1.2. Сущность понятий «предмет дизайна» и «объекты дизайна». Их определения
Специфика сущности дизайна как одного из видов проектно-творческой деятельности может быть выявлена при уяснении того, на что направлена дизайн-деятельность, каков аспект этой деятельности, в чем ее отличие от инженерного проектирования и художественного творчества (в сфере изобразительных искусств), в чем родство с творчеством в архитектуре и прикладных искусствах при определенных видовых различиях.
Ориентация дизайнерского творчества, его аспект были, в принципе, верно раскрыты в упоминавшихся в подразд. 1.1 определениях дизайна, сформулированных Томасом Мальдонадо и Г. Б. Минервиным, при отмеченных там же недостатках их дефинирования. В этих дефинициях неудачным является выражение: «определение формальных качеств предметов…».
Во-первых, это вызывает ассоциации с формально-эстетическим подходом к разработке объектов, хотя авторы формулировок понятия «дизайн» и уточняют, что имеют в виду не только внешний вид объектов дизайна, но и их функционально обусловленную структуру, отражающую единство формы и сущности вещи. Во-вторых, дизайнеры не определяют, а формируют соответствующие свойства объектов разработки в процессе их композиционного формообразования. Совокупность этих свойств, проявляясь в неразрывности красоты и пользы, предстает как потребительское качество, потребительная ценность вещи для тех, в расчете на кого она спроектирована. В этом и проявляется специфика предмета дизайн-проектирования.
Предметом дизайнерской деятельности является создание гармоничной, содержательной и выразительной формы объекта, в которой отражается целостное значение его потребительной ценности.
Инженерное проектирование ориентировано на техническую реализацию рабочей функции объекта разработки при соблюдении требований конструктивности, технологичности, экономичности его изготовления в промышленном производстве. Удовлетворяя требования рентабельности производства, инженер-конструктор одновременно стремится к удовлетворению требований потребителя (эксплуатационника, пользователя) объекта, воплощаемых в свойствах функциональности, надежности, долговечности, безопасности, удобства в эксплуатации (эргономичности) в той мере, в какой достижение этих свойств может быть обеспечено измерительно-расчетными и экспериментально-регистрационными методами.
Как правило, инженер не ставит задачи достижения эстетического совершенства объекта разработки, поскольку это прерогатива художника-конструктора, с которым он сотрудничает. Многие потребительские свойства разрабатываемого объекта являются либо результатом совместной проектно-творческой деятельности инженера и дизайнера (иногда и эргономиста), либо плодом только инженерного проектирования. В технически несложных объектах опытный квалифицированный дизайнер самостоятельно способен решать задачи обеспечения высокого уровня практически всех потребительских свойств проектируемого объекта соответствующего вида и типа, прибегая при необходимости к консультациям специалистов и (или) справочной литературе.
Творческая деятельность в сфере изобразительных искусств направлена на духовно-ценностное отражение всего мира, окружающего человека, многих форм человеческого бытия, духовного мира самого человека, его деятельности, переживаний, миропонимания, мироощущения, идеалов. Это отражение реализуется через призму индивидуального отношения художника к изображаемому с учетом специфики воплощения художественного замысла в конкретных видах и жанрах искусств.
Дизайн же не изображает мир и человека во всем многообразии проявлений его бытия, а выражает отношение к человеку и значение, смысл для человека всех тех объектов, которые им проектируются.
Кроме того, в дизайне (как и в архитектуре, и инженерном проектировании) творческий труд придумывания объекта разработки отделен от реализации творческого замысла в материале на основе соответствующих технологий машинного производства.
Если художник изобразительного или прикладного искусства, как правило, сам воплощает свой творческий замысел в материале (методами ручного ремесленного труда), то замысел дизайнера, воплощенный в проекте (графической документации, макете, модели, авторском образце), реализуется другими людьми по аналогии с процессом внедрения проекта в инженерной и архитектурной творческой деятельности.
Объектом дизайна может стать практически любое техническое промышленное изделие (комплект, ансамбль, комплекс, система) в любой сфере и среде жизнедеятельности людей, где социально-культурно обусловлено (в той или иной мере) человеческое общение.
Следует отметить, что фактор человеческого общения вообще обусловливает потребность в красоте не только в сфере предметного художественного творчества, но и во всем многообразном мире искусств. Чем выше роль этого общения, тем выше потребность в красоте, и наоборот.
Произведения художественного творчества стимулируют духовный контакт, сопереживание, духовное взаимодействие людей, их активность в процессе эстетического восприятия, выявления смыслового содержания художественного образа и эстетического наслаждения произведением (при соответствии данного объекта эстетическим запросам, ценностям, идеалам субъектов эстетического отношения).
За пределами сферы дизайнерского творчества остаются сугубо технические объекты, которые (вне зависимости от степени их сложности) ориентированы лишь на утилитарно-функциональные контакты человека с ними: не предполагают межличностного духовного общения людей в процессе их использования и восприятия, не рассчитаны на роль артефактов материально-художественной культуры. Это могут быть и структурные элементы технических объектов (блоки, узлы, детали, механизмы), скрытые от их постоянного зрительного восприятия человеком внутри корпуса, кожуха, футляра изделия, имеющего закрытую (частично или полностью) объемно-пространственную структуру.
