7.4. Практика координации выставочной деятельности в регионе
Идейную основу и целеполагающую базу координации выставочной деятельности в регионе, как правило, составляет специально разрабатываемая концепция развития выставочно-ярмарочной деятельности.
Концепция определяет важнейшие цели развития выставочной деятельности, стратегию и тактику их реализации, средства, инструментарий и механизмы ее поддержки, координации и регулирования местными администрациями совместно с общественностью. Конкретные задачи, в том числе и по разработке современной нормативно-правовой базы, воплощается в планах мероприятий по реализации соответствующих концепций.
Первую региональную концепцию развития выставочно-ярмарочной деятельности в 1999 г. разработала и утвердила решением своего правительства Москва. В 2000 г. свою концепцию для Северо-Западного региона предложил Санкт-Петербург. За ними потянулись и другие регионы, в частности Ассоциация сибирских городов с центром выставочной активности в Новосибирске. Сегодня значительная часть регионов уже имеет утвержденные региональные концепции развития выставочной деятельности (или их проекты) и планы мероприятий по их реализации.
Во многих регионах при администрациях или местных ТПП созданы комитеты или советы содействия выставочно-ярмарочной деятельности. Среди них «Координационный совет по выставочно-ярмарочной деятельности при Правительстве Москвы», «Комитет по выставочно-ярмарочной деятельности при ассоциации «Северо-Запад» (Санкт-Петербург), «Совет по выставочно-ярмарочной деятельности при администрации Санкт-Петербурга», «Комитет по выставочно-ярмарочной деятельности ТПП Ростовской области», «Клуб участников выставок при ТПП Республики Мордовия», «Комитет по выставкам и ярмаркам Новосибирской ТПП». В Кабардино-Балкарской республике постановлением правительства от 9.11.2002 г. № 478-ПП создана «Постоянно действующая комиссия Правительства КБР по выставочно-ярмарочной деятельности», в которой на Торгово-промышленную палату КБР возложены функции уполномоченного Комиссии по координации этой деятельности и решению оперативных вопросов.
Как правило, такие комитеты и советы берут на себя еще и задачи по содействию развитию внешнеэкономических и научно-технических связей российских предпринимателей с зарубежными странами, по поддержке местных товаропроизводителей и экспортеров в случае их участия в международных выставках и ярмарках, по продвижению их продукции в соседние регионы и на международные рынки через выставочно-ярмарочные мероприятия.
Такой орган, в первую очередь, берет под свой контроль планы проведения выставок в регионе и формирует скоординированный подход к эффективному использованию имеющихся выставочных помещений, пригодных для проведения выставок и ярмарок. Во-вторых, он изучает и анализирует тематику и сроки проведения важнейших для данной территории выставок и вырабатывает идеологию участия в них местных предприятий и организаций, выделяет наиболее важные для региона разработки, товары и услуги и определяет формы поддержки, представляющих их предприятий-производителей, рекомендует им выставочные мероприятия, для участия в которых обязательно будет оказана поддержка, и на каких условиях. Иногда он даже разрабатывает идеологию формируемых регионом экспозиций на важнейших отечественных и зарубежных выставках.
Там, где уже есть для этого условия, такой комитет (совет) ведет обобщение статистики местной выставочной деятельности, анализирует текущее состояние этой сферы деятельности и составляет прогнозы ее развития. Для лучшего понимания его деятельности в Приложении 2 приводится примерное положение о таком Комитете.
По решению Торгово-промышленной палаты Российской Федерации активными участниками процессов координации выставочной деятельности в регионах должны стать территориальные (городские, областные и республиканские) торгово-промышленные палаты. Именно территориальные ТПП должны проявить инициативу и настойчивость в решении практических проблем выставочно-ярмарочной деятельности. В первую очередь территориальные ТПП должны определиться с тем, как использовать такой инструмент инвестиционной, промышленной и экономической политики, каким является выставочно-ярмарочная деятельность, и усилить свою координирующую роль.
