1. Специфика культуры в России послереволюционного периода
Один из наиболее неоднозначных периодов в развитии русской культуры – это период послереволюционной культуры. Негативные черты этого времени:
1) разрушение и уничтожение культурных памятников прошлого;
2) разделение русской культуры на непосредственно советскую и культуру русского зарубежья;
3) гибель множества людей.
Также позитивными явлениями были:
1) развитие просвещения;
2) электрификация и индустриализация;
3) активная правительственная поддержка развития «новой» культуры. Культура нового государства была призвана служить народу и прежде всего пролетариату. 20-30-е гг. XX в. ознаменованы функционированием Пролеткульта.
Составной частью программы культурной революции были вопросы отношения к культурному наследию и к отечественной интеллигенции. Важнейшие задачи «культурной революции»:
1) ликвидация неграмотности в масштабах всей страны;
2) приобщение народа к выработанному человечеством духовному богатству;
3) создание новой советской интеллигенции из трудящихся.
В программе коммунистической партии оговаривались меры по широкой демократизации культуры. В 1917 г. в собственность и распоряжение народа перешли Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея, Оружейная палата и т. д. В то же время революционные потрясения нанесли урон отечественной культуре, выраженный в:
1) массовом переименовании городов, улиц, площадей и т. д., имевших богатую историю;
2) разрушении памятников, якобы символизировавших власть старого режима;
3) разрушении православных храмов, монастырей, сжигании икон, церковных рукописных книг, организованном вскрытии святых мощей;
4) изъятии церковного достояния;
5) упразднении старинных кладбищ.
С первых же дней советская власть стремилась к ограничению возможностей интеллигенции к участию в общественной и политической жизни страны. Утвержденный в 1922 г. Главлит был призван осуществлять контроль и предупреждать «враждебные выпады» против большевиков. Репертуар театров и зрелищных мероприятий контролировал Главрепертком. В 1919 г. был основан Госиздат, национализированы киноиндустрия и театры. В то же время нельзя говорить о падении уровня произведений культуры.
Художественные символы новой эпохи:
1) первая советская поэма о революции «Двенадцать» А. Блока;
2) первый спектакль на советскую тему «Мистерия-буфф» В. Маяковского;
3) картина Б. Кустодиева «Большевик»;
4) плакат Моора «Ты записался добровольцем?» и т. д. Мастера культуры были вовлечены в процесс создания культа Советского государства. Люди, изначально не принявшие русскую революцию, были вынуждены эмигрировать. Почти весь цвет русской интеллигенции оказался за границей. Среди них литераторы И. Бунин, А. Куприн, И. Шмелев, М. Цветаева, И. Северянин, К. Бальмонт и др., композиторы И. Стравинский, П. Прокофьев, С. Рахманинов и др., художники Л. Бакст, К. Сомов, Н. Рерих, А. Бенуа и др., выдающиеся деятели театра. Славу русской культуры они преумножали уже за рубежом.
- 2. Состав и структура культурологического знания
- Лекция 2. Культурология и философия культуры, социология культуры
- 1. Основные течения и школы в западной философии культуры XIX–XX вв.
- 2. Философия культуры в России в XIX–XX вв.
