Художественная культура
Художественная культура начинается с искусства, но не сводится к нему. Искусство - ядро художественной жизни и культуры, ее важнейший элемент, вокруг которого образуются другие слои и пласты художественной жизни. В составе художественной культуры исследователи выделяют следующие компоненты:
- создателей художественных ценностей ( как профессиональных , так и самодеятельных);
- все, что относится к системе художественного образования (училища, художественные вузы, консерватории и т.п.);
- художественное производство, т.е. процесс создания художественных ценностей; художественная деятельность как таковая;
- продукты художественного творчества - художественные произведения;
- репродуцирование, тиражирование художественных произведений, художественные учреждения и средства доставки художественных ценностей (дворцы культуры, музеи, театры, периодические издания, средства массовой информации и т.д.);
- «потребителей» художественных произведений (читателей, зрителей, слушателей);
- систему художественного образования и воспитания в средней и высшей школе, учреждения, ведущие художественную пропаганду;
- систему поощрения, стимулирования деятелей художественной культуры, творцов художественных ценностей (премии, конкурсы, смотры, присвоение почетных званий);
- творческие союзы, объединяющие деятелей литературы и искусства;
- теорию художественной культуры, эстетику; науки об искусстве;
- литературно-художественную критику;
- наконец, органы управления художественной культурой
Чаще всего, например, выделяются следующие функции художественной культуры:
эстетическая, связанная со способностью искусства доставлять
отличался интенсивностью и динамизмом своего развития. Он был тесно связан с известными общественно -политическими процессами, происходившими в стране. Не зря это время называют политической и культурной «оттепелью».На формирование культуры «оттепели» сильнейшее воздействие оказало и бурное развитие научно— технического прогресса, определившее многие социально-экономические процессы этого периода. Экологические изменения в природе, миграция большого количества населения из деревни в город, усложнение жизни и быта в современных городах привели к серьезным изменениям в сознании и нравственности людей, что и стало предметом изображения в художественной культуре. В прозе В. Шукшина, Ю. Трифонова, В. Распутина, Ч. Айтматова, в драматургии А. Вампилова, В. Розова, А. Володина, в поэзии В. Высоцкого прослеживается стремление в бытовых сюжетах увидеть сложные проблемы времени.
В 60-70-е годы по-новому зазвучала тема ВОВ в прозе и кинематографе. Это прозаики — В. Астафьев, В. Быков, Г. Бакланов, В. Кондратьев, кинорежиссеры Г. Чухрай, С. Ростоцкий.
Подлинным явлением советской культуры стало рождение так называемой «деревенской прозы». . Содержание большинства произведений В. Астафьева, В. Белова, Ф. Абрамова, В. Распутина и других «деревенщиков» не оставляли равнодушным никого, ибо речь в них шла о проблемах общечеловеческих.
На смену приходит новый уклад сельской жизни, близкий городскому. Вследствие этого меняется коренное понятие деревенской жизни — понятие «дома», в которое издревле русские люди вкладывали и понятие «отечества», «родной земли», «семьи». Через осмысление понятия «дом» осуществлялась и глубокая связь поколений.
Проблема взаимоотношения человека и природы, одна из самых острых глобальных проблем XX века, получила свое особое художественное звучание также в 60-70-е годы. Нерациональное использование природных богатств, загрязнение рек и озер, уничтожение лесов явились тяжелейшими последствиями научно-технического прогрессаЖестокое, потребительское отношение к природе порождало в людях бессердечие, бездуховность.
Шестидесятые годы явили советскому обществу феномен прозы А. Солженицына. Именно в этот период появляются его рассказы «Один день Ивана Денисовича» и «Матренин двор», ставшие классикой инакомыслия тех лет. Подлинным открытием театральной культуры того времени явилось создание молодых театров-сту-
дий «Современник» и «Таганка». Заметным явлением художественной жизни тех лет явилась деятельность журнала «Новый мир» под руководством А. Твардовского.
Восьмидесятые годы — время сосредоточения художественной культуры вокруг идеи покаяния. Культура восьмидесятых годов отличается наметившейся тенденцией дать новую концепцию человека и мира, где общечеловеческое гуманистическое значимее, чем социально-историческое.
Религия рассматр-ся как серьезный фактор духовности и нравственности.
По телев-ю пропаганд-ся насилие, порн-я, низкопробная лит-ра и кино- повлияло на рост преступности.
нормативных аспектов человеческой деятельности. Воспитание определенного типа личности - главная
цель в функционировании духовной культуры.