Разумеется, не являются объектами дизайна такие объекты, которые относятся к сфере разнообразного инженерно-технического строительства и гражданской архитектуры (градостроение, домостроение, создание общественных зданий разного назначения с их инфраструктурой).
Тем не менее, за истекший век дизайн освоил немало объектов проектирования, относившихся ранее к сфере деятельности архитекторов. Это – интерьеры разных видов общественных, жилых, производственных зданий; вся сфера транспорта (всех его видов); «архитектура малых форм» (ныне – «дизайн предметной городской среды»); ландшафтная и садово-парковая архитектура; оформление массовых празднеств, спортивных соревнований, экспозиций, шоу, презентаций и т. п. Нередко здесь дизайнеры сотрудничают с архитекторами.
Что касается разделения или взаимопроникновения сфер творчества дизайнеров и художников декоративно-прикладного искусства, то оно обусловлено как видами объектов разработки, так и подходом к их созданию, определяемым социально-культурной ролью тех или иных вещей в предметном окружении человека.
Естественно, что художники декоративно-прикладного искусства не занимаются многочисленными группами, видами и типами изделий производственного, общественного и бытового назначения, порожденными научно-техническим прогрессом, не имеющими аналогов в доиндустриальную эпоху предметного творчества, производство которых возможно и рационально только машинным способом. Хотя некоторые, некогда традиционные для ремесленного творчества группы изделий бытового назначения (различные ткани, мебель, светильники, посуда, одежда и обувь) уже давно стали объектами машинного производства и дизайнерского творчества.
Среди изделий бытового назначения есть такие, которые в зависимости от подхода к их художественному освоению могут быть как объектами дизайна для их массового производства, так и объектами прикладного искусства или народных художественных промыслов для их мелкосерийного или индивидуального изготовления кустарным ремесленным способом. Если в дизайне таких изделий превалируют соображения конструктивности, технологичности, экономичности серийного производства (сочетаемые с возможной в таком производстве вариантностью формы, цвета, декоративного рисунка в различных моделях изделий одного вида и типа в их ассортименте), то в декоративно-прикладном искусстве приоритет остается за индивидуализацией художественного решения изделий, а также различных способов и приемов их выполнения и отделки.
Как правило, такими объектами могут быть традиционные для прикладного искусства, технически несложные вещи утилитарного, утилитарно-декоративного или чисто декоративного назначения. Например: некоторые изделия мебели; декоративные светильники; керамическая и стеклянная посуда; штучные текстильные изделия; небольшие изделия из металла, древесины, камня, кости, керамики, стекла, кожи, меха, тканей, трикотажа, используемые как для украшения помещений, так и для украшения человека (ювелирные изделия, бижутерия); некоторые виды игрушек; различные виды сувенирных и подарочных изделий из разнообразных материалов и т. п.
- 070601 − «Дизайн»
- Введение
- 1. Ключевые понятия, термины и определения, рабочие категории дизайна
- 1.1. Дизайн. Этимология, смысл и определения понятия. Термины практики и теории дизайна
- 1.2. Сущность понятий «предмет дизайна» и «объекты дизайна». Их определения
- 1.3. Смысл и определения понятий «методический идеал» и «основной метод дизайна»
- 1.4. Основные рабочие категории дизайна. Их сущность, определения, взаимосвязь
- 2. Типология дизайн-деятельности
- 2.1. Области дизайн-деятельности и субъекты дизайна
- 2.2. Направления дизайн-деятельности, существующие и перспективные
- 2.3. Специализация дизайн-деятельности по классам, группам и видам объектов дизайна
- 2.4. Систематизация видов дизайна по отношению к категориям «утилитарное» и «эстетическое»
- 3. Цель, функции и задачи дизайна
- 3. 1. Основная цель дизайна, ее смысл и определение
- 3.2. Типология функций дизайна. Их сущность, определения, взаимосвязь
- 3.3. Социально значимые задачи дизайна. Их обусловленность его функциями
- 4. Принципы и закономерности дизайна
- 4.1. Сущность и определения основных принципов дизайна
- 4.2. Система категорий, выражающих закономерности дизайна во взаимосвязи с его принципами
- И закономерностей дизайна
- 5. Композиционное формообразование в дизайне
- . Сущность и определение художественно-конструкторского формообразования
- 5.2. Система основных факторов композиционного формообразования объектов дизайна
- Композиция как инструмент гармонизации структуры и формы объектов дизайна
- 5.4. Формирование художественной образности объектов дизайна
- 6.2. Дизайн в семействе архитектонических искусств как видов предметного художественного творчества
- Заключение
- Библиографический список
- Содержание
- Медведев Всеволод Юрьевич Сущность дизайна
- 191028, С.- Петербург, ул. Моховая, 26