- 3. Социология культуры
- Лекция 3. Культурная антропология. Культурология и история культуры
- 1. Культурная антропология
- 2. Культурология и история культуры
- 3. Художественный стиль как символическое выражение души культуры
- Лекция 4. Теоретическая и прикладная культурология
- 1. Теоретические исследования в культурологии
- 2. Прикладные исследования в культурологии
- Лекция 5. Методы культурологических исследований
- 1. Своеобразие культурологии как комплексной науки
- 2. Методы культурологических исследований
- 3. Основные формы духовной культуры
- Лекция 6. Культурология как наука о культуре
- 1. Культура как предмет культурологии
- 2. Формирование понятия «культура» и его философское осмысление
- 3. Понятие «культура» в языках различных наук и в разговорном языке
- Лекция 7. Взаимосвязь культуры и цивилизации
- 1. Формирование и основные значения понятия «цивилизация»
- 2. Типы цивилизаций
- 3. Специфика и основные черты техногенной цивилизации
- 4. Взаимосвязь понятий «культура» и «цивилизация»
- Лекция 8. Основные понятия культурологии
- 1. Культурогенез (происхождение и развитие культуры)
- 2. Культурные ценности и нормы
- 3. Динамика культуры
- 4. Модернизация культуры
- 5. Морфология культуры
- 6. Культурные традиции
- Лекция 9. Модели культуры
- 1. Классическая и современная модели культуры
- 2. Массовая и элитарная культуры
- 3. Субкультура и контркультура
- 4. Культура как система знаков
- 5. Информационное определение культуры
- Лекция 10. Типология культур
- 1. Типология культуры
- 2. Этнический и национальный типы культуры
- 3. «Восток – Запад» в культурологии
- 4. Россия и тип ее культуры
- Лекция 11. Локальные культуры
- 1. Локальные культуры как модель развития человечества. Концепция культурно-исторических типов (н.Я. Данилевский)
- 2. Локальные культуры и локальные цивилизации (о. Шпенглер и а. Тойнби)
- 3. Теория культур-цивилизаций с. Хантингтона
- Лекция 12. Место и роль россии в мировой культуре
- 1. Культура России и русский национальный характер
- 2. Славянский элемент культуры России
- 3. Православные мотивы культуры России: самобытное и заимствованное
- 4. «Москва – третий Рим» как воплощение идей мессианства в русской культуре
- 5. Западники и славянофилы о русской культуре и исторической судьбе России
- Лекция 13. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе
- 1. Факторы и механизмы трансформации культуры
- 2. Универсализация и трансформация культуры в эпоху глобализации
- 3. Рутинизация и виртуализация культуры
- 4. Глобализация как основание межкультурного диалога
- Лекция 14. Культура и социум
- 1. Культура и природа
- 2. Культура и общество
- 3. Культура и глобальные проблемы современности
- 4. Культура и личность
- 5. Социализация и инкультурация
- Раздел II. История мировой художественной культуры Лекция 15. Особенности древних культур
- 1. Первобытная культура
- 2. Особенности великих культур древности (Шумер и Древний Египет)
- Лекция 16. Культура античности
- 1. Культура античности
- 2. Древняя Греция
- 3. Эпоха архаики и ее культурные достижения
- 4. Классический период
- 5. Эллинская культура
- 6. Культура Древнего Рима
- Лекция 17. Культуры Востока
- 1. Культура Арабского халифата
- 2. Культура Древней Индии
- 3. Культура Китая
- 4. Культура Японии
- Лекция 18. Культура Европы
- 1. Культура Византии
- 2. Культура средневековой Европы
- 3. Культура эпохи Возрождения
- 4. Европейская культура эпохи Просвещения
- Лекция 19. Культура России IX–XIX вв
- 1. Культура Древней Руси
- 2. Культура Московского государства (XIV–XVII вв.)
- 3. Русская культура XVIII в.
- 4. Золотой век культуры России
- Лекция 20. Культура советского государства
- 1. Специфика культуры в России послереволюционного периода
- 2. Культура ссср в 1930-1950-е гг.
- 3. Культура Советского государства в 60-80-е гг. XX в.
- 4. Проблема современной российской культуры
- Раздел III. Приложение
- 1. Концепция происхождения культуры ф.Ницше
- 2. Взгляды а.Тойнби на теорию человеческой цивилизации
- 3. Теория культуры н.Бердяева
- 4. З. Фрейд и его концепция сознательного и бессознательного
- 5. Культурологическая концепция н.Я.Данилевского
- 6. Философская концепция функционирования культуры о.Шпенглера
- 7. Теория суперсистем п.А.Сорокина
- 8. Преодоление идей катастрофизма к. Ясперсом
- 9. Концепция культурных архетипов е.Г.Юнга
- 10. Культурологическая концепция д.Б. Вико
- 11. Йохан Хейзинга. Xomo ludens
- 12. Умберто Эко. От интернета к гуттенбергу (пер. М.С. Атчиковой)
- (Пер. Н.Н. Ефремова)
- 14. Мишель Фуко. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы (пер. В.А. Шкуратова)
- 15. Роберт Бертон. Анатомия меланхолии (пер. В.А. Шкуратова)
- Библиография