logo search
Гл

7.4. Практика координации выставочной деятельности в регионе

Идейную основу и целеполагающую базу координации выста­вочной деятельности в регионе, как правило, составляет специаль­но разрабатываемая концепция развития выставочно-ярмарочной деятельности.

Концепция определяет важнейшие цели развития выставочной деятельности, стратегию и тактику их реализации, средства, инст­рументарий и механизмы ее поддержки, координации и регулиро­вания местными администрациями совместно с общественностью. Конкретные задачи, в том числе и по разработке современной нор­мативно-правовой базы, воплощается в планах мероприятий по реализации соответствующих концепций.

Первую региональную концепцию развития выставочно-ярмарочной деятельности в 1999 г. разработала и утвердила реше­нием своего правительства Москва. В 2000 г. свою концепцию для Северо-Западного региона предложил Санкт-Петербург. За ними потянулись и другие регионы, в частности Ассоциация сибирских городов с центром выставочной активности в Новосибирске. Сего­дня значительная часть регионов уже имеет утвержденные регио­нальные концепции развития выставочной деятельности (или их проекты) и планы мероприятий по их реализации.

Во многих регионах при администрациях или местных ТПП созданы комитеты или советы содействия выставочно-ярмарочной деятельности. Среди них «Координационный совет по выставочно-ярмарочной деятельности при Правительстве Москвы», «Комитет по выставочно-ярмарочной деятельности при ассоциации «Северо-Запад» (Санкт-Петербург), «Совет по выставочно-ярмарочной дея­тельности при администрации Санкт-Петербурга», «Комитет по выставочно-ярмарочной деятельности ТПП Ростовской области», «Клуб участников выставок при ТПП Республики Мордовия», «Ко­митет по выставкам и ярмаркам Новосибирской ТПП». В Кабарди­но-Балкарской республике постановлением правительства от 9.11.2002 г. № 478-ПП создана «Постоянно действующая комиссия Правительства КБР по выставочно-ярмарочной деятельности», в которой на Торгово-промышленную палату КБР возложены функ­ции уполномоченного Комиссии по координации этой деятельно­сти и решению оперативных вопросов.

Как правило, такие комитеты и советы берут на себя еще и за­дачи по содействию развитию внешнеэкономических и научно-технических связей российских предпринимателей с зарубежными странами, по поддержке местных товаропроизводителей и экспор­теров в случае их участия в международных выставках и ярмарках, по продвижению их продукции в соседние регионы и на междуна­родные рынки через выставочно-ярмарочные мероприятия.

Такой орган, в первую очередь, берет под свой контроль планы проведения выставок в регионе и формирует скоординированный под­ход к эффективному использованию имеющихся выставочных поме­щений, пригодных для проведения выставок и ярмарок. Во-вторых, он изучает и анализирует тематику и сроки проведения важнейших для данной территории выставок и вырабатывает идеологию участия в них местных предприятий и организаций, выделяет наиболее важные для региона разработки, товары и услуги и определяет формы поддержки, представляющих их предприятий-производителей, рекомендует им выставочные мероприятия, для участия в которых обязательно будет оказана поддержка, и на каких условиях. Иногда он даже разрабатыва­ет идеологию формируемых регионом экспозиций на важнейших оте­чественных и зарубежных выставках.

Там, где уже есть для этого условия, такой комитет (совет) ведет обобщение статистики местной выставочной деятельности, анализи­рует текущее состояние этой сферы деятельности и составляет про­гнозы ее развития. Для лучшего понимания его деятельности в При­ложении 2 приводится примерное положение о таком Комитете.

По решению Торгово-промышленной палаты Российской Федера­ции активными участниками процессов координации выставочной дея­тельности в регионах должны стать территориальные (городские, обла­стные и республиканские) торгово-промышленные палаты. Именно территориальные ТПП должны проявить инициативу и настойчивость в решении практических проблем выставочно-ярмарочной деятельности. В первую очередь территориальные ТПП должны определиться с тем, как использовать такой инструмент инвестиционной, промышленной и экономической политики, каким является выставочно-ярмарочная дея­тельность, и усилить свою координирующую роль.

