logo
Шпоры по культурологии / 3

Художественная культура

Художественная культура начинается с искусства, но не сводится к нему. Искусство - ядро художественной жизни и куль­туры, ее важнейший элемент, вокруг которого образуются другие слои и пласты художественной жизни. В составе художественной культуры исследователи выделя­ют следующие компоненты:

- создателей художественных ценностей ( как профессио­нальных , так и самодеятельных);

- все, что относится к системе художественного образова­ния (училища, художественные вузы, консерватории и т.п.);

- художественное производство, т.е. процесс создания ху­дожественных ценностей; художественная деятельность как таковая;

- продукты художественного творчества - художественные произведения;

- репродуцирование, тиражирование художественных про­изведений, художественные учреждения и средства доставки ху­дожественных ценностей (дворцы культуры, музеи, театры, пе­риодические издания, средства массовой информации и т.д.);

- «потребителей» художественных произведений (читателей, зрителей, слушателей);

- систему художественного образования и воспитания в средней и высшей школе, учреждения, ведущие художественную пропаганду;

- систему поощрения, стимулирования деятелей художест­венной культуры, творцов художественных ценностей (премии, конкурсы, смотры, присвоение почетных званий);

- творческие союзы, объединяющие деятелей литературы и искусства;

- теорию художественной культуры, эстетику; науки об искусстве;

- литературно-художественную критику;

- наконец, органы управления художественной культурой

Чаще всего, напри­мер, выделяются следующие функции художественной культуры:

  1. эстетическая, связанная со способностью искусства дос­тавлять

отличался интенсивностью и динамизмом своего развития. Он был тесно связан с известными общественно -политическими процессами, происходившими в стра­не. Не зря это время называют политической и культурной «оттепелью».На формирование культуры «оттепели» сильнейшее воздей­ствие оказало и бурное развитие научно— технического прогресса, определившее многие социально-экономические процессы этого периода. Экологические изменения в природе, миграция большого количества населения из деревни в город, усложнение жизни и быта в современных городах привели к серьезным изменениям в сознании и нравственности людей, что и стало предметом изображения в ху­дожественной культуре. В прозе В. Шукшина, Ю. Трифонова, В. Рас­путина, Ч. Айтматова, в драматургии А. Вампилова, В. Розова, А. Во­лодина, в поэзии В. Высоцкого прослеживается стремление в быто­вых сюжетах увидеть сложные проблемы времени.

В 60-70-е годы по-новому зазвучала тема ВОВ в прозе и кинематографе. Это прозаики — В. Астафьев, В. Быков, Г. Бакланов, В. Кондратьев, кинорежиссеры Г. Чухрай, С. Ростоцкий.

Подлинным явлением советской культуры стало рождение так называемой «деревенской прозы». . Содержание большинства произведений В. Астафьева, В. Белова, Ф. Абрамова, В. Распутина и других «деревенщиков» не оставляли равнодушным никого, ибо речь в них шла о проблемах общечеловеческих.

На смену приходит новый уклад сельской жизни, близкий городскому. Вследствие этого меняется коренное по­нятие деревенской жизни — понятие «дома», в которое издревле русские люди вкладывали и понятие «отечества», «родной земли», «семьи». Через осмысление понятия «дом» осуществлялась и глубо­кая связь поколений.

Проблема взаимоотношения человека и природы, одна из са­мых острых глобальных проблем XX века, получила свое особое художественное звучание также в 60-70-е годы. Нерациональное ис­пользование природных богатств, загрязнение рек и озер, уничто­жение лесов явились тяжелейшими последствиями научно-техни­ческого прогрессаЖестокое, потребительское отношение к природе порождало в лю­дях бессердечие, бездуховность.

Шестидесятые годы явили советскому обществу феномен прозы А. Солженицына. Именно в этот период появляются его рас­сказы «Один день Ивана Денисовича» и «Матренин двор», ставшие классикой инакомыслия тех лет. Подлинным открытием театраль­ной культуры того времени явилось создание молодых театров-сту-

дий «Современник» и «Таганка». Заметным явлением художествен­ной жизни тех лет явилась деятельность журнала «Новый мир» под руководством А. Твардовского.

Восьмидесятые годы — время сосредоточения художественной культуры вокруг идеи покаяния. Культура восьмидесятых годов отличается наметившейся тенденцией дать новую концепцию человека и мира, где общечело­веческое гуманистическое значимее, чем социально-историческое.

Религия рассматр-ся как серьезный фактор духовности и нравственности.

По телев-ю пропаганд-ся насилие, порн-я, низкопробная лит-ра и кино- повлияло на рост преступности.

нормативных аспектов человеческой деятельности. Воспитание определенного типа личности - главная

цель в функционировании духовной культуры.

