4. Глобализация как основание межкультурного диалога
Несмотря на пессимистические прогнозы, внутри глобальной культуры формируются и сосуществуют различные позиции и точки зрения, и это не делает всех людей одинаковыми. Глобализация не устраняет разнообразия способов жизни людей, она лишь создает новые формы, которые частично интегрируют предшествующие.
Процесс глобализации культуры реализуется в настоящее время в разных формах во всех областях человеческой деятельности: экономике, политике, науке, искусстве, спорте, туризме, личных контактах и т. д.
Ни одна культура, социальная группа или этническая общность не остаются в стороне от этого процесса. При этом наиболее значимые изменения происходят в трех самых важных сферах человеческой жизнедеятельности:
1) в сфере новых технологий и информационных систем (системе коммуникаций);
2) в области этнических отношений на планете;
3) в процессе развития мировой экономической системы. Современные технические достижения существенно расширили межкультурные контакты благодаря созданию новых транспортных средств и новых форм коммуникации.
Резко возросла подвижность людей: сверхзвуковые самолеты могут доставить сегодня человека в любую точку планеты за считанные часы.
Результатом этого стала доступность непосредственных контактов с культурами, которые ранее казались загадочными и странными.
При прямом контакте с ними различия осознаются не только в одежде, пищевом рационе, кухонной утвари, но и в восприятии времени и пространства, в отношении к женщинам и старикам, в способах и средствах ведения дел и т. д.
Однако особенно важную роль в развитии культурного взаимодействия сыграли новые средства массовой коммуникации. Космические спутники позволили людям получать информацию из всех регионов мира.
О значении этой формы коммуникации убедительно свидетельствуют такие данные: в наши дни в мире насчитывается 1,2 млрд телевизоров и 180 млн персональных компьютеров.
Сегодня интенсивно создается мировая телевизионная система ABC с круглосуточным вещанием, передачи которой будут первоначально принимать телезрители в 90 странах мира.
В свою очередь развитие спутниковой связи привело к созданию системы Интернет, которая в настоящее время является самой быстроразвивающейся системой коммуникации.
Так, за последние два года масштабы распространения Интернета увеличились в три раза, а пользователи этой системы находятся более чем в 100 странах мира.
Кроме того, необходимой и жизненно важной детерминан-той глобальных изменений культуры стал этнический фактор, который нашел свое выражение в быстром росте численности населения планеты.
Динамика этого процесса имела следующую статистику: в 1965 г. в мире насчитывалось 3,3 млрд людей, к 1995 г. население увеличилось до 5,7 млрд человек, а в октябре 1999 г. общая численность народонаселения нашей планеты превысила 6 млрд человек.
Эти цифры означают, что в последние годы прирост населения составлял в среднем 100 млн человек в год.
В свою очередь в масштабе всей планеты это также означает, что ее население увеличивается на 3 человека в секунду, на 10 600 человек в час и на 254 000 в день.
Современные темпы роста народонаселения влекут за собой обострение целого ряда глобальных проблем существования всего человечества.
Сегодня около 1 млрд человек в мире не получают полноценного питания, а недостаток пищи, соответственно, настраивает одну нацию против другой.
Появляющиеся ежегодно 100 млн человек в соответствующей пропорции обостряют нехватку ресурсов и могут стать причиной борьбы за обладание ими для сохранения своей жизни. Для многих стран и народов все острее становится проблема чистой питьевой воды, которая через пятьдесят лет станет самым ценным природным ресурсом.
Уже сегодня начинает ощущаться нехватка рыбы в Мировом океане и т. д.
Все усиливающееся обострение этих проблем требует предотвратить надвигающиеся конфликты и побуждает все народы к взаимопониманию и сотрудничеству.
Процессы глобализации и культурной динамики, как показывает практика, не ведут к формированию единой мировой культуры.
Современная культура остается множеством самобытных культур, находящихся в диалоге и взаимодействии друг с другом. Культурные изменения ведут только к универсализации, но никак не к однообразию.
Но эти процессы заставляют критически взглянуть на собственную культуру и присущий ей тип человека, выявить их межкультурные границы.
Современные исследования культурной антропологии показывают, что культурная самобытность любого народа неотделима от культурной самобытности других народов, что все культуры подчиняются законам коммуникации. Поэтому все большее значение приобретают способность к пониманию чужой культуры и точек зрения, критический анализ оснований собственного поведения, признание чужой культурной самобытности, умение включать чужие истины в свою позицию, признание правомерности существования многих истин, умение строить диалогические отношения и идти на разумный компромисс. Происходящие культурные изменения все больше подчиняются логике культурной коммуникации.
Сосуществование людей в современной цивилизации невозможно без стремления к согласию между культурами, которое может быть достигнуто только путем диалога между ними.
В этом диалоге ни одна культура не может претендовать на право исключительного голоса или единственно верного миросозерцания. Отношения между культурами должны строиться на принципах консенсуса и плюрализма.
Реальным основанием для такого типа отношений служит наличие в каждой культуре позитивных общечеловеческих ценностей, которые можно использовать для межкультурного консенсуса.
Таким образом, культурная динамика развивается в направлении сотрудничества между культурами, основанного на культурном плюрализме. Культурный плюрализм представляет собой адаптацию человека к чужой культуре без отказа от своей собственной. Он предполагает овладение человеком ценностями еще одной культуры без ущерба для ценностей своей собственной культуры.
При культурном плюрализме ни одна культура не теряет своей самобытности и не растворяется в общей культуре. Он подразумевает добровольное овладение представителями одной культуры привычками и традициями другой, обогащающее собственную культуру.
