2.2. Направления дизайн-деятельности, существующие и перспективные
Направления проектной практики дизайна различаются по ориентации, целям, масштабности решаемых проблем и конкретных задач дизайн-проектирования.
Прежде всего они определяются степенью структурной сложности и составом элементов объекта проектирования, т.е. задачей разработки или отдельного изделия, или набора (комплекта) изделий, или ансамбля, или комплекса (системы) изделий, или предметно-процессуальных систем (дизайн-программ).
Далее, эти направления различаются по требуемой степени новизны, оригинальности разработки. Это могут быть задачи либо чисто стилевой модернизации, основанной на совершенствовании в той или иной степени потребительских свойств объекта разработки, либо проектирования объекта с новой комбинацией известных функций или качественно новой функцией (функциями), либо создания объекта на основе принципиально нового конструктивно-технологического решения, обусловливающего новизну структуры и формы произведения дизайна, не имеющего аналогов и прототипов.
Наконец, направления дизайн-проектирования делятся на уже освоенные практикой дизайна, современные, и те, которые еще пока мало освоены, но на основе прогнозов развития дизайна могут быть распространены в будущем, т. е. перспективные.
Таким образом типологическая структура современных направлений дизайн-проектирования может быть представлена следующими типами:
− дизайн отдельных изделий (массовый и единичный);
− дизайн комплектов изделий (наборов) или их ансамблей;
− дизайн комплексов (предметных систем) изделий;
− дизайн предметно-процессуальных систем (дизайн-программ).
В первых двух из них объекты могут обладать разной степенью новизны разработок (от стилевой модернизации до создания изделий, функционально-технически и морфологически по-настоящему оригинальных, не имеющих прототипов).
В двух последних направлениях (и особенно в разработках дизайн-программ) преобладают объекты с высокой степенью новизны и оригинальности, не утрачиваемой ко времени промышленного освоения этих сложных комплексных объектов и выпуска их на рынки сбыта.
Перспективными направлениями дизайна являются:
− экологический дизайн – участие средствами и методами дизайна в решении социально актуальных задач защиты окружающей природной среды (и самих людей) от последствий ее загрязнения отходами техногенной цивилизации и нарушения экологического равновесия в биотехносфере как с позиций ценностей природы, так и культуры;
Обеспечение экологической чистоты конструкционных и отделочных материалов, применяемых для изделий – объектов дизайна, экологичности процессов производства и потребления (с учетом проблемы утилизации отходов) и состояния предметной среды разных сфер жизнедеятельности людей;
− биодизайн – проектные разработки морфологически биоподобных структур и форм изделий (механоорганизмов), по аналогии с архитектурной и инженерной бионикой, на основе систематического и целенаправленного изучения законов и принципов формообразования в живой природе, включающих положения биоморфологии, биомеханики, бионики, этологии (науки о поведении живых организмов в природе) и синергетики (науки о принципах самоорганизации систем);
− футуродизайн – перспективное дизайн-проектрование, обусловленное научно-технически, социально-культурно и интуитивно-творчески; инновационное проектное прогнозирование, ориентированное на разные уровни-стадии развития науки, техники, экономики, социальной сферы общества будущего; моделирование в футурологических дизайн-проектах концепций предметной среды будущего, отражающих прогнозируемые изменения ценностных ориентиров, материальных и духовных потребностей, образа жизни общества в целом, его макро- и микрогрупп, индивидов в разных областях жизнедеятельности людей;
− кибернетико-эвристический дизайн – целенаправленное использование в инновационном дизайн-проектировании закономерностей и методов эвристики (дисциплины, способствующей развитию и активизации творческого мышления и повышению эффективности решения проектных задач нестандартными способами), а также широких возможностей информационных технологий, соответствующей компьютерной техники и специфического дизайнерского программного обеспечения. Ориентирован на формирование качественно новых методов и средств развития творческой фантазии, изобретательности дизайнеров, обогащение их проектной культуры, расширение ее горизонтов в целях наиболее эффективного генерирования оригинальных и перспективных новаторских дизайн-концепций и художественно-конструкторских предложений.
- 070601 − «Дизайн»
- Введение
- 1. Ключевые понятия, термины и определения, рабочие категории дизайна
- 1.1. Дизайн. Этимология, смысл и определения понятия. Термины практики и теории дизайна
- 1.2. Сущность понятий «предмет дизайна» и «объекты дизайна». Их определения
- 1.3. Смысл и определения понятий «методический идеал» и «основной метод дизайна»
- 1.4. Основные рабочие категории дизайна. Их сущность, определения, взаимосвязь
- 2. Типология дизайн-деятельности
- 2.1. Области дизайн-деятельности и субъекты дизайна
- 2.2. Направления дизайн-деятельности, существующие и перспективные
- 2.3. Специализация дизайн-деятельности по классам, группам и видам объектов дизайна
- 2.4. Систематизация видов дизайна по отношению к категориям «утилитарное» и «эстетическое»
- 3. Цель, функции и задачи дизайна
- 3. 1. Основная цель дизайна, ее смысл и определение
- 3.2. Типология функций дизайна. Их сущность, определения, взаимосвязь
- 3.3. Социально значимые задачи дизайна. Их обусловленность его функциями
- 4. Принципы и закономерности дизайна
- 4.1. Сущность и определения основных принципов дизайна
- 4.2. Система категорий, выражающих закономерности дизайна во взаимосвязи с его принципами
- И закономерностей дизайна
- 5. Композиционное формообразование в дизайне
- . Сущность и определение художественно-конструкторского формообразования
- 5.2. Система основных факторов композиционного формообразования объектов дизайна
- Композиция как инструмент гармонизации структуры и формы объектов дизайна
- 5.4. Формирование художественной образности объектов дизайна
- 6.2. Дизайн в семействе архитектонических искусств как видов предметного художественного творчества
- Заключение
- Библиографический список
- Содержание
- Медведев Всеволод Юрьевич Сущность дизайна
- 191028, С.- Петербург, ул. Моховая, 26