Полемика «супрематистов» и «конструктивистов» и поиски новой концепции стилеобразования предметно-пространственной среды.
Две концепции стилеобразования предметно-пространственной среды: супрематизм и конструктивизм. Проблема взаимоотношения функции, конструкции и образа в дизайне. Феномен К.Малевича. Эволюция концепции супрематизма. Стилевой модуль супрематизма. Художественная форма и логика в супрематизме и конструктивизме. Плоскостной и объемный супрематизм. Форма выхода супрематизма в предметный мир. Система преподавания К.Малевича. Объемный супрематизм и архитектура. Л.Лисицкий, современный стиль и объемный супрематизм. Первая творческая организация пионеров отечественного дизайна – группа конструктивистов ИНХУКа. Движение к конструкции и ранний конструктивизм. Пространственные конструкции А.Родченко, братьев В.и Г.Стенбергов и К.Медунецкого, К.Иогансона, Н.Габо и В.Певзнера, Г. Клуциса. Проблемы функциональной целесообразности формы в творческих кредо художников-конструктивистов.
Творчество Ле Корбюзье. Развитие концепции «Дом-машина для жилья».
Лидеры «Современного Движения», их влияние на развитие архитектуры и дизайна. Творчество Ле Корбюзье. Его пять принципов архитектуры. «Модулор» - новая система пропорций. Развитие концепции "Дом-машина для жилья". Принцип стандартизации в архитектурной и дизайнерской деятельности Ле Корбюзье.
«Интернациональный стиль» Л.Мис ван дер Роэ.
"Интернациональный стиль". Л.Мис ван дер Роэ как один из основоположников «Современного движения» в архитектуре, его работа в Баухауз и Иллионойском технологическом институте. Основы его творческой концепции. Значение творчества Мис ван дер Роэ.
Творчество Ф.Л.Райта. Его концепция «органической» архитектуры.
Основные принципы творческой деятельности Ф.Л.Райта, его универсальность. Ф.Л. Райт как архитектор, стиль «прерий». Концепция «органической» архитектуры. Педагогическая деятельность Ф.Л.Райта. Традиция и новаторство. Влияние Ф.Л.Райта на сферу предметно-пространственного творчества в США и Европе.
Традиция и новаторство в художественной концепции стиля Арт-Деко.
Европейский дизайн 20-40-х годов. Стилевые направления в европейском формообразовании. Стиль Арт-Деко: время возникновении, периодизация. Традиция и новаторство в художественной концепции стиля Арт-Деко.
Особенности американской модели «Дизайна для всех» в 20-30е годы ХХ в.
Особенности американской модели «Дизайна для всех». Американский вариант стиля Арт-Деко. Пропаганда дешевого и делового метода конструирования. Роль дизайна в формировании американского общества массового потребления. Дизайн и техника. Теория обтекаемой формы в американском дизайне 20-30-х годов (стримлайн) как отражение всеобщего стремления к прогрессу. Эргономический и органический дизайн. Особенности формирование профессии «дизайнер».
-
Содержание
- Программа государственного экзамена по дисциплине «История культуры и искусств»
- Происхождение искусства. Характеристика видов искусств.
- Особенности первобытного искусства.
- Мировоззренческие представления древних египтян и их отражение в искусстве.
- Образ человека в скульптуре Древней Греции.
- Особенности архитектуры Древней Греции. Архитектурный ордер.
- Архитектура Древнего Рима
- Римский скульптурный портрет.
- Культура и искусов Византии
- Особенности романского искусства
- Особенности готического искусства
- Культура и искусство раннего Возрождения.
- Культура и искусство Высокого Возрождения
- Особенности изобразительного искусства Северного Возрождения.
- Классицизм как творческий метод в архитектуре и изобразительном искусстве XVII века.
- Принципы и стилевые особенности барокко в изобразительном искусстве и архитектуре XVII века.
- Особенности изобразительного искусства Голландии и Фландрии xyii века.
- Традиции и новаторство в искусство Испании xyii века.
- Французское искусство второй половины XVIII века как отражение идеалов европейского Просвещения.
- Особенности английского изобразительного искусства XVIII-XIX веков.
- Романтизм в изобразительном искусстве первой трети XIX века. Национальные особенности. Франция. Англия. Германия. Россия.
- Реализм как творческий метод и ведущее художественное направление в западноевропейском искусстве второй половины XIX века.
- Стиль модерн в архитектуре и изобразительном искусстве Европы и сша конца XIX-начала хх века.
- Импрессионизм как творческий метод в европейском и русском искусстве
- Художественно-эстетические искания постимпрессионистов.
- Природа разных течений европейского модернизма в изобразительном искусстве 1900-1910-х годов.
- Европейский и американский изобразительный авангард 1920-1950-х годов.
- Основные направления в западноевропейской и американской архитектуре первой половины хх века
- Эволюция и особенности художественного языка русского иконописного искусства.
- Архитектурные школы Древней Руси
- Особенности русской архитектуры первой половины XVIII века.
- Изобразительное искусство России XVIII века.
- Архитектура классицизма в России: предпосылки появления и основные принципы.
- «Товарищество передвижных художественных выставок» как выражение идейно-художественных исканий в русском искусстве XIX века.
- Значение творческих объединений художников в России конца XIX- начала XX века.
- Стиль модерн в русской архитектуре и живописи конца XIX-начала хх веков.
- Художественные особенности различных течений в русском авангарде.
- Рационализм и конструктивизм советской архитектуры 1920-х гг.
- Соцреализм как творческий метод.
- Советское изобразительное искусство 1960-80-х годов.
- Современная архитектура: направления, тенденции, имена
- Программа государственного экзамена по дисциплине «История дизайна»
- Промышленная революция в Европе. Научно-технические открытия и изобретения конца XVIII – начала XIX вв. Первые всемирные промышленные выставки.
- Первые теории дизайна. Уильям Моррис и Движение «Искусства и ремесла».
- Поиски новых принципов стиле- и формообразования стиля в Европе на рубеже XIX-XX веков.
- Зарождение функционализма в Европе и Америке. Германский Веркбунд.
- Процессы формообразования в предметно-пространственной среде в конце XIX – начале хх вв.: Талашкино, Абрамцево.
- Германский баухауз как первая школа дизайна.
- Особенности и этапы развития отечественного дизайна. Вхутемас (вхутеин).
- Полемика «супрематистов» и «конструктивистов» и поиски новой концепции стилеобразования предметно-пространственной среды.
- Итальянский дизайн второй половины хх века
- Особенности развития советского дизайна во второй половине хх века.
- Особенности европейского дизайна второй половины хх века.
- Дизайн в контексте современной проектной и художественной культуры.