9.Архитектура Новгорода и Пскова хп—хiii вв.
Великий Новгород был одним из крупнейших городов Древней Руси и политическим центром Новгородской феодальной республики. Северо-запад Руси – Новгородская и Псковская земли – в силу своего географического положения на окраине русских земель испытывал самые разнообразные художественные влияния. Начиная с XII в. лицо новгородской культуры стала определять торгово-ремесленная среда. Новгородская торговля в XII в. приобрела международный характер. В 1136 г. Новгород превратился в вечевую республику. Спас-Нередица как княжеский заказ –исключение во второй половине XII в. Храм был расписан на следующий год после постройки, в 1199 г. Фрески покрывали стены сплошь, снизу доверху, как ковер, независимо от тектоники стены. Их расположение традиционно, канонично. В куполе была изображена композиция Вознесения, в барабане –пророки, в парусах – евангелисты, в центральной апсиде –Богоматерь Знамение, ниже – Евхаристия, еще ниже – святительский чин, а затем Деисус. На стенах размещались Праздники (т.е. сцены из жизни Христа и Марии) и Страсти Христовы. На западной стене, как обычно, был представлен Страшный суд, что подкреплялось надписью: «Страшное судище». В церкви Спаса на Нередице отчетливо прослеживается несколько индивидуальных почерков, среди которых различаются и более живописные, и более графические, но это не лишает храмовую живопись стилистического единства. Общее впечатление от стенописи Нередицы – суровость, почти аскетизм, и непреклонность, иногда доходящие до исступления, тем более впечатляющие, что исходили не от отвлеченных византийских ликов, а от образцов неповторимо-индивидуальных, неуловимыми чертами напоминающих новгородские лица. «Молодший брат» Новгорода Псков долго находился под его могущественным влиянием, но со временем обрел свой выразительный художественный стиль. Около 1156 г. за городской чертой (теперь в центре Пскова) был возведен Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря – с сильно подчеркнутой крестово-купольной схемой плана, с массивным, несоразмерно тяжелым куполом на столь же широком барабане. Резко пониженные боковые апсиды, подчеркивающие центральное пространство, свидетельствуют об определенном греческом влиянии. Внутри собора сохранилась живопись, до конца расчищенная в наши дни, в некоторых сценах по своей экспрессивности предвосхищающая стиль Нередицы.
- 1.Иконопись X—XIII веков в Древней Руси. Техника, стилист
- 2. Архитектура Киевской Руси.
- 3. Георгиевский собор Юрьева монастыря и Рождественский собор Антониева монастыря в Новгороде.
- 4. Мозаики и фрески Софии Киевской.
- 5. Миниатюра и рукописная графика хi в. («Остромирово Евангелие»).
- 7.Архитектура Владимиро-Суздальского княжества: крепостное и культовое строительство.
- 8.Архитектура Владимира при Андрее Боголюбском.
- 9.Архитектура Новгорода и Пскова хп—хiii вв.
- 10.Художественное убранство церкви Спаса на Нередице — «энциклопедия русской религиозной живописи».
- 11.Особенности новгородской и псковской иконописи домонгольского периода.
- 12. Московский Кремль при Иване Калите.
- 13.Строительство монастырей.
- 14.Культовое и гражданское зодчество в Новгороде хiv-хv вв.
- 15.Расцвет псковской архитектуры.
- 16.Фрески церкви Успения на Волотовом поле. Росписи Спаса на Ковалеве, история воссоздания ансамбля росписей этого храма.
- 17.Творчество Феофана Грека в Новгороде.
- 18.Новгородская икона хiv-хv вв.
- 19.Тверская и ростово-суздальская школы иконописи.
- 20.Московская икона.
- 21.Творчество Андрея Рублева.
- 22.Строительство в Московском Кремле при Иване III.
- 23.Работы псковских строителей в Кремле в хv.
- 24. Шатровое зодчество хvi века.
- 25.Храм Василия Блаженного.
- 26.Дионисий как глава московской живописной школы второй половины хv — начала хvi в.
- 27. Росписи Дионисия и его сыновей в Рождественском соборе Ферапонтова монастыря (1502).
- 28.Появление символико-исторического жанра в иконе хvi в. (икона «Церковь воинствующая»).
- 29.Гражданское зодчество и храмовое строительство хvii в.
- 30. «Московское» («нарышкинское») барокко последней четверти хvii в.
- 31. Изографы Гурий Никитин, Сила Савин, Дмитрий Григорьев-Плеханов. И гравюры на металле.
- 32. «Годуновская» и «строгановская иконы конца хvi — первой трети хvii вв.
- 33. Творчество Прокопия Чирина, Никифора Савина, Назария Истомина и пр.
- 34. «Строгановская» икона
- 35. Творчество Симона Ушакова
- 36. Парсуна хvii в., ее особенности и ее роль в развитии портретного искусства хviii в.