logo
Шпоры по культурологии / 3

1) Пост 15 с. Вкпб Овсеобщем обяз нач. Образ-и

2)Сталин (30 г) –идея обновления экон-х кадров

В1934 г. – 1 с. сов-х писателей, на к-м в кач-ве основноготворческого метода был рекомендован «Социал-й реализм» Новый метод предписывал художникам худ-м и сод-е, и структурные принципы произвед-я, предполагая сущ-е «нового типа сознания», к-е появилось в рез-те утверждения марксизма-ленинизма. Признавался единств-но верным совершенно творчестким методом Писатели- инженеры чел-х душ.

Повышается роль исторического романа. (Петр 1» А. Толстой, «Радищев» О. Форш, «Чингиз-Хан» В. Ян.

В эти же годы наступает расцвет советской детской литерату­ры. Ее большими достижениями стали стихи для детей В. Маяков­ского, С. Маршака, К. Чуковского, С. Михалкова, повести А. Гайдара, Л. Кассиля, В. Каверина, сказки А. Толстого, Ю. Олеши.

С первых дней ВОВ сов. ис­кусство целиком и полностью посвятило себя делу спасения Отече­ства.

Необыкновенного звучания в этот период достигли совет­ская поэзия и песня. Подлинным гимном народной войны стала песня В. Лебедева-Кумача и А. Александрова «Священная война». В форме клятвы, плача, проклятья, прямого призыва создавалась военная лирика М. Исаковского, С. Щипачева, А. Твардовского, А. Ахматовой, А. Суркова, Н. Тихонова, О. Берггольц, Б. Пастерна­ка, К. Симонова.

В годы войны было создано седьмая симфония Д. Шостаковича.

В 1942 году симфония была исполнена в США и в других стра­нах антифашистской коалиции. Общ. резонанс

В годы войны советская драматургия создала подлинные ше­девры театрального искусства. Речь идет о пьесах Л. Леонова «На­шествие», К. Симонова «Русские люди», А. Корнейчука «Фронт».

Исключительным успехом пользовались в военные годы кон­церты симфонического оркестра Ленинградской филармонии под управлением Е. Мравинского, ансамбля песни и пляски Советской Армии под руководством А. Александрова, русского народного хора им. М. Пятницкого, солистов К. Шульженко, Л. Руслановой, А. Рай-кина, Л. Утесова, И. Козловского, С. Лемешева и многих других.

В послевоенное время На документальной основе создаются роман А. Фадеева «Молодая гвардия» и «Повесть о насто­ящем человеке» Б. Полевого.

В советской гуманитарной науке этого периода начинают раз­рабатываться новые подходы к исследованию общественного созна­ния. Это связано с тем, что советский народ начинает знакомиться с культурой других стран и осуществлять духовные контакты со все­ми континентами.

Художественный процесс 60-70-х годов

Человек-субъкт и объект культуры

Социально-преобразовательная деятельность людей осуще­ствляется в двух главных сферах человеческого бытия. Таковыми выступают: деятельность по созданию и преобразованию матери­альных объектов (материально-преобразующая деятельность);деятельность, направленная на преобразование, формирование духовного мира человека (духовно-преобразующая деятельность). В соответствии с двумя основными видами деятельности выделя­ют две основные взаимосвязанные структурные части культуры как целостного социального образования: материальная культура, духовная культура.

Каждая из этих составных частей культуры имеет, в свою очередь, сложное строение, включая целый ряд элементов. Все они в своем развитии связаны как с преобразованием внешнего мира, так и с преобразованием самого человека. Человек высту­пает здесь одновременно и как субъект культуры, ее творец, и как объект ее воздействия.

Каждый шаг в развитии человека как сознательного, твор­ческого существа воплощается в продуктах материального и ду­ховного производства, в результатах социально-организующей и социально-преобразующей деятельности. Результаты деятельно­сти человека опредмечиваются в создаваемых людьми орудиях и средствах труда, общественных и социально-политических отно­шениях, нормах и ценностях, научных открытиях и произведениях искусства.

Этот социально-предметный мир, с одной стороны, служит показателем уровня развития людей, породивших этот мир куль­туры. Но с другой - он образует основу для жизни и деятельности новых поколений. Распредмечивая этот мир культуры, люди пре­вращают его в средство формирования своей культуры, своего собственного развития. Человека формирует и воспитывает не только мир идей. дела и поступки людей, но и предметный мир предшествующих поколений.

Таким образом, выделение составных частей культуры имеет важное теоретическое и практическое значение, так как каждая из них имеет определенную специфику. Эта специфика определя­ется характером жизнедеятельности людей и способом «передачи» культуры во взаимосвязи поколений.

Материальная культура. Материальная культура характери­зует процесс деятельности людей в материальной сфере бытия общества. циркового и эстрадного искусства.

Духовная культура. Духовная культура - это качественные достижения и широта достигнутого кругозора, это внедрение в общественную жизнь идей и знаний, характерных для каждой эпохи.

Духовная культура включает в себя все виды, формы и уров­ни общественного сознания. Вместе с тем ее нельзя сводить к сознанию, ибо она функционирует в обществе посредством ос­воения и развития как самих идей, так и ценностно-