logo
История Дизайна

16. Московский метрополитен

Нигде нет такого метро как в Москве. Самые первые предложения по созданию метро в Москве появились ещё в 1875 году. 1проект – 1924год. К началу 30-х годов в Москве 4 миллиона человек, нужна была транспортная система перевозящая большое кол-во людей (1935). Радиально-кольцевая структура воспроизводит историческую планировку Москвы. Сегодня 185 станций, 12 линий. Станции по типу пространства:

  1. Пилонные (2 зала: центральный и 2 боковых). Образуется самостоятельными панелями между которых проходы. Боковые – платформы, центральный – распределительный.

  2. Колонные. В отличие от пилонной они объединены в одну пространственную конструкцию. На общих опорах внутренние несущие конструкции (в виде колоннады).Разделено на продолговатые непы (впервые в 1938г. на станции Маяковская).

  3. Глубокие односводчатые. Являются наиболее интересными, на глубине (в Ленинграде впервые) «Ленинградский односвод», Тимирязевская одна из них.

  4. Низкого залегания.

  5. Эстакадные станции. Пролётное строение из балок крупчатого сечения уложенные на железобетонные опоры. Имеют 2 уровня.

Сокольники (35г). Конструкция станции - Колонная. 3-ёх пролётная, мелкого заложения. 2 ряда по 23 колонны. Колонны 7 метров. (Таранов, Быкова). Материалы: Серо-голубой уральский мрамор, светло-жёлтая, чёрная керамическая плитка, чёрный, серый гранит. Коридор и кассовый зал грузинский мрамор. Вестибюли в виде арки с двухсторонним выходом. Проект в 37г был удостоен Гранпри в Париже ни выставке.

Парк культуры (35г). Конструкция станции - Колонная 3-ёх пролётная. Мелкого заложения, 23 колонны в 2 ряда. Колонны 7 метров. (Крутиков, Поков). Материалы: Жёлто-коричневый мрамор, белая глазуревая керамическая плитка, чёрнй гранит, восточный вестибюль украшен мозайкой, пано с изображением М. Горького.

Смоленская (53г). Служила бомбоубежищем. Конструкция станции - пилонная трехсводчатая глубокого заложения. Построена по типовому проекту. (И.Е.Рожин, Г.К.Яковлев). В оформлении станции отражена тема героической борьбы и побед русского народа над иноземными захватчиками. Квадратные пилоны станционного зала покрыты белым мрамором и украшены по углам полуколоннами и резными белокаменными карнизами. Бронзовые канделябры поддерживают светильники на пилонах. Также светильники скрыты за широким карнизом на своде центрального зала. Пол выложен серым гранитом. Путевые стены белой глазурованной керамической плиткой, цоколь - чёрным мрамором. Торцевую стену центрального зала украшает горельеф на тему защиты Родины. Круглый эскалаторный зал с высоким куполом оформлен ярким мозаичным панно на тему славы русского оружия и фризом с орденом Победы.

Курская (38г). Конструкция станции - пилонная трехсводчатая глубокого заложения. Построена по типовому проекту. (Л.М.Поляков). Названа по расположенному вблизи Курскому вокзалу.Пилоны станционного зала облицованы светло-серым мрамором. Путевые стены покрыты сверху белой глазурованной керамической плиткой, внизу - чёрным мрамором. Круглые вентиляционные отверстия закрыты золочеными решетками с укрепленными в них светильниками. Кроме того, зал освещается большими люстрами, укрепленными на своде. В 1950 году был сооружён переход на одноименную станцию Кольцевой линии. В 1996 году был сооружён переход из западного торца станционного зала на станцию «Чкаловская» Люблинской линии.

Чистые пруды (35г). Конструкция станции - пилонная трехсводчатая глубокого заложения. Сооружена по индивидуальному проекту горным способом с обделкой из монолитного бетона. Первоначально распологала двумя короткими аванзалами на месте центрального зала. Реконструирована в трехсводчатую в 1971 году. (Н.Я.Колли, Л.П.Шухарева). Своды станционного зала поддерживают два ряда массивных спаренных пилонов, облицованых светлым уральским мрамором «коелга» и дымчатым мрамором «уфалей». Опоры свода скрыты широкими карнизами, а которыми размещены светильники. Путевые стены облицованы белой глазурованной керамической плиткой, внизу проходит широкая полоса черного гранита. Пол выложен серым и розовым гранитом. В ходе реконструкции станция получила центральный зал, из которого был сооружен переход на станцию «Тургеневская» Калужско-Рижской линии. 13 января 2008 года открыт переход на станцию «Сретенский бульвар». В зале станции в период Великой Отечественной войны работал аппарат Генерального штаба Красной армии.