4. Культура как система знаков
Культура имеет свой язык, который несет в себе надприрод-ную сущность, он создан искусственно. Это особая сфера, которая занимает культурное пространство общества.
Эту сферу рассматривает семиотическое определение культуры.
Семиотика – наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем в человеческом обществе, в природе или в самом человеке.
Знак – это предмет, действие или событие, заменяющее другой предмет, действие, событие. Язык жестов являлся одной из ранних знаковых систем, в которой каждое слово – знак, заменяющий тот предмет, который этим словом обозначен.
В обществе существуют знаки нескольких типов, такие как:
1) знаки-копии, воспроизводят то, что есть в действительности (фотография);
2) знаки-признаки, несущие информацию о предмете (высокая температура больного);
3) знаки-сигналы – информация, не связанная с предметами (явлениями), о которых они информируют (школьный звонок);
4) знаки-символы, несущие информацию о предмете (явлении) на основе его сущности (государственный герб);
5) языковые знаки.
Существуют знаковые системы. Наиболее простая – знаковая система приветствий: разного рода поклоны, рукопожатия, поцелуи, похлопывания по плечу и т. п., сопровождаемые словесными формулами («здравствуй», «очень приятно»).
Известные знаковые системы: уличные знаки, азбука Морзе и т. д. Сложная знаковая система – язык. В отличие от других знаков, знаки языка многозначны.
Вся культура в целом передается из поколения в поколение через знаки и их системы, задача каждого человека – понять смысл и значение как можно большего числа знаков, чтобы мир культуры раскрыл свои глубины.
Знак имеет материальную, идеальную форму, содержание, сложное и многоплановое.
Семиотический подход рассматривает культуру как мир символов. Особый интерес представляют труды Э. Кассирера и Ю. Лотмана.
Они акцентируют внимание на семиотическом (структурно-символическом) характере искусства во всех его разновидностях (музыке, живописи, развлекательной деятельности).
Немецкий философ Эрнст Кассирер (1874–1945), автор труда «Философия символических форм», в основу своей концепции культуры закладывает человеческую способность к систематической и постоянной символизации.
Символическая концепция происхождения культуры – культурологическая теория, рассматривающая культуру как синтез разнообразных символов (язык, письменность, искусство, наука и т. д.).
Истоки культуры Кассирер ищет в возможности человека создавать некий искусственный мир. Реальность при этом обозначается определенными символами. Специфика человеческой жизни – человек живет в созданной им самим символической системе.
По мере возрастания символической активности физическая реальность становится для человека второстепенной (сравнение: европейский ученый, африканский дикарь).
Цивилизованный человек взаимодействует с вещами с помощью искусственных средств, языковых форм, художественных образов, мифических символов, религиозных обрядов. На основе этого Кассирер предложил называть человека «символическим животным», а не «мыслящим животным», как это уже стало традиционным.
- 2. Состав и структура культурологического знания
- Лекция 2. Культурология и философия культуры, социология культуры
- 1. Основные течения и школы в западной философии культуры XIX–XX вв.
- 2. Философия культуры в России в XIX–XX вв.