Исходя из этого, определены основные направления их работы.

1. Создание интегрированной информационной системы.

Прежде всего, это отладка, оперативное наполнение и активное использование информационной системы в треугольнике ТПП РФ — территориальные ТПП — представительства ТПП РФ за рубежом.

Во-вторых, обеспечение притока информации на сайт ТПП РФ, а также наполнение сайтов территориальных палат информацией по выставочно-ярмарочной деятельности.

В-третьих, создание в рамках Торгово-промышленной палаты РФ Единой общероссийской информационной системы по выста­вочно-ярмарочной деятельности из элементов информационных систем территориальных палат.

Отдельный раздел этой системы создается редакцией газеты «Торгово-промышленные ведомости» и журналом «Эксповестник», специализированным на выставочной тематике.

2. Создание деловых центров.

Признано целесообразным создание деловых центров при тер­риториальных палатах. Во многих регионах их пока еще нет. Од­ним из решающих факторов успеха таких центров является их ак­тивная выставочно-ярмарочная деятельность. Деловые центры мо­гут создаваться в разных организационных формах: непосредст­венно в Палате, самостоятельно (как юридическое лицо) или с долевым участием ТПП. Стратегическим партнером палаты с оп­ределенным долевым участием может выступать администрация города или региона, от которой зависит решение многих практи­ческих вопросов: например, предоставление помещений и земель­ных участков.

3. Патронаж выставочно-ярмарочных мероприятий.

Практически в каждом регионе возникли выставочные площад­ки, действуют профессиональные организаторы выставок и графики проведения выставочных мероприятий, созданы и постоянно по­полняются справочно-информационные базы данных их постоян­ных участников. Это требует их определенной систематизации и стимулирования развития. ТПП РФ и территориальные палаты, действуя в общих интересах, будут предоставлять особую организа­ционную и информационную поддержку наиболее значимым вы­ставочным мероприятиям. Для этого в 2003 г. Президентом ТПП РФ утверждено «Положение о Патронаже Торгово-промышленной палатой Российской Федерации выставочно-ярмарочных мероприя­тий». Поддержка Торгово-промышленной палатой РФ мероприя­тий, организуемых федеральными органами, позволит более дейст­венно реализовывать цели экономической, промышленной и науч­но-технической политики правительства, укреплять взаимодействие предпринимательского общества с федеральными и местными ор­ганами власти.

Система Патронажа выставочно-ярмарочных мероприятий Тор­гово-промышленной палатой РФ и территориальными палатами закладывает основы нового механизма взаимодействия между вы­ставочными организациями, производителями товаров и услуг и территориальными ТПП, так как позволяет согласовать и увязать интересы всех участников выставочного процесса. Целью такого Патронажа является содействие российским предпринимателям, товаропроизводителям и экспортерам в продвижении промышлен­ной продукции, товаров и услуг на российский и зарубежный рын­ки через поддержку выставок и ярмарок, в которых заинтересова­ны, прежде всего, сами российские предприниматели и организа­ции, работающие в сфере промышленного производства, потреби­тельского рынка и оказания услуг.

Вместе с тем, система Патронажа призвана стать одним из важнейших инструментов борьбы с недобросовестной конкурен­цией, как на выставочном рынке, так и на отраслевых рынках товаров и услуг. Выставочные мероприятия, отвечающие крите­риям Патронажа, будут отмечаться специальными сертификатами ТПП РФ.

Система Патронажа одобрена Комиссией Правительства РФ по выставочно-ярмарочной деятельности. По согласованию с Комис­сией ТПП РФ берет на себя разработку Концепции проведения вы­ставок в России и за рубежом, которым предоставляется государст­венная поддержка, и составление единого календарного плана та­ких выставок. При этом будет усилена и роль территориальных па­лат в формировании перечня выставок, проводимых с государст­венной финансовой и организационной поддержкой.

4. Развитие выставочно-ярмарочной деятельности в регионах.

