Значение творческих объединений художников в России конца XIX- начала XX века.
Сложная картина русского искусства на рубеже XIX-начала XX веков. Активная выставочная и теоретическая жизнь. Поиск нового языка для воплощения проблем современности. Деятельность творческих объединений художников в контексте художественных исканий конца XIX-начала ХХ вв., их эстетические программы.
Художественное объединение «Мир искусства». Отрицание принципов академического искусства. Эстетизм, вера в красоту и объединяющую силу искусства, «пиетет к самой идее культурности». Творчество А.Н. Бенуа, К.А. Сомова, Л. Бакста и др. Книжная графика и театрально-декорационное искусство в творчестве художников-мирискуссников.
Творчество художников «Бубнового валета». Общество «Бубновый валет» (Петр Кончаловский, Илья Машков, Роберт Фальк, Аристарх Лентулов, Александр Куприн и др.). Соединение традиций европейского постимпрессионизма и городского российского фольклора. Международные выставки Общества. Творчество Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой. Опора на национальный фольклор и примитив.
Русский символизм в живописи. М. Врубель, В. Борисов-Мусатов. Художественное объединение «Голубая роза». Парадокс символизма: стремление к преображению мира красотой, поиск сущности за видимостью – и постепенное «затемнение» стиля, разрыв с реальным миром и уход в декоративность.
-
Содержание
- Программа государственного экзамена по дисциплине «История культуры и искусств»
- Происхождение искусства. Характеристика видов искусств.
- Особенности первобытного искусства.
- Мировоззренческие представления древних египтян и их отражение в искусстве.
- Образ человека в скульптуре Древней Греции.
- Особенности архитектуры Древней Греции. Архитектурный ордер.
- Архитектура Древнего Рима
- Римский скульптурный портрет.
- Культура и искусов Византии
- Особенности романского искусства
- Особенности готического искусства
- Культура и искусство раннего Возрождения.
- Культура и искусство Высокого Возрождения
- Особенности изобразительного искусства Северного Возрождения.
- Классицизм как творческий метод в архитектуре и изобразительном искусстве XVII века.
- Принципы и стилевые особенности барокко в изобразительном искусстве и архитектуре XVII века.
- Особенности изобразительного искусства Голландии и Фландрии xyii века.
- Традиции и новаторство в искусство Испании xyii века.
- Французское искусство второй половины XVIII века как отражение идеалов европейского Просвещения.
- Особенности английского изобразительного искусства XVIII-XIX веков.
- Романтизм в изобразительном искусстве первой трети XIX века. Национальные особенности. Франция. Англия. Германия. Россия.
- Реализм как творческий метод и ведущее художественное направление в западноевропейском искусстве второй половины XIX века.
- Стиль модерн в архитектуре и изобразительном искусстве Европы и сша конца XIX-начала хх века.
- Импрессионизм как творческий метод в европейском и русском искусстве
- Художественно-эстетические искания постимпрессионистов.
- Природа разных течений европейского модернизма в изобразительном искусстве 1900-1910-х годов.
- Европейский и американский изобразительный авангард 1920-1950-х годов.
- Основные направления в западноевропейской и американской архитектуре первой половины хх века
- Эволюция и особенности художественного языка русского иконописного искусства.
- Архитектурные школы Древней Руси
- Особенности русской архитектуры первой половины XVIII века.
- Изобразительное искусство России XVIII века.
- Архитектура классицизма в России: предпосылки появления и основные принципы.
- «Товарищество передвижных художественных выставок» как выражение идейно-художественных исканий в русском искусстве XIX века.
- Значение творческих объединений художников в России конца XIX- начала XX века.
- Стиль модерн в русской архитектуре и живописи конца XIX-начала хх веков.
- Художественные особенности различных течений в русском авангарде.
- Рационализм и конструктивизм советской архитектуры 1920-х гг.
- Соцреализм как творческий метод.
- Советское изобразительное искусство 1960-80-х годов.
- Современная архитектура: направления, тенденции, имена
- Программа государственного экзамена по дисциплине «История дизайна»
- Промышленная революция в Европе. Научно-технические открытия и изобретения конца XVIII – начала XIX вв. Первые всемирные промышленные выставки.
- Первые теории дизайна. Уильям Моррис и Движение «Искусства и ремесла».
- Поиски новых принципов стиле- и формообразования стиля в Европе на рубеже XIX-XX веков.
- Зарождение функционализма в Европе и Америке. Германский Веркбунд.
- Процессы формообразования в предметно-пространственной среде в конце XIX – начале хх вв.: Талашкино, Абрамцево.
- Германский баухауз как первая школа дизайна.
- Особенности и этапы развития отечественного дизайна. Вхутемас (вхутеин).
- Полемика «супрематистов» и «конструктивистов» и поиски новой концепции стилеобразования предметно-пространственной среды.
- Итальянский дизайн второй половины хх века
- Особенности развития советского дизайна во второй половине хх века.
- Особенности европейского дизайна второй половины хх века.
- Дизайн в контексте современной проектной и художественной культуры.