logo
Программа ГЭК РУИ (2012)

Реализм как творческий метод и ведущее художественное направление в западноевропейском искусстве второй половины XIX века.

Проблема исторических модификаций реализма (реализм римского скульптурного портрета, реализм барокко, просветительский реализм и т.п.). Первый этап (1850-1860 гг.) - универсальность, энциклопедичность картины общественной жизни. Второй этап (последняя треть XIX в.) - поиск и многообразие вариантов художественных ответов на «вопросы» эпохи.

Предмет реалистического отражения - жизнь в ее непрерывном и закономерном развитии. Основной принцип художественного образа - типизация, обобщение явлений социальной действительности, духовного содержания социального бытия человека.

Критический реализм - историческая форма реалистического типа творчества. Острота социальной критики: открытость обличительной тенденции; демократизм авторской позиции; «маленький человек» в противостоянии враждебному социуму.

Развитие французского реализма. Творчество К. Коро и мастеров «Барбизонской школы». Т. Руссо, Ж. Дюпре, Ш. Добиньи. Ф. Милле, О. Домье - представители критического реализма. Г. Курбе – «апостол реализма». Значение художественных открытий Г. Курбе. Интерес к изображению обыденной жизни в немецком изобразительном искусстве. Бидермейер - направление немецкой культуры 30-40-х гг. XIX века; К Шпицвег. Тема народной жизни и труда в творчестве Менцеля.