- 3. Социология культуры
- Лекция 3. Культурная антропология. Культурология и история культуры
- 1. Культурная антропология
- 2. Культурология и история культуры
- 3. Художественный стиль как символическое выражение души культуры
- Лекция 4. Теоретическая и прикладная культурология
- 1. Теоретические исследования в культурологии
- 2. Прикладные исследования в культурологии
- Лекция 5. Методы культурологических исследований
- 1. Своеобразие культурологии как комплексной науки
- 2. Методы культурологических исследований
- 3. Основные формы духовной культуры
- Лекция 6. Культурология как наука о культуре
- 1. Культура как предмет культурологии
- 2. Формирование понятия «культура» и его философское осмысление
- 3. Понятие «культура» в языках различных наук и в разговорном языке
- Лекция 7. Взаимосвязь культуры и цивилизации
- 1. Формирование и основные значения понятия «цивилизация»
- 2. Типы цивилизаций
- 3. Специфика и основные черты техногенной цивилизации
- 4. Взаимосвязь понятий «культура» и «цивилизация»
- Лекция 8. Основные понятия культурологии
- 1. Культурогенез (происхождение и развитие культуры)
- 2. Культурные ценности и нормы
- 3. Динамика культуры
- 4. Модернизация культуры
- 5. Морфология культуры
- 6. Культурные традиции
- Лекция 9. Модели культуры
- 1. Классическая и современная модели культуры
- 2. Массовая и элитарная культуры
- 3. Субкультура и контркультура
- 4. Культура как система знаков
- 5. Информационное определение культуры
- Лекция 10. Типология культур
- 1. Типология культуры
- 2. Этнический и национальный типы культуры
- 3. «Восток – Запад» в культурологии
- 4. Россия и тип ее культуры
- Лекция 11. Локальные культуры
- 1. Локальные культуры как модель развития человечества. Концепция культурно-исторических типов (н.Я. Данилевский)
- 2. Локальные культуры и локальные цивилизации (о. Шпенглер и а. Тойнби)
- 3. Теория культур-цивилизаций с. Хантингтона
- Лекция 12. Место и роль россии в мировой культуре
- 1. Культура России и русский национальный характер
- 2. Славянский элемент культуры России
- 3. Православные мотивы культуры России: самобытное и заимствованное
- 4. «Москва – третий Рим» как воплощение идей мессианства в русской культуре
- 5. Западники и славянофилы о русской культуре и исторической судьбе России
- Лекция 13. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе
- 1. Факторы и механизмы трансформации культуры
- 2. Универсализация и трансформация культуры в эпоху глобализации
- 3. Рутинизация и виртуализация культуры
- 4. Глобализация как основание межкультурного диалога
- Лекция 14. Культура и социум
- 1. Культура и природа
- 2. Культура и общество
- 3. Культура и глобальные проблемы современности
- 4. Культура и личность
- 5. Социализация и инкультурация
- Раздел II. История мировой художественной культуры Лекция 15. Особенности древних культур
- 1. Первобытная культура
- 2. Особенности великих культур древности (Шумер и Древний Египет)
- Лекция 16. Культура античности
- 1. Культура античности
- 2. Древняя Греция
- 3. Эпоха архаики и ее культурные достижения
- 4. Классический период
- 5. Эллинская культура
- 6. Культура Древнего Рима
- Лекция 17. Культуры Востока
- 1. Культура Арабского халифата
- 2. Культура Древней Индии
- 3. Культура Китая
- 4. Культура Японии
- Лекция 18. Культура Европы
- 1. Культура Византии
- 2. Культура средневековой Европы
- 3. Культура эпохи Возрождения
- 4. Европейская культура эпохи Просвещения
- Лекция 19. Культура России IX–XIX вв
- 1. Культура Древней Руси
- 2. Культура Московского государства (XIV–XVII вв.)
- 3. Русская культура XVIII в.
- 4. Золотой век культуры России
- Лекция 20. Культура советского государства
- 1. Специфика культуры в России послереволюционного периода
- 2. Культура ссср в 1930-1950-е гг.
- 3. Культура Советского государства в 60-80-е гг. XX в.
- 4. Проблема современной российской культуры
- Раздел III. Приложение
- 1. Концепция происхождения культуры ф.Ницше
- 2. Взгляды а.Тойнби на теорию человеческой цивилизации
- 3. Теория культуры н.Бердяева
- 4. З. Фрейд и его концепция сознательного и бессознательного
- 5. Культурологическая концепция н.Я.Данилевского
- 6. Философская концепция функционирования культуры о.Шпенглера
- 7. Теория суперсистем п.А.Сорокина
- 8. Преодоление идей катастрофизма к. Ясперсом
- 9. Концепция культурных архетипов е.Г.Юнга
- 10. Культурологическая концепция д.Б. Вико
- 11. Йохан Хейзинга. Xomo ludens
- 12. Умберто Эко. От интернета к гуттенбергу (пер. М.С. Атчиковой)
- (Пер. Н.Н. Ефремова)
- 14. Мишель Фуко. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы (пер. В.А. Шкуратова)
- 15. Роберт Бертон. Анатомия меланхолии (пер. В.А. Шкуратова)
- Библиография