В качестве ближайшей цели ставится задача подготовить и реа­лизовать совместно с региональными торговыми палатами концеп­цию поддержки местных выставочных центров. Необходимо как можно быстрее повысить привлекательность и результативность региональных выставок, придать им больший динамизм в усилении влияния. Для этого предстоит обобщить опыт выставочной дея­тельности с определением ее места в экономике регионов и выра­боткой рекомендаций по ее дальнейшему развитию.

Эта деятельность территориальных торгово-промышленных па­лат должна быть скоординирована с выставочно-ярмарочной дея­тельностью администраций регионов, чтобы эффективно способст­вовать определению приоритетности выставок и ярмарок, поддерж­ке приоритетных выставочных мероприятий, развитию материально-технической базы выставочной деятельности, направленной на упрочнение и развитие единого экономического пространства. При этом ТПП РФ обобщает накапливающийся опыт и разрабатывает методику организации выставочной деятельности в регионах; ока­зывает помощь в проведении в Москве на базе. Конгресс-центра ТПП РФ выставок-презентаций регионов.

5. Организация системы подготовки выставочных кадров.

Выставочный маркетинг — сложный процесс, требующий наря­ду с практическими навыками еще и специальных знаний специа­листов — организаторов выставок. Предстоит совместными уси­лиями решить задачу подготовки новых кадров выставочных работ­ников в стране. Для организации их подготовки в вузах страны ТПП РФ ведется работа по включению в государственный реестр новых специальностей «Выставочный менеджмент» и «Выставоч­ный сервис». Одновременно необходимо периодически повышать квалификацию уже работающих кадров, используя опыт российских и зарубежных выставочных организаций, имеющиеся теоретические и прикладные разработки. В связи с этим ТПП РФ берет на себя необходимую методическую и организационную работу по реализа­ции образовательных программ в этой сфере, включая создание курсов для кадров выставочных организаций и участников выста­вок, а также подготовку и выпуск соответствующей методической литературы.

Именно с этой целью в 2003 г. в Комитете по выставочно-ярмарочной деятельности и поддержке товаропроизводителей и экспортеров ТПП РФ создан Подкомитет по подготовке кадров вы­ставочных работников. Его первоочередной задачей является про­ведение мониторинга высших учебных заведений и других органи­заций, ведущих обучение подобных специалистов. Он также зани­мается сбором и анализом существующих учебных программ и ме­тодической литературы.

ТПП РФ совместно с Всероссийской академией внешней тор­говли (ВАВТ) будет обеспечивать разработку новых программ и проведение семинаров для сотрудников территориальных ТПП, за­нимающихся выставками и ярмарками. Формы обучения могут быть различными. Это и краткосрочные курсы, и стажировки, и бизнес-туры на выставки. ТПП РФ берет на себя организацию и проведение ежегодных выездных семинаров за границей.

В качестве примера рассмотрим опыт координации выставоч­ной деятельности в Москве. Москва — особый регион. Наиболее активно используемая выставочная площадь в городе составляет более 300 тыс. кв. м. Здесь действует более 120 местных выставочных организаций и фирм. А кроме них гостевые выставки устраивают выставочные организации из регионов России и из-за рубежа. 45% выставочных мероприятий, проводимых на этих, площадях — международные выставки и ярмарки. Под них обычно отводится более 50% действующих выставочных площа­дей. Московское правительство придает очень большое значение развитию выставочно-ярмарочной деятельности, поэтому в Мо­скве одним из первых в России создан Координационный совет по выставочно-ярмарочной деятельности под председательством вице-мэра. Это высший уровень координации и регулирования выставочной деятельности в городе. К его работе привлечена Московская торгово-промышленная палата, а также важнейшие департаменты правительства Москвы и ведущие московские об­щественные организации, такие как Союз дизайнеров Москвы, Ассоциация рекламных агентств Москвы и известные специали­сты выставочного дела. Правительством Москвы еще в 2000 г. была разработана и утверждена Концепция развития выставочно-ярмарочной деятельности и рационального размещения выста­вочных центров в городе. Одним из первых мэр столицы издал распоряжение, по которому Московская Торгово-промышленная палата стала организационно-методическим центром выставоч­но-ярмарочной деятельности в г. Москве.