Исходя из этого, определены основные направления их работы.
1. Создание интегрированной информационной системы.
Прежде всего, это отладка, оперативное наполнение и активное использование информационной системы в треугольнике ТПП РФ — территориальные ТПП — представительства ТПП РФ за рубежом.
Во-вторых, обеспечение притока информации на сайт ТПП РФ, а также наполнение сайтов территориальных палат информацией по выставочно-ярмарочной деятельности.
В-третьих, создание в рамках Торгово-промышленной палаты РФ Единой общероссийской информационной системы по выставочно-ярмарочной деятельности из элементов информационных систем территориальных палат.
Отдельный раздел этой системы создается редакцией газеты «Торгово-промышленные ведомости» и журналом «Эксповестник», специализированным на выставочной тематике.
2. Создание деловых центров.
Признано целесообразным создание деловых центров при территориальных палатах. Во многих регионах их пока еще нет. Одним из решающих факторов успеха таких центров является их активная выставочно-ярмарочная деятельность. Деловые центры могут создаваться в разных организационных формах: непосредственно в Палате, самостоятельно (как юридическое лицо) или с долевым участием ТПП. Стратегическим партнером палаты с определенным долевым участием может выступать администрация города или региона, от которой зависит решение многих практических вопросов: например, предоставление помещений и земельных участков.
3. Патронаж выставочно-ярмарочных мероприятий.
Практически в каждом регионе возникли выставочные площадки, действуют профессиональные организаторы выставок и графики проведения выставочных мероприятий, созданы и постоянно пополняются справочно-информационные базы данных их постоянных участников. Это требует их определенной систематизации и стимулирования развития. ТПП РФ и территориальные палаты, действуя в общих интересах, будут предоставлять особую организационную и информационную поддержку наиболее значимым выставочным мероприятиям. Для этого в 2003 г. Президентом ТПП РФ утверждено «Положение о Патронаже Торгово-промышленной палатой Российской Федерации выставочно-ярмарочных мероприятий». Поддержка Торгово-промышленной палатой РФ мероприятий, организуемых федеральными органами, позволит более действенно реализовывать цели экономической, промышленной и научно-технической политики правительства, укреплять взаимодействие предпринимательского общества с федеральными и местными органами власти.
Система Патронажа выставочно-ярмарочных мероприятий Торгово-промышленной палатой РФ и территориальными палатами закладывает основы нового механизма взаимодействия между выставочными организациями, производителями товаров и услуг и территориальными ТПП, так как позволяет согласовать и увязать интересы всех участников выставочного процесса. Целью такого Патронажа является содействие российским предпринимателям, товаропроизводителям и экспортерам в продвижении промышленной продукции, товаров и услуг на российский и зарубежный рынки через поддержку выставок и ярмарок, в которых заинтересованы, прежде всего, сами российские предприниматели и организации, работающие в сфере промышленного производства, потребительского рынка и оказания услуг.
Вместе с тем, система Патронажа призвана стать одним из важнейших инструментов борьбы с недобросовестной конкуренцией, как на выставочном рынке, так и на отраслевых рынках товаров и услуг. Выставочные мероприятия, отвечающие критериям Патронажа, будут отмечаться специальными сертификатами ТПП РФ.
Система Патронажа одобрена Комиссией Правительства РФ по выставочно-ярмарочной деятельности. По согласованию с Комиссией ТПП РФ берет на себя разработку Концепции проведения выставок в России и за рубежом, которым предоставляется государственная поддержка, и составление единого календарного плана таких выставок. При этом будет усилена и роль территориальных палат в формировании перечня выставок, проводимых с государственной финансовой и организационной поддержкой.
4. Развитие выставочно-ярмарочной деятельности в регионах.
В качестве ближайшей цели ставится задача подготовить и реализовать совместно с региональными торговыми палатами концепцию поддержки местных выставочных центров. Необходимо как можно быстрее повысить привлекательность и результативность региональных выставок, придать им больший динамизм в усилении влияния. Для этого предстоит обобщить опыт выставочной деятельности с определением ее места в экономике регионов и выработкой рекомендаций по ее дальнейшему развитию.
