронт, где и погиб. Мать художника с только что родившимся

Валентином, уехала в город Канск, Красноярского края, к матери отца Евдокии. В

этом городе и провел свое детство Валентин Терещенко. Канск в те времена был

центром, так называемого КРАСЛАГА (Красноярские лагеря). Удивительный

сгусток человеческих судеб, незаурядных личностей - репрессированной

интеллигенции, бандитов, пленных японцев, немцев, людей разных

национальностей, вероисповеданий, политических убеждений. В этой не простой

атмосфере формировался характер и взгляды будущего художника. Картины

В.С.Терещенко находятся в музеях и частных собраниях многих стран мира.

А.П. Ткачев, С.П. Ткачев. «Прости-прощай, родимый

дом…».1984-1988

Братья А. и С. Ткачевы работают в основном над сельской темой, и отзвуки войны в

дне села занимают значительное место в их творчестве. Ткачевы верны своему

художественному языку: широким мазкам кисти, цветности и светоносности,

доброму отношению к человеку, стремление к ясному, понятному с первого взгляда

сюжету, жизнеутверждающему оптимистическому началу.

Ф.П. Усыпенко. Ответ гвардейцев-минометчиков.1984

Художник - Заслуженный деятель искусств РСФСР. Член Союза художников СССР.

График. Военный художник Студии им. М. Б. Грекова, автор картин и диорам на

военно-патриотическую тему. Основные произведения: серия работ о военных

действиях в советско-японской войне: «На сопках Маньчжурии», «Капитуляция»,

«Переход советских войск через Большой Хинган» (1945), «Ответ гвардейцев-

минометчиков» (1948), «Бой под Моздоком» (1950), «Сталинградская панорама»

(1962), «Партизаны» (1977).

Графика

Плакат Великой Отечественной войны — одно из самых запоминающихся и ярких

художественных событий культуры ХХ века. Его убедительность и высокий

патриотический пафос во многом объясняются профессионализмом советских

художников-плакатистов, их большим жизненным опытом и умением ясно говорить

средствами плакатной графики. Сегодня, спустя десятилетия со времени его

создания, плакат 1941–1945 годов остался искусством нестареющим, острым,

боевым и призывным.

Н.Н. Жуков. В.С. Климашин. Отстоим Москву!

Плакат.1941

Суровые испытания выпали на долю защитников Москвы осенью 1941 года, когда

враг вплотную приблизился к столице. В эти дни был создан графический лист,

ставший бесспорным шедевром: плакат Н.Жукова и В.Климашина «Отстоим

Москву!». Авторы пошли по пути художественного обобщения и придали воину

черты народного героя, находящегося на высочайшем эмоциональном подъеме и

призывающего отстоять от врага не только столицу, но и свободу всей страны.

Н.Н. Жуков. Немецкий танк здесь не пройдет. Плакат.

1942

Бесстрашие, героизм и фронтовое братство советских воинов воспели плакаты

Н.Жукова «Немецкий танк здесь не пройдет!»,

Н.Н. Жуков. Бей насмерть! Плакат. 1942

Художник Н.Жуков в своей работе «Бей насмерть!», поместил этот плакат на стену

дома, который защищал от врага красноармеец-пулеметчик.

И.М. Тоидзе. Родина-мать зовет! Плакат. 1941

«Родина-мать зовёт!» — знаменитый плакат времён Великой Отечественной войны,

созданный художником Ираклием Тоидзе в конце июня 1941 года. Идея создания

собирательного образа матери, призывающей на помощь своих сыновей, пришла ему

в голову совершенно случайно. Услышав первое сообщение Совинформбюро о

нападении фашистской Германии на СССР, супруга Тоидзе вбежала к нему в

мастерскую с криком «Война!». Пораженный выражением ее лица, художник

приказал жене замереть и тут же принялся делать наброски будущего шедевра.

Образ «Родины-матери» в дальнейшем стал одним из самых распространённых

образов советской пропаганды.

Скульптура

Е.В. Вучетич. Памятник Герою Советского Союза

А. Матросову. 1951

В Великих Луках, на левом берегу Ловати, рядом с крепостью, высится

скульптурный памятник Герою Советского Союза рядовому Александру Матросову.

Памятник открыт 25 июля 1954 года. Авторы его – скульптор В.Е. Вучетич и

архитектор В.А. Артамонов. Памятник сооружен на могиле Александра Матросова.

Останки героя были перевезены в Великие Луки из деревни Чернушки, где он

совершил свой бессмертный подвиг. Бронзовая статуя высится на гранитном

постаменте. Высота статуи – 4,2 метра, постамента – 4, 32 метра. На памятнике –

мемориальная надпись: «Александр Матросов. 1924 – 1943 гг. 23 февраля 1943 года

гвардии рядовой А.М. Матросов в решающую минуту боя с немецко-фашистскими

захватчиками за д. Чернушки пожертвовал собой и тем обеспечил успех

наступающего подразделения». Памятник стоит на площади, названной именем

Героя.

Е.В. Вучетич. Памятник – ансамбль героям

Сталинградской битвы.1960-1967. Мамаев курган.

Волгоград

Один из наиболее масштабных и грандиозных монументов – памятник-ансамбль

Героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане в Волгограде. Гигантская

скульптура Матери-Родины господствует не только над курганом, но и над всем

городом.

Е.В. Вучетич. Памятник-ансамбль «Воинам Советской

Армии, павшим в боях с фашизмом».1946-1949. Трептов

- парк. Берлин

Под руководством В. был создан величеств, памятник-ансамбль в берлинском

Трептов -парке, олицетворяющий высокое благородство освободит, миссии сов.

народа

А.П. Кибальников. А.О. Бембель. Жажда.1971.Берлин

В Брестской крепости в 1971 году создан величественный мемориальный комплекс,

увековечивший бессмертный подвиг ее защитников. Здесь похоронены останки 850

погибших героев. Композиция "Жажда" мемориального комплекса Брестской

крепости, запечатлевшая один из драматических эпизодов обороны крепости.