7.2. Информационное обеспечение координации выставочной деятельности
Особенно трудно бывает сбалансировать и рационально скоординировать выставочную деятельность на местах без своевременной и достоверной информации о планах конкурентов на таких огромных пространствах, как в России. Для решения практических вопросов организаторов и участников выставок, а также для координации выставочной деятельности необходима достоверная, полноценная и своевременная информация. Обычно особенно остро ощущается отсутствие аналитической информации о планируемых программах и состоянии их реализации, об уровне и качестве проводимых мероприятий, о тенденциях в ценообразовании и т.п. Информацию о выставках в первую очередь рассылают сами заинтересованные стороны — устроители выставок и ярмарок. Для этого они используют почту, телексы, факсы, электронную почту, Интернет и другие средства, вплоть до нарочных. Наиболее распространен пока вид информирования, называемый прямой почтовой рассылкой (Direct Mail). Но ее недостаток в том, что почтой приглашения и договорные документы обычно рассылаются только тем организациям, сведения о которых уже есть в базе данных устроителя выставки. Как правило, это участники уже проведенных выставок. Но существует масса потенциальных участников, которые о данной выставке могут ничего и не знать именно потому, что не включены в базу данных. Например, информационно-аналитическая служба ОАО «Росстройэкспо» к 1995 г. располагала базой данных на 3,5 тыс. предприятий строительной и смежных отраслей, тогда как их в стране насчитывалось около 20 тысяч. Для оповещения большего числа потенциальных экспонентов устроители публикуют информацию о своих выставках в газетах и журналах, рекламируют выставки на радио и телевидении. С 1991 г. начали формироваться специальные информационные разделы в газетах «Коммерсант», «Деловой Мир», «Новая строительная газета», «Торговые ведомости» и в отраслевых журналах «Химическая промышленность», «Электротехническое оборудование» и т.п. Ряд газет и журналов и сейчас специально отводят место для информации о выставках текущего периода и последующих месяцев. С 1992 г. в Москве на базе издательства «Деловой Мир» фирмой «Сервис Экзибит» стала издаваться первая в России специализированная газета «Выставки, ярмарки и салоны», в которой наряду с календарями выставок публиковалась уже и аналитическая информация. Несколько лет аналитико-статистическую информацию Фонда исследований выставочно-ярмарочной деятельности фирмы «Сервис Экзибит» регулярно публиковали газеты «Интеллектуальный мир», «Финансовые известия», «Деловой мир», журналы «Бизнес Матч» и «Деловые люди». С 1993 г. в Москве стал выходить информационный бюллетень «Ярмарка», а с 1994 г. — специализированная газета «УдачаБизнес» (ныне — «Удача Экспо»). Вслед за ними увидели свет газеты: «Казанская ярмарка», «Нижегородская ярмарка», «Международный выставочный телеграф» (Киев) и «Экспозиция» (Ростов-на-Дону), выставочный бюллетень «Саратовский деловой вестник», «Новости выставок» (Санкт-Петербург), «Ярмарки в Сибири» (Иркутск) и журналы «Бизнес и выставки», «Выставочные и презентационные технологии». Сегодня популярными выставочными изданиями являются: Всероссийская выставочная газета «Удача Экспо», газеты «Экспо новости», «Бриг», «Выставочный эксперт», «Ярмарочная газета», журналы «Экспо курьер» ЗАО «Экспоцентр», «Экспо ведомости» ТПП РФ, ЭкспоМир» и «Экспо Сегодня». Важным подспорьем для получения информации о выставках и ярмарках становится Интернет. Но и этого порой бывает недостаточно: то реклама припозднилась, то потенциальный клиент ее не увидел. Вышедшая с запозданием реклама работает только на посетителей выставок, не позволяя получившим ее предприятиям своевременно оформить необходимую документацию даже при желании принять участие в них. Поэтому в дополнение к оперативной информации развивается система заблаговременного оповещения о выставках в виде ежегодных каталогов-справочников.
В 1991 г. фирма «Сервис Экзибит» впервые после перестройки выпустила «Всемирный календарь регулярных выставок, ярмарок и салонов» на 6 тыс. выставочных мероприятий в 100 странах мира с методическим пособием «Ярмарка: выбор, риск, последствия». Но в связи с появлением на рынке зарубежных справочников международных выставок «Мессе плэнер», «А+М» (Германия), «Fiere nel Mondo» (Италия), «Трейд Шоу Директори» (США), венгерского, британского и др. изданий, его выпуск пришлось прекратить. С 1992 г. фирма «Сервис Экзибит» начала выпускать «Календарь выставок, ярмарок и салонов России, стран СНГ и Балтии» на русском и английском языках. Аналогичные русскоязычные справочники с 1994 г. стали издавать: фирма «Трайдент», редакции газет «Ярмарка» и «Удача бизнес». А в 1995 г. в России появились первые электронные версии отечественных и зарубежных справочников. В это же время появились справочники выставок по отраслям: «Строительство», «Товары народного потребления», «Выставочные услуги», «Выставочный сервис» и др.
Сегодня информацию о выставках, ярмарках и услугах издают или распространяют на CD-ROM около десятка организаций. Среди них: Международный Союз выставок и ярмарок, «АСУ-Импульс», фирмы «Информэкспо», «Трайдент», «Поиск», РИА «Норма», ЗАО «Экспомир», Московская ТПП, РИА «Ставия» и др. Это значительно улучшает информационное обеспечение заинтересованных сторон, но не решает всех проблем. Примерно десятая часть объявленных выставок все еще переносится или вообще отменяется. И нужна хорошая система экстренных оповещений об изменении выставочных программ.
Об изменениях пытаются своевременно сообщать организаторы выставок почтовой рассылкой, через газеты, журналы, корпоративные информационные сети и Интернет, но пока эта система не охватывает всех изменений и не достигает всех заинтересованных сторон. И хотя отечественные организаторы выставок держат ориентир на зарубежную практику, где выставочная деятельность настолько отлажена, что отмена или перенос выставки стали чрезвычайно редким явлением, разработки концепций и систем информационного обеспечения выставочной деятельности продолжаются. Большие надежды возлагаются сегодня на создание Торгово-промышленной палатой РФ Единой общероссийской информационной системы для координации выставочно-ярмарочной деятельности в стране.