logo search
История Дизайна

5. Московский модерн.

Стили в архитектуре / Модерн / Московский модерн:городские особняки конца xix – начала xx века

Во второй половине XIX века городская застройка Москвы, особенно ее центра, еще сохраняла характерные черты былой усадебной патриархальности. Но поэтичные городские усадьбы обедневших московских дворян, живших до реформы 1861 года на доходы от своих имений в разных губерниях Российской империи, активно скупались представителями крепнувшей промышленной буржуазии и купечества. Многие из них, такие, как братья Рябушинские, С.Т. Морозов, С.И. Мамонтов, С.И. Зимин, и другие, были меценатами, высокообразованными людьми, игравшими заметную роль в экономической и культурной жизни России.

С конца XIX столетия архитектурный облик старой Москвы стал меняться в соответствии со вкусами новых русских того времени. Начался настоящий строительный бум: повсюду перестраивались старые или сооружались новые богатые особняки. И хотя их стилистические особенности отличались разнообразием, традиционная московская патриархальность уходила в прошлое. Древняя столица, по выражению современников, быстро меняла "свою физиономию". Но приметы прошлого все-таки давали о себе знать - Москва оставалась городом типично русских контрастов. Рядом с многоэтажными доходными домами можно было видеть и старые дворянские особняки, и одноэтажные деревянные домики, которых становилось все меньше и меньше. Любившая Москву Марина Цветаева с горечью писала:

Слава прабабушек томных,

Домики старой Москвы,

Из переулочков скромных

Всё исчезаете вы...

Домики с знаком породы,

С видом её сторожей,

Вас заменили уроды, -

Грузные, в шесть этажей.

Рубеж XIX и XX вв. ознаменовался появлением в архитектуре Москвы нового стиля, получившего название "модерн". Историки архитектуры отмечают, что московский модерн представлял собой художественное направление, соответствовавшее западноевропейским версиям этого стиля, но отличавшееся своими особенностями. В творениях признанных мастеров московского модерна нашло свое отражение сочетание заимствованных элементов с самобытными чертами, связанными с национальными традициями русской архитектуры, и в то же время ярко проявилось стремление к единству внешней красоты и внутреннего удобства зданий. В декоре построек появились характерные асимметричные живописные композиции с преобладанием растительных мотивов, многоцветные майоликовые панно на сюжеты русских народных сказок, выполненные по рисункам известных художников.

Однако, обладая несомненными достоинствами, московский модерн привел и к невосполнимым потерям: в застройке Москвы на рубеже XIX и XX вв. было утрачено чувство ансамбля. Разрушение исторической городской среды, строительство многоэтажных доходных домов порой вызывало неприятие в московском обществе. Так, Валерий Брюсов с досадой отмечал: "Как изменилось все!.. На месте флигельков восстали небоскребы и всюду запестрел бесстыдный стиль модерн..."

В конце XIX - начале XX века Пречистенка, Поварская, Большая Никитская, Спиридоновка, Малая Никитская и другие традиционно аристократические московские улицы с прилегающими к ним переулками стали престижным местом проживания богатых промышленников и купцов. По проектам известных архитекторов здесь возводились необычные, подчеркнуто индивидуализированные особняки. Самыми выдающимися мастерами, создавшими подлинные шедевры московского модерна, были Л.Н. Кекушев и Ф.О. Шехтель. Оба зодчих использовали новую орнаментику, оба были блестящими мастерами сложных пространственных композиций.

Яркую страницу в историю архитектуры Москвы вписал Лев Николаевич Кекушев (1862 - 1919). Известно около 60 его творений и ряд конкурсных работ, нередко отмеченных премиями. Интересно, что буквально все здания Л.Н. Кекушева украшены либо скульптурами львов, либо львиными масками. Таким способом мастер, по существу, зашифровывал авторскую подпись, намекая на свое имя - Лев.