Эта деятельность территориальных торгово-промышленных палат должна быть скоординирована с выставочно-ярмарочной деятельностью администраций регионов, чтобы эффективно способствовать определению приоритетности выставок и ярмарок, поддержке приоритетных выставочных мероприятий, развитию материально-технической базы выставочной деятельности, направленной на упрочнение и развитие единого экономического пространства. При этом ТПП РФ обобщает накапливающийся опыт и разрабатывает методику организации выставочной деятельности в регионах; оказывает помощь в проведении в Москве на базе. Конгресс-центра ТПП РФ выставок-презентаций регионов.
5. Организация системы подготовки выставочных кадров.
Выставочный маркетинг — сложный процесс, требующий наряду с практическими навыками еще и специальных знаний специалистов — организаторов выставок. Предстоит совместными усилиями решить задачу подготовки новых кадров выставочных работников в стране. Для организации их подготовки в вузах страны ТПП РФ ведется работа по включению в государственный реестр новых специальностей «Выставочный менеджмент» и «Выставочный сервис». Одновременно необходимо периодически повышать квалификацию уже работающих кадров, используя опыт российских и зарубежных выставочных организаций, имеющиеся теоретические и прикладные разработки. В связи с этим ТПП РФ берет на себя необходимую методическую и организационную работу по реализации образовательных программ в этой сфере, включая создание курсов для кадров выставочных организаций и участников выставок, а также подготовку и выпуск соответствующей методической литературы.
Именно с этой целью в 2003 г. в Комитете по выставочно-ярмарочной деятельности и поддержке товаропроизводителей и экспортеров ТПП РФ создан Подкомитет по подготовке кадров выставочных работников. Его первоочередной задачей является проведение мониторинга высших учебных заведений и других организаций, ведущих обучение подобных специалистов. Он также занимается сбором и анализом существующих учебных программ и методической литературы.
ТПП РФ совместно с Всероссийской академией внешней торговли (ВАВТ) будет обеспечивать разработку новых программ и проведение семинаров для сотрудников территориальных ТПП, занимающихся выставками и ярмарками. Формы обучения могут быть различными. Это и краткосрочные курсы, и стажировки, и бизнес-туры на выставки. ТПП РФ берет на себя организацию и проведение ежегодных выездных семинаров за границей.
В качестве примера рассмотрим опыт координации выставочной деятельности в Москве. Москва — особый регион. Наиболее активно используемая выставочная площадь в городе составляет более 300 тыс. кв. м. Здесь действует более 120 местных выставочных организаций и фирм. А кроме них гостевые выставки устраивают выставочные организации из регионов России и из-за рубежа. 45% выставочных мероприятий, проводимых на этих, площадях — международные выставки и ярмарки. Под них обычно отводится более 50% действующих выставочных площадей. Московское правительство придает очень большое значение развитию выставочно-ярмарочной деятельности, поэтому в Москве одним из первых в России создан Координационный совет по выставочно-ярмарочной деятельности под председательством вице-мэра. Это высший уровень координации и регулирования выставочной деятельности в городе. К его работе привлечена Московская торгово-промышленная палата, а также важнейшие департаменты правительства Москвы и ведущие московские общественные организации, такие как Союз дизайнеров Москвы, Ассоциация рекламных агентств Москвы и известные специалисты выставочного дела. Правительством Москвы еще в 2000 г. была разработана и утверждена Концепция развития выставочно-ярмарочной деятельности и рационального размещения выставочных центров в городе. Одним из первых мэр столицы издал распоряжение, по которому Московская Торгово-промышленная палата стала организационно-методическим центром выставочно-ярмарочной деятельности в г. Москве.
