4. Классический период
Хронологические рамки этого периода – 480–323 гг. до н. э. Это время покорения Александром Македонским обширнейших областей. В мировоззрении греков наметился новый подход к восприятию внешнего мира и новых форм его художественного выражения. Греческой культуре был не свойственен узкий профессионализм. Больших успехов достигли математика, астрономия, скульптура, живопись. В этот период развивается драматургия. Возникновение греческого театра было связано с культом Диониса – бога виноделия. Актеры выступали в козлиных шкурах, и поэтому этот жанр назвали «трагедия». Известными драматургами этого времени были Эсхил, Софокл, Еврипид. Из прозаических жанров процветала риторика. В трагедии получило наиболее полное выражение такое понятие, как катарсис (от греч. «очищение»): облагораживание людей, освобождение души от «скверны» или болезненных аффектов.
Из философских проблем на первый план выдвигалась проблема места человека в мире. Также затрагивались и другие философские проблемы, например проблема бытия или первоосновы мира.
Афины V в. поражают своей размашистостью монументального строительства. Были воздвигнуты Парфенон, Пропилеи, храм Афины Победительницы. Создателям Парфенона Иктину и Калликрату удалось достичь подлинной гармонии и совершенства. Акрополь возвышался над городом и символизировал свободу демократического государства. Образцом классического совершенства стала скульптура этого периода. Идеал человеческой личности воплощен скульптором Фидием в статуях Афины Пар-фенос и Зевса Олимпийского. Современниками Фидия были Мирон – автор статуи «Дискобол» – и Поликлет, создатель статуи «Канон», где человек изображен таким, каким он должен быть в реальной жизни. Новые традиции в искусстве пронизывают практически все области и отрасли. Эрехтейон (конец V в.) построен немного в ином стиле. Он сложен и асимметричен, его нужно обойти кругом, чтобы воспринять его архитектурные формы. Меняются требования, предъявляемые к скульптуре, что выразилось в творчестве Праксителя, Скопаса и Лисиппа. Скульптуры Праксителя «Гермес с младенцем Дионисом» и «Афина Книдская» отвечают прежде всего эстетическим потребностям. Они являются носителями утонченной красоты и изящества. В образах Скопаса выражается новое отношение греков к миру, утрата его ясности и гармонии.
Человек стал остро ощущать трагические конфликты. Раздробленность греческих городов привела во второй половине IV в. к завоеванию их Македонией.
Художники этого времени стали всецело зависеть от частных заказов. Придворным мастером Александра Македонского был Лисипп.
Он разработал новый канон искусства, который в полной мере воплотился в скульптуре «Апоксиомен».
Новыми стали пропорции человеческого тела. Лисипп показывает человека возбужденного неудачной борьбой и уставшего от нее. И то и другое состояние получает право на пластическое выражение.
Особенностью греческой культуры становится состязательный характер. Греческий агон – борьба, состязание – олицетворял характерные черты свободного грека. Наиболее ярким выражением античного агона стали олимпийские игры. В греческом агоне берет свое начало диалектика – умение вести борьбу.
- 2. Состав и структура культурологического знания
- Лекция 2. Культурология и философия культуры, социология культуры
- 1. Основные течения и школы в западной философии культуры XIX–XX вв.
- 2. Философия культуры в России в XIX–XX вв.