Один из первых особняков в стиле модерн, известный как дом О. Листа (Н.К. Кусевицкой), был построен в Москве в 1898 - 1899 гг. Это был собственный дом Л.Н. Кекушева в Глазовском переулке, 8. В архитектурном решении зодчий использовал все декоративные и композиционные возможности нового стиля. Удивительно красиво сочетание золотистого тарусского "мрамора" с ярким многоцветным растительным орнаментом керамических панно. Особняк почти сразу же был продан фабриканту О. Листу, затем Н.К. Кусевицкой, жене известного дирижера. В 1909 году в доме жил друг С.А. Кусевицкого композитор А.Н. Скрябин, с которым встречался тогда 19-летний Борис Пастернак. Здесь постоянно бывали композиторы С.В. Рахманинов и Н.К. Метнер, в 1913 году останавливался Клод Дебюсси. В настоящее время в доме находится посольство Аргентины.

Второй собственный особняк Л.Н. Кекушева, официально принадлежавший его жене, был построен в 1900 - 1903 гг. на Остоженке, 21. Формы дома были заимствованы из европейского средневековья, но выстроены в духе модерна. Многоярусная угловая башня оканчивается шатром, уличный фронтон увенчан фигурой льва. Внутреннее решение дома типично для модерна: парадные помещения группируются вокруг лестницы, над ними расположены жилые комнаты.

В начале XX века новыми престижными особняками стала застраиваться Поварская улица. Здесь по проектам Л.Н. Кекушева Торгово-строительным обществом было выстроено несколько особняков на продажу. Дом под №44, который купил фабрикант И.А. Миндовский, - одно из лучших зданий московского модерна (1903). Благодаря разнообразию элементов внешнего и внутреннего декоративного убранства особняк занимает особое место в творчестве зодчего. Великолепны цветные витражи холла, мраморная лестница с бронзовыми львиными масками, металлическая ограда с коваными решетками. В особняке позднее находилась шведская миссия, затем до 1972 года - резиденция посла Швеции, а теперь - посольство Новой Зеландии.

Облик Москвы конца XIX - начала XX века во многом определяют творения еще одного выдающегося мастера модерна, "самого московского" архитектора того времени - Федора (Франца) Осиповича Шехтеля (1859 - 1919). Недаром существует понятие - "Москва Шехтеля". Трудно перечислить все, что построено по его проектам: это здания кинотеатра "Художественный" на Арбатской площади и Театра "Парадиз" (ныне Театр имени В.В. Маяковского) на Большой Никитской, Ярославского вокзала и "Боярского двора" на Старой площади, торгового дома М.С. Кузнецова на Мясницкой и банка Рябушинских на Биржевой площади, многоэтажные доходные дома и особняки. Ф.О. Шехтелем выполнена наружная и внутренняя отделка здания МХАТа в Камергерском переулке, знаменитая эмблема чайки на занавесе театра также принадлежит ему.

Но самыми знаменитыми "шехтелевскими" зданиями московского модерна являются особняки З.Г. Морозовой, С.П. Рябушинского, А.И. Дерожинской и два собственных дома архитектора.

В 1893 - 1898 гг. на Спиридоновке, 17, был построен особняк для жены богатейшего фабриканта и мецената Саввы Тимофеевича Морозова. По желанию заказчика дом был спроектирован в популярном в то время стиле викторианской готики. Для оформления интерьеров архитектору были предоставлены неограниченные финансовые возможности. К этой работе Ф.О. Шехтель привлек тогда еще малоизвестного художника М.А. Врубеля. Михаил Александрович написал три панно для малой готической гостиной: "Утро", "Полдень", "Вечер", украсил скульптурой "Роберт и Бертрам" парадную готическую лестницу и сделал рисунок для витража в готической раме с изображением рыцаря на коне. В 1912 году дом приобрел М.П. Рябушинский.

Самое известное творение Ф.О. Шехтеля - особняк в стиле модерн на Малой Никитской улице (№ 6/2), построенный в 1900 - 1904 гг. по заказу видного деятеля старообрядческого движения, коллекционера и мецената Степана Павловича Рябушинского (официально дом принадлежал его жене). В башне особняка была устроена старообрядческая моленная, стены которой были украшены характерной для модерна живописью - спиралевидными завитками на темно-коричневом фоне. В моленной хозяин разместил свою превосходную коллекцию русских икон. После национализации в 1918 - 1919 гг. личного собрания С.П. Рябушинского более 50 икон XIV-XVI вв. поступило в Третьяковскую галерею.