В основе функционирования всей духовной культуры лежит деятельность по производству и воспроизводству духовных цен­ностей, а также деятельность по овладению этими ценностями.

Материальные и духов­ные реальности, созданные творческим трудом человека, называ­ются артефактами, т. е. искусственно созданными. Таким образом, артефакты, будучи материальными или духовными ценностями, имеют не естественное, природное, происхождение, а задуманы и со­зданы человеком как творцом, хотя, конечно, он использует для это­го в качестве исходного материалы объекты, энергию или сырье при­роды и действует в согласии с законами природы.

При более внимательном рассмотрении оказывается, что и сам человек относится к классу артефактов. С одной стороны, он возник в результате эволюции природы, имеет естественное происхождение, живет и действует как материальное существо, а с другой стороны, он существо духовное и социальное, живет и действует как созида­тель, носитель и потребитель духовных ценностей, которые природа «сама по себе» создать не способна.

Сущность человека включает в себя качества и свойства как собственно природные, мате­риальные, прежде всего биолого-физиологические, так и духовные, не материальные, продуцированные культурой и интеллектуальным трудом, художественным, научным или техническим творчеством.

В силу того, что человек, по своей природе существо духовно-материальное, он потребляет как материальные, так и духовные артефакты. Для удовлетворения материальных потребностей он создает и потребляет пищу, одежду, жилища, создает технику, материалы, здания, сооружения, дороги и т. п. Для удовлетворе­ния духовных потребностей он создает художественные ценнос­ти, нравственные и эстетические идеалы, политические, идео­логические и религиозные идеалы, науку и искусство. Человек создает и использует мир вещей и мир идей, который вращается вокруг него; и его роль — это роль творца, а место его в культуре — это место центра культуры. Человек творит культу­ру, воспроизводит и использует ее как средство для собственного развития. Он архитектор, строитель и житель того природного ми­ра, который называется культурой мира, «второй природой», «ис­кусственно созданным» обиталищем человечества.

Культура функционирует как живая система ценностей, как живой организм до тех пор, пока активно действует человек как творческое, создающее и активно действующее существо. Человек организовывает потоки ценностей по каналам культуры, он совер­шает обмен и распределение их, он сохраняет, продуцирует и по­требляет как материальные, так и духовные продукты культуры, а осуществляя эту работу, он созидает и самого себя как субъекта культуры, как социального существа.

Человек и начало и результат в разви­тии культуры, и цель и средство ее функционирования, и замысел ее и воплощение.

а) целесообразное формирование материальной среды про­изводства

(совершенствование организации и условий труда, возрастание интеллектуального содержания труда, производст­венное обучение, производственные знания и навыки и т.п.);

б) изменение и формирование материальной среды быта (материальная сторона бытовых обрядов и ритуалов, совершенст­вование бытового труда и т.п.);

в) изменение социальной среды для физического совершен­ствования и развития человека (организация здравоохранения, физической культуры, социальной гигиены, охрана природы и т.п.).

Материальная культура более непосредственно и более прямо обусловлена качествами и свойствами природных объектов, той раз­новидностью форм вещества, энергии и информации, которые ис­пользуются человеком в качестве исходных материалов или сырья при создании материальных предметов, материальных продуктов и материальных средств существования человека.

Материальная культура это духовность человека, воплощен­ная в форму вещи; это человеческая душа, осуществленная в вещах; это материализовавшийся и опредметившийся дух человечества.

В материальную культуру входят прежде всего разнообраз­ные средства материального производства. Это энергетические и сы­рьевые ресурсы неорганического или органического происхожде­ния, геологические, гидрологические или атмосферные составляю­щие технологии материального производства. Это разнообразные средства потребления и продукты матери­ального производства. Это различные виды материально-предмет­ной, практической деятельности человека. Это материально-пред­метные отношения человека в сфере технологии производства или в сфере обмена, т. е. производственные отношения. Однако, следует подчеркнуть, что материальная культура человечества всегда шире существующего материального производства. В нее входят все виды материальных ценностей: архитектурные ценности, здания и соору­жения, средства коммуникации и транспорта. Кроме того материальная культура хранит в себе материаль­ные ценности прошлого — памятники, археологические объекты, оборудованные памятники природы и т. п. Следовательно, объем ма­териальных ценностей культуры шире объема материального про­изводства, и уже поэтому нет тождества между материальной куль­турой в целом и материальным производством в частности.

Материальная культура в целом, как и материальное произ­водство в частности, оценивается культурологией с точки зрения создаваемых ими средств и условий для совершенствования жизне­деятельности человека, для развития его «Я», его творческих потен­ций, сущности человека как разумного существа, с точки зрения роста и расширения возможностей реализации способностей чело­века как субъекта культуры. В этом смысле понятно, что как на раз­личных этапах эволюции материальной культуры, так и в конкрет­но-исторических общественных способах материального производ­ства, складывались различные условия и создавались различные по уровню совершенства средства для воплощения творческих идей и замыслов человека в стремлении улучшить мир и самого себя.