В основе функционирования всей духовной культуры лежит деятельность по производству и воспроизводству духовных ценностей, а также деятельность по овладению этими ценностями.
Материальные и духовные реальности, созданные творческим трудом человека, называются артефактами, т. е. искусственно созданными. Таким образом, артефакты, будучи материальными или духовными ценностями, имеют не естественное, природное, происхождение, а задуманы и созданы человеком как творцом, хотя, конечно, он использует для этого в качестве исходного материалы объекты, энергию или сырье природы и действует в согласии с законами природы.
При более внимательном рассмотрении оказывается, что и сам человек относится к классу артефактов. С одной стороны, он возник в результате эволюции природы, имеет естественное происхождение, живет и действует как материальное существо, а с другой стороны, он существо духовное и социальное, живет и действует как созидатель, носитель и потребитель духовных ценностей, которые природа «сама по себе» создать не способна.
Сущность человека включает в себя качества и свойства как собственно природные, материальные, прежде всего биолого-физиологические, так и духовные, не материальные, продуцированные культурой и интеллектуальным трудом, художественным, научным или техническим творчеством.
В силу того, что человек, по своей природе существо духовно-материальное, он потребляет как материальные, так и духовные артефакты. Для удовлетворения материальных потребностей он создает и потребляет пищу, одежду, жилища, создает технику, материалы, здания, сооружения, дороги и т. п. Для удовлетворения духовных потребностей он создает художественные ценности, нравственные и эстетические идеалы, политические, идеологические и религиозные идеалы, науку и искусство. Человек создает и использует мир вещей и мир идей, который вращается вокруг него; и его роль — это роль творца, а место его в культуре — это место центра культуры. Человек творит культуру, воспроизводит и использует ее как средство для собственного развития. Он архитектор, строитель и житель того природного мира, который называется культурой мира, «второй природой», «искусственно созданным» обиталищем человечества.
Культура функционирует как живая система ценностей, как живой организм до тех пор, пока активно действует человек как творческое, создающее и активно действующее существо. Человек организовывает потоки ценностей по каналам культуры, он совершает обмен и распределение их, он сохраняет, продуцирует и потребляет как материальные, так и духовные продукты культуры, а осуществляя эту работу, он созидает и самого себя как субъекта культуры, как социального существа.
Человек — и начало и результат в развитии культуры, и цель и средство ее функционирования, и замысел ее и воплощение.
а) целесообразное формирование материальной среды производства
(совершенствование организации и условий труда, возрастание интеллектуального содержания труда, производственное обучение, производственные знания и навыки и т.п.);
б) изменение и формирование материальной среды быта (материальная сторона бытовых обрядов и ритуалов, совершенствование бытового труда и т.п.);
в) изменение социальной среды для физического совершенствования и развития человека (организация здравоохранения, физической культуры, социальной гигиены, охрана природы и т.п.).
Материальная культура более непосредственно и более прямо обусловлена качествами и свойствами природных объектов, той разновидностью форм вещества, энергии и информации, которые используются человеком в качестве исходных материалов или сырья при создании материальных предметов, материальных продуктов и материальных средств существования человека.
Материальная культура это духовность человека, воплощенная в форму вещи; это человеческая душа, осуществленная в вещах; это материализовавшийся и опредметившийся дух человечества.
В материальную культуру входят прежде всего разнообразные средства материального производства. Это энергетические и сырьевые ресурсы неорганического или органического происхождения, геологические, гидрологические или атмосферные составляющие технологии материального производства. Это разнообразные средства потребления и продукты материального производства. Это различные виды материально-предметной, практической деятельности человека. Это материально-предметные отношения человека в сфере технологии производства или в сфере обмена, т. е. производственные отношения. Однако, следует подчеркнуть, что материальная культура человечества всегда шире существующего материального производства. В нее входят все виды материальных ценностей: архитектурные ценности, здания и сооружения, средства коммуникации и транспорта. Кроме того материальная культура хранит в себе материальные ценности прошлого — памятники, археологические объекты, оборудованные памятники природы и т. п. Следовательно, объем материальных ценностей культуры шире объема материального производства, и уже поэтому нет тождества между материальной культурой в целом и материальным производством в частности.
Материальная культура в целом, как и материальное производство в частности, оценивается культурологией с точки зрения создаваемых ими средств и условий для совершенствования жизнедеятельности человека, для развития его «Я», его творческих потенций, сущности человека как разумного существа, с точки зрения роста и расширения возможностей реализации способностей человека как субъекта культуры. В этом смысле понятно, что как на различных этапах эволюции материальной культуры, так и в конкретно-исторических общественных способах материального производства, складывались различные условия и создавались различные по уровню совершенства средства для воплощения творческих идей и замыслов человека в стремлении улучшить мир и самого себя.