Особняк на Малой Никитской представлял собой яркий образец нового типа богатого индивидуального жилища. Архитектором был блестяще реализован принцип организации внутренних помещений по спирали. Главным в оформлении интерьера особняка является волна, символ вечного движения и жизни. Парапет парадной лестницы из зеленовато-серого мрамора напоминает движение морских волн.

Особняк С.П. Рябушинского имеет богатую историю. В советское время в нем поочередно размещались различные учреждения. Здесь прошли последние годы жизни Максима Горького (1931 - 1936). Спустя 30 лет в особняке был открыт мемориальный дом-музей писателя, существующий по сей день.

В 1901 - 1902 гг. в Кропоткинском переулке Ф.О. Шехтелем было построено еще одно замечательное здание в стиле модерн. Дом №13 известен как особняк А.И. Дерожинской, ставшей позднее женой фабриканта и мецената И.И. Зимина. Сам дом, ажурная уличная ограда и корпуса хозяйственных служб во дворе представляют собой целостный ансамбль. Через огромное окно можно увидеть изумительно красивый парадный зал с большим беломраморным камином. Дизайн интерьеров частично сохранился до наших дней. Все в этом доме, включая мебель, было создано по рисункам Ф.О. Шехтеля. При отделке стен, дверных проемов и лестниц декоративными элементами широко использовалось дерево. В 1930-х гг. здесь размещались представительства среднеазиатских союзных республик, позднее - резиденция посла Китайской Народной Республики, а теперь - посольство Австралии.

Как и Л.Н. Кекушев, Ф.О. Шехтель проектировал дома и для себя. В первом из них, на Петербургском шоссе за Тверской заставой, он прожил недолго и в 1895 году продал его директору императорских театров В.В. Всеволожскому (до наших дней дом не сохранился). Второй особняк и сейчас стоит на стыке Ермолаевского переулка (дом №28) с Трехпрудным (сейчас в нем находится посольство Уругвая). Архитектурное решение здания навеяно образом английского викторианского дома. Особняк напоминает маленький средневековый рыцарский замок-крепость из сказки. Фасад облицован керамической плиткой, имитирующей светло-коричневый кирпич. Над входом на золотом мозаичном фоне выложены цифры "96" (дата постройки) и латинские буквы "S" и "N" (инициалы жены архитектора - Шехтель Наталья). Три ириса (бутон, расцветший и увядающий) символизируют три возраста человека - детство, зрелость и старость. Сохранились холл с лестницей, гостиная с камином, вестибюль с витражами.

В 1910 году на Большой Садовой (№4) Ф.О. Шехтель построил для себя еще один небольшой, в два этажа, особняк. Это был его последний собственный дом, сооруженный асимметрично, исходя из потребностей внутренней планировки, но оформленный в духе неоклассицизма. Над входной аркой находится великолепный барельеф, исполненный по рисунку хозяина дома. Центральное место в композиции занимает фигура древнегреческой богини мудрости Афины, к которой с двух сторон шествуют музы живописи, скульптуры, музыки и архитектуры. Эта композиция напоминает знаменитое изображение панафинейских шествий на стенах Парфенона в Афинах.

В доме на Большой Садовой бывал В.В. Маяковский, друживший с детьми Ф.О. Шехтеля. В 1920-х гг. здесь жил выдающийся военачальник Р.П. Эйдеман (в 1937 году он был репрессирован). В 1918 году особняк был национализирован, Ф.О. Шехтель с семьей был выселен и последние годы жизни провел в коммуналках. С горечью писал он И.Д. Сытину: "Я строил всем Морозовым, Рябушинским, фон Дервизам и остался нищим". В 1926 году замечательный мастер московского модерна скончался и был похоронен на Ваганьковском кладбище.

В наши дни Москва, как и сто лет назад, переживает новый строительный бум. На рубеже XX и XXI столетий в столице появился так называемый "постмодерн", который становится господствующим стилем в архитектурной практике. Среди строящихся и перестраивающихся зданий преобладают частные банки, офисы, дорогие магазины и особняки, демонстрирующие богатство их владельцев, не всегда обладающих хорошим вкусом. Столица все больше становится похожей на современный европейский мегаполис, а старая Москва уходит в прошлое...