- 2. Состав и структура культурологического знания
- Лекция 2. Культурология и философия культуры, социология культуры
- 1. Основные течения и школы в западной философии культуры XIX–XX вв.
- 2. Философия культуры в России в XIX–XX вв.
- 3. Социология культуры
- Лекция 3. Культурная антропология. Культурология и история культуры
- 1. Культурная антропология
- 2. Культурология и история культуры
- 3. Художественный стиль как символическое выражение души культуры
- Лекция 4. Теоретическая и прикладная культурология
- 1. Теоретические исследования в культурологии
- 2. Прикладные исследования в культурологии
- Лекция 5. Методы культурологических исследований
- 1. Своеобразие культурологии как комплексной науки
- 2. Методы культурологических исследований
- 3. Основные формы духовной культуры
- Лекция 6. Культурология как наука о культуре
- 1. Культура как предмет культурологии
- 2. Формирование понятия «культура» и его философское осмысление
- 3. Понятие «культура» в языках различных наук и в разговорном языке
- Лекция 7. Взаимосвязь культуры и цивилизации
- 1. Формирование и основные значения понятия «цивилизация»
- 2. Типы цивилизаций
- 3. Специфика и основные черты техногенной цивилизации
- 4. Взаимосвязь понятий «культура» и «цивилизация»
- Лекция 8. Основные понятия культурологии
- 1. Культурогенез (происхождение и развитие культуры)
- 2. Культурные ценности и нормы
- 3. Динамика культуры
- 4. Модернизация культуры
- 5. Морфология культуры
- 6. Культурные традиции
- Лекция 9. Модели культуры
- 1. Классическая и современная модели культуры
- 2. Массовая и элитарная культуры
- 3. Субкультура и контркультура
- 4. Культура как система знаков
- 5. Информационное определение культуры
- Лекция 10. Типология культур
- 1. Типология культуры
- 2. Этнический и национальный типы культуры
- 3. «Восток – Запад» в культурологии
- 4. Россия и тип ее культуры
- Лекция 11. Локальные культуры
- 1. Локальные культуры как модель развития человечества. Концепция культурно-исторических типов (н.Я. Данилевский)
- 2. Локальные культуры и локальные цивилизации (о. Шпенглер и а. Тойнби)
- 3. Теория культур-цивилизаций с. Хантингтона
- Лекция 12. Место и роль россии в мировой культуре
- 1. Культура России и русский национальный характер
- 2. Славянский элемент культуры России
- 3. Православные мотивы культуры России: самобытное и заимствованное
- 4. «Москва – третий Рим» как воплощение идей мессианства в русской культуре
- 5. Западники и славянофилы о русской культуре и исторической судьбе России
- Лекция 13. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе
- 1. Факторы и механизмы трансформации культуры
- 2. Универсализация и трансформация культуры в эпоху глобализации
- 3. Рутинизация и виртуализация культуры
- 4. Глобализация как основание межкультурного диалога
- Лекция 14. Культура и социум
- 1. Культура и природа
- 2. Культура и общество
- 3. Культура и глобальные проблемы современности
- 4. Культура и личность
- 5. Социализация и инкультурация
- Раздел II. История мировой художественной культуры Лекция 15. Особенности древних культур
- 1. Первобытная культура
- 2. Особенности великих культур древности (Шумер и Древний Египет)
- Лекция 16. Культура античности
- 1. Культура античности
- 2. Древняя Греция
- 3. Эпоха архаики и ее культурные достижения
- 4. Классический период
- 5. Эллинская культура
- 6. Культура Древнего Рима
- Лекция 17. Культуры Востока
- 1. Культура Арабского халифата
- 2. Культура Древней Индии
- 3. Культура Китая
- 4. Культура Японии
- Лекция 18. Культура Европы
- 1. Культура Византии
- 2. Культура средневековой Европы
- 3. Культура эпохи Возрождения
- 4. Европейская культура эпохи Просвещения
- Лекция 19. Культура России IX–XIX вв
- 1. Культура Древней Руси
- 2. Культура Московского государства (XIV–XVII вв.)
- 3. Русская культура XVIII в.
- 4. Золотой век культуры России
- Лекция 20. Культура советского государства
- 1. Специфика культуры в России послереволюционного периода
- 2. Культура ссср в 1930-1950-е гг.
- 3. Культура Советского государства в 60-80-е гг. XX в.
- 4. Проблема современной российской культуры
- Раздел III. Приложение
- 1. Концепция происхождения культуры ф.Ницше
- 2. Взгляды а.Тойнби на теорию человеческой цивилизации
- 3. Теория культуры н.Бердяева
- 4. З. Фрейд и его концепция сознательного и бессознательного
- 5. Культурологическая концепция н.Я.Данилевского
- 6. Философская концепция функционирования культуры о.Шпенглера
- 7. Теория суперсистем п.А.Сорокина
- 8. Преодоление идей катастрофизма к. Ясперсом
- 9. Концепция культурных архетипов е.Г.Юнга
- 10. Культурологическая концепция д.Б. Вико
- 11. Йохан Хейзинга. Xomo ludens
- 12. Умберто Эко. От интернета к гуттенбергу (пер. М.С. Атчиковой)
- (Пер. Н.Н. Ефремова)
- 14. Мишель Фуко. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы (пер. В.А. Шкуратова)
- 15. Роберт Бертон. Анатомия меланхолии (пер. В.А. Шкуратова)
- Библиография