Гармоничные отношения между материально-техническими возможностями и преобразующими замыслами человека в истории существуют не всегда, но когда это объективно становится возможным, культура развивается в оптимальных и сбалансированных формах. Если гармонии нет — культура становится неустойчивой, несбалансированной, и страдает либо инерционностью и консервативностью, либо утопичностью и революционизмом.
ляют термин «культура»:
— политическая,
— правовая,
— эстетическая (искусство, литература),
— этическая (иногда — нравственная или мораль),
— философская,
— социальная (язык, быт, традиции и обычаи,)
религиозная
Существуют виды культуры, которые невозможно однозначно отнести только к материальной или духовной области. Они представляют собой вертикальное сечение культуры, пронизывающее всю ее систему. Это такие виды культур как экономическая, политическая, экологическая, эстетическая.
Экономическую культуру можно определить как комплекс элементов и явлений культуры, стереотипов экономического сознания, мотивов ведения, экономических институтов, обеспечивающих воспроизводство экономической жизни.
Политическая культура в качестве своих структурных элементов включает в себя культуру политического сознания, культуру политического поведения и культуру функционирования государственных и политических институтов. С этой точки зрения политическая культура будет представлять собой совокупность элементов и феноменов сознания культуры в целом, политического поведения, формирования и функционирования государства и политических институтов, обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества, политического процесса.
В процессе потребления ценностей духовной культуры человек развивается как личность, формирует самого себя. Это выступает предпосылкой к непосредственному участию человека в духовном производстве, в производстве ценностей духовной культуры. Процесс духовного потребления регламентируется характером и развитием духовных потребностей, которые выступают важным элементом, «клеточкой» всей структуры функционирования духовной культуры общества. Именно по состоянию потребностей широких масс в пользовании ценностями духовной культуры и самостоятельной творческой деятельности можно судить о духовной атмосфере данного общества.
В качестве одной из важнейших подсистем духовной культуры выступает
художественная культура. Ее можно определить как совокупность созданных обществом художественных ценностей, а также как процесс их создания, распространения и восприятия, усвоения обществом и каждым отдельным человеком.
Художественная культура начинается с искусства, но не сводится к нему. Искусство - ядро художественной жизни и культуры, ее важнейший элемент, вокруг которого образуются другие слои и пласты художественной жизни. Развитие художественной культуры, как и культуры вообще, решающим образом зависит от культурной политики, проводимой государством, творческими организациями и другими субъектами, воздействующими на культурную жизнь.
еловеку эстетическое наслаждение;
познавательная, выражающая
специфику искусства как познания жизни через систему художественных образов;
идеологическая, означающая,
что искусство выступает выразителем и проводником того или иного мировоззрения;
- воспитательная, заключающаяся в воздействии искусства на людей, в его возможностях формировать духовный мир человека;
- коммуникативная функция, которая означает, что художественная культура служит каналом передачи не только знаний, но и чувств, она является средством духовного общения людей.
Развитие художественной культуры, как и культуры вообще, решающим образом зависит от культурной политики, проводимой государством, творческими организациями и другими субъектами, воздействующими на культурную жизнь.
ВИДЫ ИСКУССТВ,
Искус-во – особая форма общ сознания, и деятельности ч-ка в основе к-го лежит худ-но-образное отражение действительности. В процессе ист. Развития сложились разл. Его виды: арх-ра, изоб иск-во(живопись. Скульптура, графика) декоративно-прикл. Иск-во, лит-ра, хореография, музыка, театр, кино, дизайн.Классификация икусств: 1. пространственные, статические(арх-ра, изобр. Ис-во), временные или динамические(лит-ра, музыка) и пространственные временные (балет, театр, кино)
Архитектура (зотчество)- иск-во строить.
Живопись - - цвет +рисунок: виды: монументальная, станковая, театрально-декоративная, миниатюра. миниатюра
Монументальная (фреска, мозаика витраж, восковая живопись)
Станковая на станке на мольберте
Графика (линия, штрих, тень и свет)
Виды графики станковая. Книжная, плакат, журнальная, газетная.промышленная
Скульптура монументальная, станковая, декоративная.
Декоративно-прикладное ис-во: отрасли- керамика, юв. Изд. Посуда, мебель, резьба.
Литература- иск-во слова