- 3. Социология культуры
- Лекция 3. Культурная антропология. Культурология и история культуры
- 1. Культурная антропология
- 2. Культурология и история культуры
- 3. Художественный стиль как символическое выражение души культуры
- Лекция 4. Теоретическая и прикладная культурология
- 1. Теоретические исследования в культурологии
- 2. Прикладные исследования в культурологии
- Лекция 5. Методы культурологических исследований
- 1. Своеобразие культурологии как комплексной науки
- 2. Методы культурологических исследований
- 3. Основные формы духовной культуры
- Лекция 6. Культурология как наука о культуре
- 1. Культура как предмет культурологии
- 2. Формирование понятия «культура» и его философское осмысление
- 3. Понятие «культура» в языках различных наук и в разговорном языке
- Лекция 7. Взаимосвязь культуры и цивилизации
- 1. Формирование и основные значения понятия «цивилизация»
- 2. Типы цивилизаций
- 3. Специфика и основные черты техногенной цивилизации
- 4. Взаимосвязь понятий «культура» и «цивилизация»
- Лекция 8. Основные понятия культурологии
- 1. Культурогенез (происхождение и развитие культуры)
- 2. Культурные ценности и нормы
- 3. Динамика культуры
- 4. Модернизация культуры
- 5. Морфология культуры
- 6. Культурные традиции
- Лекция 9. Модели культуры
- 1. Классическая и современная модели культуры
- 2. Массовая и элитарная культуры
- 3. Субкультура и контркультура
- 4. Культура как система знаков
- 5. Информационное определение культуры
- Лекция 10. Типология культур
- 1. Типология культуры
- 2. Этнический и национальный типы культуры
- 3. «Восток – Запад» в культурологии
- 4. Россия и тип ее культуры
- Лекция 11. Локальные культуры
- 1. Локальные культуры как модель развития человечества. Концепция культурно-исторических типов (н.Я. Данилевский)
- 2. Локальные культуры и локальные цивилизации (о. Шпенглер и а. Тойнби)
- 3. Теория культур-цивилизаций с. Хантингтона
- Лекция 12. Место и роль россии в мировой культуре
- 1. Культура России и русский национальный характер
- 2. Славянский элемент культуры России
- 3. Православные мотивы культуры России: самобытное и заимствованное
- 4. «Москва – третий Рим» как воплощение идей мессианства в русской культуре
- 5. Западники и славянофилы о русской культуре и исторической судьбе России
- Лекция 13. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе
- 1. Факторы и механизмы трансформации культуры
- 2. Универсализация и трансформация культуры в эпоху глобализации
- 3. Рутинизация и виртуализация культуры
- 4. Глобализация как основание межкультурного диалога
- Лекция 14. Культура и социум
- 1. Культура и природа
- 2. Культура и общество
- 3. Культура и глобальные проблемы современности
- 4. Культура и личность
- 5. Социализация и инкультурация
- Раздел II. История мировой художественной культуры Лекция 15. Особенности древних культур
- 1. Первобытная культура
- 2. Особенности великих культур древности (Шумер и Древний Египет)
- Лекция 16. Культура античности
- 1. Культура античности
- 2. Древняя Греция
- 3. Эпоха архаики и ее культурные достижения
- 4. Классический период
- 5. Эллинская культура
- 6. Культура Древнего Рима
- Лекция 17. Культуры Востока
- 1. Культура Арабского халифата
- 2. Культура Древней Индии
- 3. Культура Китая
- 4. Культура Японии
- Лекция 18. Культура Европы
- 1. Культура Византии
- 2. Культура средневековой Европы
- 3. Культура эпохи Возрождения
- 4. Европейская культура эпохи Просвещения
- Лекция 19. Культура России IX–XIX вв
- 1. Культура Древней Руси
- 2. Культура Московского государства (XIV–XVII вв.)
- 3. Русская культура XVIII в.
- 4. Золотой век культуры России
- Лекция 20. Культура советского государства
- 1. Специфика культуры в России послереволюционного периода
- 2. Культура ссср в 1930-1950-е гг.
- 3. Культура Советского государства в 60-80-е гг. XX в.
- 4. Проблема современной российской культуры
- Раздел III. Приложение
- 1. Концепция происхождения культуры ф.Ницше
- 2. Взгляды а.Тойнби на теорию человеческой цивилизации
- 3. Теория культуры н.Бердяева
- 4. З. Фрейд и его концепция сознательного и бессознательного
- 5. Культурологическая концепция н.Я.Данилевского
- 6. Философская концепция функционирования культуры о.Шпенглера
- 7. Теория суперсистем п.А.Сорокина
- 8. Преодоление идей катастрофизма к. Ясперсом
- 9. Концепция культурных архетипов е.Г.Юнга
- 10. Культурологическая концепция д.Б. Вико
- 11. Йохан Хейзинга. Xomo ludens
- 12. Умберто Эко. От интернета к гуттенбергу (пер. М.С. Атчиковой)
- (Пер. Н.Н. Ефремова)
- 14. Мишель Фуко. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы (пер. В.А. Шкуратова)
- 15. Роберт Бертон. Анатомия меланхолии (пер. В.А. Шкуратова)
- Библиография