Гармоничные отношения между материально-техническими возможностями и преобразующими замыслами человека в истории существуют не всегда, но когда это объективно становится возмож­ным, культура развивается в оптимальных и сбалансированных формах. Если гармонии нет — культура становится неустойчивой, несбалансированной, и страдает либо инерционностью и консерва­тивностью, либо утопичностью и революционизмом.

ляют термин «культура»:

— политическая,

— правовая,

— эстетическая (искусство, литература),

— этическая (иногда — нравственная или мораль),

— философская,

— социальная (язык, быт, традиции и обычаи,)

  1. религиозная

Существуют виды культуры, которые невозможно однозначно отнести только к материальной или духовной области. Они представляют собой вертикальное сечение культуры, пронизывающее всю ее систему. Это такие виды культур как экономическая, политическая, экологическая, эстетическая.

Экономическую культуру можно определить как комплекс элементов и явлений культуры, сте­реотипов экономического сознания, мотивов ведения, экономических институтов, обеспечивающих воспроизводство экономической жизни.

Политическая культура в качестве своих струк­турных элементов включает в себя культуру по­литического сознания, культуру политического поведения и культуру функционирования государ­ственных и политических институтов. С этой точки зрения политическая культура будет представлять собой совокупность элементов и феноменов сознания культуры в целом, полити­ческого поведения, формирования и функциони­рования государства и политических институтов, обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества, политического процесса.

В процессе потребления ценностей духовной культуры чело­век развивается как личность, формирует самого себя. Это вы­ступает предпосылкой к непосредственному участию человека в духов­ном производстве, в производстве ценностей духовной культуры. Процесс духовного потребления регламентируется характе­ром и развитием духовных потребностей, которые выступают важным элементом, «клеточкой» всей структуры функционирова­ния духовной культуры общества. Именно по состоянию потреб­ностей широких масс в пользовании ценностями духовной куль­туры и самостоятельной творческой деятельности можно судить о духовной атмосфере данного общества.

В качестве одной из важнейших подсистем духовной культу­ры выступает

художественная культура. Ее можно определить как совокупность созданных обществом художественных ценностей, а также как процесс их создания, распространения и восприятия, усвоения обществом и каждым отдельным человеком.

Художественная культура начинается с искусства, но не сводится к нему. Искусство - ядро художественной жизни и куль­туры, ее важнейший элемент, вокруг которого образуются другие слои и пласты художественной жизни. Развитие художественной культуры, как и культуры вообще, решающим образом зависит от культурной политики, проводимой государством, творческими организациями и другими субъекта­ми, воздействующими на культурную жизнь.

еловеку эстетическое наслаждение;

  1. познавательная, выражающая

    специфику искусства как познания жизни через систему художественных образов;

  2. идеологическая, означающая,

что искусство выступает вы­разителем и проводником того или иного мировоззрения;

- воспитательная, заключающаяся в воздействии искусства на людей, в его возможностях формировать духовный мир человека;

- коммуникативная функция, которая означает, что художе­ственная культура служит каналом передачи не только знаний, но и чувств, она является средством духовного общения людей.

Развитие художественной культуры, как и культуры вообще, решающим образом зависит от культурной политики, проводимой государством, творческими организациями и другими субъекта­ми, воздействующими на культурную жизнь.

ВИДЫ ИСКУССТВ,

Искус-во – особая форма общ сознания, и деятельности ч-ка в основе к-го лежит худ-но-образное отражение действительности. В процессе ист. Развития сложились разл. Его виды: арх-ра, изоб иск-во(живопись. Скульптура, графика) декоративно-прикл. Иск-во, лит-ра, хореография, музыка, театр, кино, дизайн.Классификация икусств: 1. пространственные, статические(арх-ра, изобр. Ис-во), временные или динамические(лит-ра, музыка) и пространственные временные (балет, театр, кино)

Архитектура (зотчество)- иск-во строить.

Живопись - - цвет +рисунок: виды: монументальная, станковая, театрально-декоративная, миниатюра. миниатюра

Монументальная (фреска, мозаика витраж, восковая живопись)

Станковая на станке на мольберте

Графика (линия, штрих, тень и свет)

Виды графики станковая. Книжная, плакат, журнальная, газетная.промышленная

Скульптура монументальная, станковая, декоративная.

Декоративно-прикладное ис-во: отрасли- керамика, юв. Изд. Посуда, мебель, резьба.

Литература- иск-во слова

2