33. Творчество Прокопия Чирина, Никифора Савина, Назария Истомина и пр.
Прокопий Чирин был, вероятно, пришельцем из Новгорода и с конца XVI века исполнял в Москве заказы для царского двора. Приписываемая, обычно, ему композиция "Никита-воин" (начало 1590-х годов, ГТГ), - вероятно, одна из первых его московских работ. В собрании Третьяковской галереи есть и другие его произведения, в частности "Никита-воин" (1593), "Богоматерь Тихвинская" (кон. XVI - нач. XVII в.) и исполненный совместно с Никифором Савиным "Деисус". В Русском музее Прокопий Чирин представлен композициями "Никита" и "Иоанн Воин". Они дают возможность в общем характеризовать творческую индивидуальность выдающегося мастера.
Главной выразительности достигает он с помощью тонкой линии, очень изящной, декоративной. Изображение возникает у него из плоскости нередко как богатый орнамент. Цвет играет более подчиненную роль и опять-таки важно отметить его декоративное звучание. Прокопий Чирин, подобно другим мастерам строгановской школы, охотно использует золото, серебро. Его работы часто производят впечатление драгоценной, ювелирно отделанной вещи. Декоративность акцентируется так же и жестами действующих лиц, контрастом тонких фигур и светлых лиц с пышностью узоров одежд.(так же художник книги (евангелистов нарисовать для книг печатного двора)).
Назарий Истомин, видный иконописец первой половины XVII в., начинает свою творческую деятельность как художник строгановской школы, а в 20-х гг. становится одним из ведущих государственных мастеров. Д.А. Ровинский дает такую характеристику письма Назария Истомина: «Лица в его образах светлые, с сильными пробелами и красноватыми тенями, отливающими в оранжевый цвет. Ризы по большей части изукрашены травами, наложенными золотом; свет красочный. Фигуры в 8 и 9 голов» 2I.
Одно из характерных его произведений этого времени — икона «Царь царем» или «Предста царица». Спас представлен в образе великого архиерея с предстоящими Богоматерью, Предтечей, архангелами Михаилом и Гавриилом. Смягченный ритм плавных, волнообразных линий трона Христа, легкое оживление в движениях фигур придают привычной иконографической канве сюжета особую изысканность. В иконе «Богоматерь Петровская» возвышенная идеализация образа соединена с чисто русской задушевностью и благородной простотой. Утонченность стиля граничит с сознательной стилизацией приемов письма, не переступая эту грань. В произведении видны владение школой высокого класса, безошибочная точность рисунка, не подлежащего правке. Изображение отличается
легкой живописной структурой, сотканной из сближенных по тону и цвету коричневато-охристых тонов. Теплый и плотный колорит рассчитан на противопоставление живописи рассеянному холодному блеску оклада из драгоценного металла. Свойственные образам Назария
Истомина серьезность, «истовость» настроения, строгая сосредоточенность роднят его произведения с иконописью знаменитого современника Прокопия Чирина. Но в живописи Назария Истомина
заметен вкус к материальной предметности изображения, что получит в дальнейшем более определенное выражение.
- 1.Иконопись X—XIII веков в Древней Руси. Техника, стилист
- 2. Архитектура Киевской Руси.
- 3. Георгиевский собор Юрьева монастыря и Рождественский собор Антониева монастыря в Новгороде.
- 4. Мозаики и фрески Софии Киевской.
- 5. Миниатюра и рукописная графика хi в. («Остромирово Евангелие»).
- 7.Архитектура Владимиро-Суздальского княжества: крепостное и культовое строительство.
- 8.Архитектура Владимира при Андрее Боголюбском.
- 9.Архитектура Новгорода и Пскова хп—хiii вв.
- 10.Художественное убранство церкви Спаса на Нередице — «энциклопедия русской религиозной живописи».
- 11.Особенности новгородской и псковской иконописи домонгольского периода.
- 12. Московский Кремль при Иване Калите.
- 13.Строительство монастырей.
- 14.Культовое и гражданское зодчество в Новгороде хiv-хv вв.
- 15.Расцвет псковской архитектуры.
- 16.Фрески церкви Успения на Волотовом поле. Росписи Спаса на Ковалеве, история воссоздания ансамбля росписей этого храма.
- 17.Творчество Феофана Грека в Новгороде.
- 18.Новгородская икона хiv-хv вв.
- 19.Тверская и ростово-суздальская школы иконописи.
- 20.Московская икона.
- 21.Творчество Андрея Рублева.
- 22.Строительство в Московском Кремле при Иване III.
- 23.Работы псковских строителей в Кремле в хv.
- 24. Шатровое зодчество хvi века.
- 25.Храм Василия Блаженного.
- 26.Дионисий как глава московской живописной школы второй половины хv — начала хvi в.
- 27. Росписи Дионисия и его сыновей в Рождественском соборе Ферапонтова монастыря (1502).
- 28.Появление символико-исторического жанра в иконе хvi в. (икона «Церковь воинствующая»).
- 29.Гражданское зодчество и храмовое строительство хvii в.
- 30. «Московское» («нарышкинское») барокко последней четверти хvii в.
- 31. Изографы Гурий Никитин, Сила Савин, Дмитрий Григорьев-Плеханов. И гравюры на металле.
- 32. «Годуновская» и «строгановская иконы конца хvi — первой трети хvii вв.
- 33. Творчество Прокопия Чирина, Никифора Савина, Назария Истомина и пр.
- 34. «Строгановская» икона
- 35. Творчество Симона Ушакова
- 36. Парсуна хvii в., ее особенности и ее роль в развитии портретного искусства хviii в.