С момента создания МТПП ее руководство считало, что Пала­та является и организатором, и координатором выставочной дея­тельности в Московском регионе и, исходя из этого, строило свою работу. Организуя и проводя в первую очередь выставки в под­держку малого и среднего предпринимательства, МТПП одновре­менно пошла по пути объединения вокруг себя крупнейших вы­ставочных структур, создав для этих целей Гильдию выставочных организаций. Сейчас в ней около 70 членов, среди которых уст­роители выставок, застройщики выставочных площадей и органи­зации, работающие в информационной сфере. Гильдия имеет сек­ции, «Знак Гильдии», свой каталог выставок, собственное инфор­мационное издание «Вестник Гильдии», свой сайт в Интернете. Гильдия имеет финансовую базу для поддержки выставочных ме­роприятий. Например, экспозиция «Москва выставочная» на вы­ставке в Лондоне «300 лет Петербургу» была профинансирована Гильдией. Есть и другие примеры. Поэтому сегодня МТПП явля­ется основной доверенной организацией правительства столицы в организации экспозиций Москвы на международных выставках и ярмарках, а Гильдия выставочных организаций представляет Па­лату в Координационном совете правительства и принимает активное участие в его работе. Мало того, в этом совете руководи­тель Гильдии является сопредседателем.

Но МТПП имеет и свою собственную выставочную программу под названием «Экспортные возможности России». В ее рамках первой совместно с ЗАО «Экспоцентр» была проведена одноимен­ная выставка в Москве, затем — национальная выставка «Экспорт­ные возможности России» совместно с КВЦ «Сокольники» в Стам­буле, выставка «Экспортные возможности центра России» в Моск­ве, национальная выставка в Познани, экспозиции на выставках в Ганновере, на Кипре и другие.

Еще одно направление координации — это подготовка и повы­шение квалификации выставочных работников. В МТПП действует учебно-методический центр, который регулярно проводит учебные семинары и форумы по обмену опытом выставочной работы. Рас­ширяется практика вывоза московских специалистов на стажировки и семинары за границу.

В плане координации выставочно-ярмарочной деятельности в регионах сегодня в России сделано уже немало. Тем не менее, предстоит большая работа по осознанию всех особенностей этой деятельности, созданию множества документов и выработке мер по координации, регулированию и поддержке этой сферы бизнеса и предпринимательства.

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите истоки искусства экспонирования и развитие направ­лений его использования.

2. Что вы знаете про ярмарку в Сен-Дени и Хайльтюмштюль в Вене?

3. Где в России была устроена первая выставка мануфактурных изделий?

4. Где состоялась первая всероссийская промышленная выставка?

5. Охарактеризуйте начало советского периода выставочной дея­тельности.

6. Назовите первую крупную выставку советского периода.

7. Когда СССР стал участвовать в выставках и ярмарках за границей?

8. Как складывалась судьба ярмарок в СССР и РФ?

9. Охарактеризуйте генеральный, отраслевой и географический принципы записи хронологии выставок.

10. Дайте общее определение терминам «выставка» и «ярмарка».

11. Назовите важнейшие функции и задачи выставок в современ­ном обществе.

12. Назовите основные виды организаций — устроителей выставок и ярмарок.

13. Что такое выставочный сервис? Охарактеризуйте рынок выста­вочных услуг.

14. Что такое материально-техническая база выставочной деятельности?

15. Назовите типы выставок и ярмарок в России и международные классификации.

16. Назовите особенности таможенного контроля выставочных грузов.

17. Назовите виды страхования, распространенные в выставоч­ном деле.

18. Назовите основные источники финансирования выставочной деятельности.

19. Расскажите о проблемах налогообложения и бухгалтерского уче­та ВЯД.

20. Назовите основные источники инвестиций в выставочное дело в России.

21. Назовите три базовых метода планирования в выставочной дея­тельности.

22. Охарактеризуйте роль современных систем управления ресурса­ми выставочных организаций.

23. Как осуществляется регулирование выставочной деятельности в России?

24. Назовите основные органы координации выставочно-ярмарочной деятельности.

25. Кто осуществляет координацию ВЯД в России на федераль­ном уровне?