logo search
idiotskaya_kulturologiа

44. Романтизм в западноевропейском искусстве 19 века

Романтизм в искусстве, как идейное направление изначально зародилось в Германии, в 1790-е гг., затем романтизм получил распространение в Англии, Франции и других западноевропейских регионах. Причинами зарождения романтизма послужили художественные поисками предромантических течений, кризис рационализма Просвещения, немецкая классическая философия, а так же Великая французская революция. По прошествии времени аксиология романтизма выходит за рамки искусства и начинает определять стиль философии, поведения, одежды, а также и других аспектов жизни. Романтики отвергают рационализм и практицизм Просвещения как механистичный, безличностный и искусственный. Вместо этого для них превыше всего эмоциональность выражения, вдохновение. Чувствуя себя свободными от приходящей в упадок системы аристократического правления, они стремились высказать свои новые взгляды, открытые ими истины. Изменилось их место в обществе. Они нашли своего читателя среди растущего среднего класса, готового эмоционально поддержать и даже преклоняться перед художником – гением и пророком. Сдержанность и смирение были отвергнуты. Им на смену пришли сильные эмоции, часто доходящие до крайностей. Возникновение романтизма способствовало появлению азартных игр, во всем мире и в частности в России возникают игорные дома, публикуются руководства по игре в карты. В литературе возникают образы игроков – людей, которые играют с судьбой.

Наиболее ярко романтизм в искусстве проявился через живопись и графику, менее отчетливо — в скульптуре и архитектуре (напр., ложная готика).Большинство национальных школ эпохи романтизма 19 века сложилось в борьбе с официальным академическим классицизмом. Романтизм развивался во многих странах тем самым вбирая в себя яркие национальные особенности каждого региона, обусловленное местными условиями и историческими традициями.

Одна из самых последовательных романтических школ сложилась во Франции, в период Реставрации Июльской монархии в упорной борьбе с догматизмом и отвлечённым рационализмом позднего академического классицизма. Выражая протест против угнетения и реакции, многие представители французского романтизма прямо или косвенно оказались связанными с социальными движениями 1-й половины 19 в. и нередко поднимались до истинной революционности, что и определило действенный, публицистический характер французского романтизма. Художники, объединяли формы бурным движением, использовали яркий насыщенный колорит и широкую, обобщенную манеру письма ( представители Т. Жерико, Э. Делакруа, О. Домье, пластика П.Ж. Давида д'Анже, А.Л. Бари, Ф. Рюда) В Великобритании романтической свежестью отмечены картины Дж. Констебла и Р. Бонингтона, необычностью образов и особенностью выразительных средств – работы У. Тёрнера, обращением к культуре Раннего Возрождения и средневековья – творчество мастеров позднее романтического движения (Бёрн-Джонса, Щ.Г. Россетти, Морриса и др.).

В России романтизм появился в работах многих мастеров ( представители А. 0. Орловский, О. А. Кипренский, В. А. Тропинин, К. П. Брюллов). В частности на формирование русского пейзажа ( представители Сильв. Ф. Щедрин, М. К. Воробьёв, М. И Лебедев, И. К. Айвазовский и др.). Русский романтизм в живописи отличался от западноевропейского в угоду иной исторической обстановки и иной культурной традиции. Французскую революцию нельзя причислить к причинам его возникновения, уж очень узкий круг людей возлагал какие-либо надежды на преобразования в ее ходе. А результаты революции и вовсе в ней разочаровали. В произведениях эпохи русского романтизма художники выразили дух свободолюбия, активного действия, страстно и темпераментно взывали к проявлению гуманизма. Актуальностью и психологизмом, небывалой экспрессией отличаются бытовые полотна русских живописцев. Одухотворенные, меланхоличные пейзажи – опять та же попытка романтиков проникнуть в мир человека, показать, как живется и мечтается человеку в подлунном мире.

Живопись эпохи романтизма 19 века, как в Европе, так и в работах русских мастеров получила достаточно широкое развитие. Излюбленными мотивами художников того времени были горные пейзажи и живописные руины. Основные черты романтизма – динамичность композиции, объёмная пространственность, насыщенный колорит, светотень (например, произведения Тёрнера, Жерико и Делакруа). Среди других художников-романтиков можно назвать Фузели, Мартина. Творчество прерафаэлитов и неоготический стиль в архитектуре также можно рассматривать как проявление Романтизма.