logo search
Крохина

Тема 14. Библейские сюжеты. Историческое своеобразие. Иконографический канон

Библейские сюжеты и образы в искусстве.

Ветхозаветные сюжеты и образы

(1) Библия как священная книга иудаизма и христианства. История создания, состав Библии. Язык Библии. Библейский текст и его толкования: буквальное, аллегорическое, символическое. Притча.

(2) Иудаистическая мифология (мифология Ветхого Завета) в сравнении с греческой и христианской. (1) Библейская космогония. Книга Бытия. Творение мира и человека. Адам и Ева: Эдемский сад, Эдемские заповеди, искушение, изгнание из рая. Идея грехопадения. Шумерские мифы в Библии. (2) Миф и история, фантастическое и реальное в библейском тексте: Авель и Каин, миф о потопе. Вавилонская башня, гибель Содома и Гоморры, гибель войска фараона, взятие Иерихона, пещное действо. (3) Миф как священная история народа. Основные вехи истории древних евреев, отраженные в Библии. Учителя и герои древних евреев: патриархи (Авраам, Исаак, Иаков, Иосиф), Моисей, Самсон, Давид, Соломон, пророки. Женские образы Библии: Сарра, Ревекка, Рахиль, Руфь, Юдифь, Эсфирь, Вирсавия, Суламифь, Далила, Саломея. (4) Формирование монотеизма. Идеи и образы нового эсхатологического сознания в Библии. Бог Ягве - тема завета, сверх­природная, волевая основа образа Ягве, личностный абсолют, Бог слабых, обреченных. Этическая направленность. Рождение нравствен­ного миропорядка, бога любви, справедливости, милосердия. 10 за­поведей Моисея. (5) Пророки (Исайя, Иеремия, Иезекииль, Даниил и др.). Эсхатологические идеи Царства Божьего (Земли обетованной) и Мессии: идеи будущего тотального преображения, космической и со­циальной гармонии, внутреннего изменения человека. (6) Поучительная литература. Книга притчей Соломоновых: образ Софии Премудрости Божией. Екклезиаст - кризис традиционного мифологи­ческого сознания, тема суеты сует (жанр vanita vanitatis). Песнь Песней - восточная эротическая поэзия и ее символико-аллегорическое значение. Книга Иова как концентрированное выражение нового религиозного сознания: тема невинного стра­дальца, тема завета. (7) Человек в Библии в сравнении с пониманием человека в греческой мифологии: идея грехопадения, тема завета, мотив страдающей, униженной пло­ти, психологизация образа человека, антиномичность человека (создан из праха - образ и подобие Бога), образы праведника и грешника, мудрой и глупой жены.

Евангельские и апокалиптические сюжеты и образы. Библейская эсхатология

(1) Еван­гельский Иисус Христос как Богочеловек, его двойная, богочеловеческая природа. Идея боговоплощения, кеносиса божества. Мифическое и историческое начала в личности Иисуса. Наиболее мифические эпи­зоды жизни и смерти Иисуса. Христианская идея воскресения. Два уровня понимания евангельского христианства и Христа. Религиоз­ный (христианский) гуманизм - новая нравственная культура. Нагор­ная проповедь. Парадоксальная этика Иисуса - этика преодоления мира. Метафизика Благой Вести. Символическое, экзистенциальное миро­ощущение: «Царствие Божие внутри вас есть». Путь спасения - путь внутреннего изменения человека, открытие абсолютной ценности внут­ренней духовной жизни. Притчи Иисуса.

(2) Детство и юность Иисуса Христа.

- Рождение Иисуса, Поклонение пастухов, Поклонение волхвов, Бегство в Египет (Отдых на пути в Египет, Возвращение из Египта), Избиение младенцев в Вифлееме, Проповедь Иоанна Крестителя.

(2) Служение (благая весть) Иисуса Христа.

- Крещение Христа, Искушение Христа в пустыне, Нагорная проповедь, Христос в доме Марфы и Марии, Христос и грешница, Притчи Иисуса (о блудном сыне и др.).

(3) Чудеса Иисуса Христа.