С момента создания МТПП ее руководство считало, что Палата является и организатором, и координатором выставочной деятельности в Московском регионе и, исходя из этого, строило свою работу. Организуя и проводя в первую очередь выставки в поддержку малого и среднего предпринимательства, МТПП одновременно пошла по пути объединения вокруг себя крупнейших выставочных структур, создав для этих целей Гильдию выставочных организаций. Сейчас в ней около 70 членов, среди которых устроители выставок, застройщики выставочных площадей и организации, работающие в информационной сфере. Гильдия имеет секции, «Знак Гильдии», свой каталог выставок, собственное информационное издание «Вестник Гильдии», свой сайт в Интернете. Гильдия имеет финансовую базу для поддержки выставочных мероприятий. Например, экспозиция «Москва выставочная» на выставке в Лондоне «300 лет Петербургу» была профинансирована Гильдией. Есть и другие примеры. Поэтому сегодня МТПП является основной доверенной организацией правительства столицы в организации экспозиций Москвы на международных выставках и ярмарках, а Гильдия выставочных организаций представляет Палату в Координационном совете правительства и принимает активное участие в его работе. Мало того, в этом совете руководитель Гильдии является сопредседателем.
Но МТПП имеет и свою собственную выставочную программу под названием «Экспортные возможности России». В ее рамках первой совместно с ЗАО «Экспоцентр» была проведена одноименная выставка в Москве, затем — национальная выставка «Экспортные возможности России» совместно с КВЦ «Сокольники» в Стамбуле, выставка «Экспортные возможности центра России» в Москве, национальная выставка в Познани, экспозиции на выставках в Ганновере, на Кипре и другие.
Еще одно направление координации — это подготовка и повышение квалификации выставочных работников. В МТПП действует учебно-методический центр, который регулярно проводит учебные семинары и форумы по обмену опытом выставочной работы. Расширяется практика вывоза московских специалистов на стажировки и семинары за границу.
В плане координации выставочно-ярмарочной деятельности в регионах сегодня в России сделано уже немало. Тем не менее, предстоит большая работа по осознанию всех особенностей этой деятельности, созданию множества документов и выработке мер по координации, регулированию и поддержке этой сферы бизнеса и предпринимательства.
Контрольные вопросы и задания
1. Назовите истоки искусства экспонирования и развитие направлений его использования.
2. Что вы знаете про ярмарку в Сен-Дени и Хайльтюмштюль в Вене?
3. Где в России была устроена первая выставка мануфактурных изделий?
4. Где состоялась первая всероссийская промышленная выставка?
5. Охарактеризуйте начало советского периода выставочной деятельности.
6. Назовите первую крупную выставку советского периода.
7. Когда СССР стал участвовать в выставках и ярмарках за границей?
8. Как складывалась судьба ярмарок в СССР и РФ?
9. Охарактеризуйте генеральный, отраслевой и географический принципы записи хронологии выставок.
10. Дайте общее определение терминам «выставка» и «ярмарка».
11. Назовите важнейшие функции и задачи выставок в современном обществе.
12. Назовите основные виды организаций — устроителей выставок и ярмарок.
13. Что такое выставочный сервис? Охарактеризуйте рынок выставочных услуг.
14. Что такое материально-техническая база выставочной деятельности?
15. Назовите типы выставок и ярмарок в России и международные классификации.
16. Назовите особенности таможенного контроля выставочных грузов.
17. Назовите виды страхования, распространенные в выставочном деле.
18. Назовите основные источники финансирования выставочной деятельности.
19. Расскажите о проблемах налогообложения и бухгалтерского учета ВЯД.
20. Назовите основные источники инвестиций в выставочное дело в России.
21. Назовите три базовых метода планирования в выставочной деятельности.
22. Охарактеризуйте роль современных систем управления ресурсами выставочных организаций.
23. Как осуществляется регулирование выставочной деятельности в России?
24. Назовите основные органы координации выставочно-ярмарочной деятельности.
25. Кто осуществляет координацию ВЯД в России на федеральном уровне?