- Брак в Канне, Укрощение бури, Чудесное насыщение пяти тысяч человек, Хождение по водам, Чудо со статиром, Исцеления, Воскрешение дочери Иаира, Воскрешение Лазаря и др.

(4) Страсти Христовы.

- Вход в Иерусалим, Динарий кесаря, Тайная вечеря, Поцелуй Иуды, Поругание Христа, Бичевание Христа, Увенчание терновым венцом, Несение креста, Распятие, Снятие с креста, Положение во гроб, Оплакивание Христа.

(5) Воскресение и вознесение Христа.

- Воскресение, Явление Иисуса Христа Марии Магдалине, Ужин в Эммаусе, Вознесение, Сошествие Св.Духа на апостолов.

(6) Жизнь Девы Марии.

- Родители Иоаким и Анна, Рождение, Введение во храм, Обручение с Иосифом, Благовещение, Встреча Марии с Елизаветой, Рождество Иисуса, Положение во гроб, Оплакивание Христа, Успение Марии.

Апокалипсис – последняя книга Библии. Сюжеты и образы. Страшный суд. Пляски смерти. О соотношении понятий «апокалиптический» и «эсхатологический». Различные художественные трактовки Апокалипсиса (возмездие, устрашение – преображение).

Эсхатологическая мудрость Библии: идея нравственного ми­ропорядка - религия любви и милосердия; бог слабых, обреченных, погибающих; идеи преображения мира, будущей мировой и соци­альной гармонии; открытие абсолютной ценности внутренней ду­ховной жизни человека, экзистенциальной реальности; идеи воскре­сения и вечной жизни.

Основные принципы христианского миропонимания и искусства.

(1) Учение о Боге: теоцентризм, мистическая троичность Божества – идея трансцендентного Бога-Творца, личностного абсолюта и идея Боговоплощения (кеносис божества); неслиянность и нераздельность Бога-Отца, Сына и Святого Духа. (2) Учение о мире: идея иерархии – подобие онтологически вторичного своему первоначалу, идея восхождения низшего и нисхождения высшего к низшему; платонический дуализм духовного-материального, божественного-человеческого, небесного-земного и стремление к его преодолению, дуализм послушания – своеволия, абсолютного добра и зла как своеволия; мир как школа; эсхатологизм – идея нравственного миропорядка; мистический историзм – апокалиптика (мир идет к концу, Страшному Суду, пессимистическое отношение к земной жизни) и милленаризм – мир идет к преображению, идеал обожения человека, одухотворения и преображения природного мира и социума. (3) Учение о человеке: персонализм, открытие абсолютной ценности внутренней (духовной) жизни человека, идея спасения души, человек как образ и подобие Бога, требование духовного самосовершенствования, нравственного подвига; аскетизм религии любви, милосердия, смирения, прощения, бескорыстного добра, приоритет духовного над материальным, проповедь бедности и воздержания. (4) Антиномизм христианского мироощущения. Христианский минимализм и максимализм, историческое и мистическое христианство. О соотношении средневекового и христианского мироощущения.

Духовное и эстетическое своеобразие средневекового искусства: религиозное искусство, каноничность, спиритуализм, аллегоризм, символизм.

Иконографический канон.

(1) Праздничный цикл сюжетов

- Рождество Христово, Крещение Господне, Сретение, Вход Господень в Иерусалим, Пасха, Вознесение Господне, Троица и Духов день, Преображение Господне, Воздвижение Креста Господня.

- в честь Девы Марии - Рождество Пресвятой Богородицы, Введение во храм, Благовевещение, Успение, Покров.

(2) Иконография Христа: Пантократор, Деисус, Спас нерукотворный, Спас на престоле, Спас в силах, Спас-Эммануил и др.

(3) Иконография Богоматери: Оранта, Знамение, Панагия, Одигитрия, Елеуса, Панахранта, акафистные типы (Покров, О тебе радуется, Неопалимая купина, Нечаянная радость, Утоли мои печали, Умягчение злых сердец, Семистрельница, Неупиваевая чаша и др.).

(4) Иконография святых: евангелистов, апостолов, мучеников и проч.